Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации образовательных маршрутов
консультация (старшая группа)

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации образовательных маршрутов

      Дошкольный возраст это благоприятный время, когда можно заложить в человеке духовно-нравственные качества, воспитать хранителя  культурного наследия.  Культура и история родного края  становится для ребенка первым шагом в познании   общечеловеческих ценностей и  формировании себя как личности.  

        Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью формирования духовно - нравственных основ личности ребёнка и, с другой стороны,  требование Федерального государственного стандарта, который  рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

В качестве необходимых и достаточных условий для реализации вопросов по духовно-нравственному развитию нами рассматривается разработка и внедрение образовательных маршрутов. Образовательные маршруты — это попытка достижения от воспитания простых чувств,  к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств   любви и гордости за свою Родину.  

Основные задачи образовательных маршрутов:

  •  воспитать в детях бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа;
  • развивать в детях чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства;
  • формировать  уважительное отношение к другим народам и их культуре; 
  •  создать условия для знакомства с национальным достоянием, историей, богатством своей страны, республики,  родного города.

    С целью организации и внедрению образовательных маршрутов нами используются проектный метод, который   дает возможность развивать в детях творческий потенциал, познавательную активность, умение решать проблемные ситуации, а самое главное  используемый метод дает нам возможность   организовать детьми и их родителями поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

       Образовательные маршруты разрабатываются и внедряются в группах старшего дошкольного возраста. Направления маршрутов связано  знакомством детей с культурным наследием родной республики Хакасия.   Содержание маршрутов связанно между группами старшего  и подготовительного  к школе группами и предусматривают реализации в течение двух лет. Тематика маршрутов разделана на модули. Каждый модель обеспечивает реализацию своих задач.

  • Модуль «Богатство земли хакасской» - развитие представлений о полезных и природных богатствах, о животном и растительном мире, о заповедниках  республики.
  • Модуль «Моя Хакасия – край родной» -  развитие представлений о культурном наследии народа республики.
  • Модуль «Люди, прославившие республику» - развитие представлений о знаменных людях республики.
  • Модуль «Столица Хакасии – город Абакан» - развитие представлений о городе как о культурном центре Республики.

         Образовательные маршруты оформляются в виде проектных карт, что дает любому педагогу ими воспользоваться, изменить или его дополнить. Для полноценной реализации любого маршрута требуется большая подготовка, как с методической стороны, так и с материально-технической базы. С этой целью в нашем дошкольном учреждении создана и действует инициативная группа, которая прорабатывает данные аспекты. Кроме того, образовательные маршруты предусматривают обязательное оформление продуктов  детской поисково-исследовательской и творческой деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.     Важным аспектом, реализации маршрутов является взаимодействие с семьей, которое   строится на понимании  того, что  родители -  это полноправные участники  образовательного процесса. Родители: оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами; оказывает помощь при организации экскурсий; приобщают детей к традициям своей семьи; знакомят с народными играми;  участвуют в мероприятиях учреждения и т.д.

После внедренных познавательных маршрутов можно сделать вывод: дети с удовольствием знакомились с историей республики, им доступны чувства любви к родному городу, они с большим интересом принимают участие в поисковой и исследовательской деятельности, а самое главное ребята понимают, что  от них зависеть будущие своей страна. Педагоги и родители то же сделали выводы: реализация маршрутов дают положительные результаты по духовно – нравственному воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития л...

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

Цель: Создать условия для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать  у дош...

.«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в реализации деятельности художественно-эстетического цикла в семейном детском саду

Программа дополнительного образования по духовно-нравстенному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семейном детском саду или воскресной школе. Авторы Гуськова Н.В., Зозуля А.Н., Попова В.В...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...