Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
консультация

Шелудько Надежда Николаевна

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №118»


Консультация для педагогов

«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

                                                                                          Подготовила:

                                                                                         Старший воспитатель                        

                                                                                              Шелудько Н.Н.

2022г.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:

- проведение социологических срезов, опросов;

- «Почтовый ящик».

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

- совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.);

- участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

- семинары-практикумы;

- педагогический брифинг;

- педагогическая гостиная;

- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес»);

- устные педагогические журналы;

- педагогическая библиотека для родителей;

- заседания клубов для родителей.

Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

- информационные проспекты для родителей;

- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет;

- организация мини - библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний.

  • Педагогическая мастерская
  • Деловая, ролевая игра
  • Конференции
  • Консилиумы
  • Диспуты
  • Диалоги
  • Дискуссии
  • Практикумы
  • Тренинги
  • Круглый стол
  • Вечер – встреч
  • КВН
  • Конкурсы
  • Праздники
  • Посиделки
  • Семинары
  • Педагогический всеобуч
  • Педагогические гостиные
  • Школа заботливых родителей

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от...

консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"

консультация "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26110476","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»...