Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
проект (подготовительная группа)

Распопова Ирина Михайловна

Задачи экологического воспитания:
1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
3. развивать познавательный интерес через интеграцию разных видов деятельности, интересы ребенка
4.воспитывать интерес к окружающему миру, развивать чувства бережного отношения к природе.
5. разработать мероприятия по реализации проекта «Эколята-дошколята»
6.создать атмосферу сотрудничества с родителями воспитанников, объединить их усилия для участия в реализации проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Экологическое воспитание детей 7 лет через игровую деятельность». Автор: воспитатель МДОУ№9 «Канашевский детский сад «Золотой ключик» Распопова И.М. Красноармейский муниципальный район

Слайд 2

Актуальность и перспективность опыта. «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Задачи экологического воспитания: 1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. 2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста. 3. развивать познавательный интерес через интеграцию разных видов деятельности, интересы ребенка 4.воспитывать интерес к окружающему миру, развивать чувства бережного отношения к природе. 5. разработать мероприятия по реализации проекта « Эколята -дошколята» 6.создать атмосферу сотрудничества с родителями воспитанников, объединить их усилия для участия в реализации проекта.

Слайд 4

Пути использования разнообразных форм и методов работы:

Слайд 7

Огород на подоконнике

Слайд 9

Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой:

Слайд 10

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте . «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости» В.А.Сухомлинский.

Слайд 12

сюжетно-ролевые игры с природным содержанием

Слайд 15

Проект «От семени до растения»

Слайд 18

Проект «Радуга в стакане»

Слайд 19

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Слайд 20

Памятка для родителей

Слайд 21

Папка-передвижка «Экологическое воспитание детей в семье»

Слайд 22

Положительные результаты:

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №9

«Канашевский детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Экологическое воспитание детей 7 лет через игровую деятельность».

Воспитатель

Распопова Ирина Михайловна

с.Канашево

2022г.

Содержание:

1.

Актуальность ……………………………………………………………

3

2.

Содержание опыта ………………………………………………………

5

3.

Заключение ………………………………………………………..….…

14

4.

Список литературы …………………………………………………...…

16

Приложение 1 - Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 2 - Проект для детей старшего возраста «Эколята - дошколята».

Приложение 3 – Проект «От семечка до растения»

Приложение 4 – Экологические игры.

Приложение 5 – картотека опытов и экспериментов

Приложение 6 – Картотека игр для прогулок в разное время

Приложение 7 – Анкетирование родителей.

Приложение 8 – Фотографии поделок из природного материала

Приложение 9 – НОД:

1.

2.

3.

4.

Актуальность

 «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Сократ, Демокрит (древнегреческие философы) высказывали свои мысли о природоспособности в воспитании и развитии детей, т.е. не в отрыве от природы, а наоборот, природа играла первостепенную роль.

Экологическое воспитание всего населения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Во многих точках земного шара всевозрастающее внимание обусловлено обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.

С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03 1997 №4/16) экологическое образование постепенно становится направлением в работе дошкольных учреждений. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При планировании воспитательно образовательной  деятельности в ДОУ необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования по формированию экологической культуры должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.

В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте.


2.Содержание опыта

Так как дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Игры и игровые упражнения сделают этот процесс более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Цель работы: сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством игровой деятельности.

В соответствии с целью, сформулировала следующие задачи:

- изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

- развивать игровую деятельность в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

- развивать познавательный интерес через интеграцию разных видов деятельности, интересы ребенка (игровая, познавательная, творческая деятельность, исследовательские опыты и эксперименты)

- воспитывать интерес к окружающему миру, развивать чувства бережного отношения к природе.

- разработать мероприятия по реализации проекта «Эколята-дошколята»

- создать атмосферу сотрудничества с родителями воспитанников, объединить их усилия для участия в реализации проекта.

Для реализации поставленных перед собой задач создала определённые условия. Это, в первую очередь, разумную организацию игровой деятельности детей, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и опыта. Изучила методическую литературу по игровой деятельности и экологическому развитию.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. А современные программы экологического воспитания дошкольников («Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Природа – наш дом» Н.А.Рыжовой решают вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей; нацелены на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Окружающее ребенка пространство является одним из основных способов познания окружающего мира, поэтому особое место в группе занимает предметно-развивающая среда, которую мы дополнили.

В нашем уголке природы поселились фигурки помощников природы (Ёлочка, Шалун, Умница и Тихоня), маски героев эколят, которые дети одевают с удовольствием в игровой и познавательной деятельности.

Мной был разработан и реализован проект средней продолжительности «Эколята-дошколята» на основе интегрированного подхода /приложение №1/. И проект краткосрочный «От семечка до растения» /приложение №2/

 В ходе работы по проекту провели цикл мероприятий:

  1. Чтение и обсуждение литературных произведений о растительном и

животном мире, об охране природы. Как мусор влияет на экологию. Чем он опасен и как правильно его сортировать. Наглядный материал.  Видео показ.

  1. Использование русского народного творчества: пословицы, поговорки,

народные приметы, загадки.

3) Показ слайдов, презентаций о природе родного края.

4) Непосредственно - образовательная деятельность по познавательному развитию. Тема «Бережем планету Земля» - аппликация из салфеток.

5) Комплексное занятие на тему: «Огород на подоконнике»

6) Экологическая акция «Чистый участок»- трудовой десант по уборке

прогулочной территории.

Совместно с детьми изготовили макеты «Насекомые», «Животные нашего леса», «Подводный мир», «Домашние животные». Дети с удовольствием играют, переставляют, добавляют животных.

Для успешного решения поставленных задач в работе с детьми играли в игры, которые воздействуют на интеллектуальное развитие, формируют эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Ролевые экологические игры (творческие игры). Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, дети выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель этих игр – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны, дети уже подходят к строительству со стороны экологической направленности (экологически чистый материал, воздух, продукты).

Я заранее проводила беседы по теме предстоящей деятельности. Когда с детьми мы строим город, то обращаю внимание детей на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось жить с нашими родными и близкими. Рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации. Составляем карточки – схемы, работаем по чертежам, анализируем постройки, ищем пути решения.

С детьми мы составляли чертежи строительства парка, в котором строят фонтан, качели, «сажают» растительность и так далее.

На основе различных событий жизни детей разворачиваем сюжетно-ролевые игры с природным содержанием - посещение цирка, знакомство с животноводческой фермой, экскурсии на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку.

Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью.

Чтобы детям было интересно играть в игры, я создавала необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку), который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия. По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.

Играя в игру «Семья» создаю ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.

В игре «Поездка в лес», решаем несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

Совместно с детьми играем в сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Цветочный магазин», «Путешествие в зоопарк», «В гостях у бабушки», «Огород», «Защитники природы».

Имитационные экологические игры.

Любимыми играми с элементами имитации стали подвижные игры: «Хитрая лиса», «Два мороза», «Гуси лебеди», «Мышеловка», «Медведь и пчелы», «Через ручеек», «Вороны», «Воробышки и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках» и др.

Соревновательные экологические игры очень нравятся детям.

Такие игры стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений.

Дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания, логически мыслят, быстро принимают решения, а также выполняют практическую деятельность. Дети помогают друг другу, а главное – учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы.

Совместно с детьми проводим экологические викторины, «Поле чудес» и др.

Игры-путешествия.

В нашей группе установлены панели, их мы применяем для игр -путешествий. С помощью этого технического средства обучения, мы попадаем с детьми на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и другие интересные места. Эти игры способствуют расширению знаний о мире, учат правильно относиться к предметам окружения, так же способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

Дидактические игры.

Дидактические игры использую не только в свободной деятельности, так как эти игры носят разнообразный характер то включаю их в непосредственно образовательную деятельность:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта).

- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания,

- по ознакомлению с окружающим и на других занятиях.

Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).

Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяют не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомят с местом обитания. Дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, ведь они напрямую связаны с природой. Дети сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе и учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

Вместе мы разгадываем кроссворды, решаем ребусы, наблюдаем за животными и растениями.

Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

В работе с детьми также применяла игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.

Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что….», «Птицы могут летать, потому что….», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что….». 

В своей работе я проводила систему игр, состоящих из нескольких блоков:

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если…?», «Береги природу!» и др.

4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).

При организации игр я применяла системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Используя различные методы и приёмы.

Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных, поощряю детей за активное решение задач, к изготовлению практического материала.

На прогулке знакомлю детей с изменениями в природе по сезонам, я провожу игры с природным материалом (песок, глина, вода, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся с природными явлениями и со свойствами песка, глины, воды, снега и др. Кроме этого на прогулке я применяю разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови», «Загадки о животных», «Раз, два, три к дереву беги» и др.

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Организую консультации и беседы экологического содержания, например, «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптека» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.

Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

Совместно озеленяем территорию детского сада;

Родители с желанием принимают участие в традиционных выставках детского сада «Дары осени», «Огородные сказки», «Витамины на подоконнике»;

Нетрадиционной формой в моей работе стали акции: «Сдай батарейку - спаси ежика», «Покорми птиц зимой!», «Берегите село от мусора!», «Посади дерево!», «Сдай бумагу - сохрани лес!», «Разделение мусора». Для формирования экологической культуры экологические акции позволили 

объединиться детям - родителям и воспитателям для осуществления единой цели.

Такая работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

В своей работе я опиралась на следующие принципы:

1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает  

использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;

2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а также индивидуально каждому ребенку;

3. принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;

4. принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легко воспринимаемого, интересного для детей материала;

5. принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

6. принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

 


Заключение

Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало, как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.

Если мы, взрослые будем приобщать ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд художественную литературу, телепередачи и так далее, его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в играх.

Игра — это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

• сформированы начала экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
        Таким образом, эффективность работы по экологическому направлению подтверждается стабильными позитивными результатами, а систематическая работа по развитию экологических представлений с использованием игр доказала свою эффективность.

Список литературы:

  1. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.
  2. Николаева С.Н. приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома.- М.: Мозаика – Синтез, 2013.-120 с.

3.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

4.Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.

5.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

6.Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград:Учитель, 2008. – 157 с.

7.Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.:ил.

8.Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л.Аветисян.   - 1986. - №1.- С.10-12.

9.  Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1978. - 223

10. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...

Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из ...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...