Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»
статья (подготовительная группа)

Черняева Елена Павловна

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной  группе «Капелька»

Воспитатель : Черняева Е.П.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека Луций Анней.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.

Ребенок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают.

Без любви к своей семье, дому, Родине – не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств, способных проявлять любовь к малой Родине, отражены в нашем проекте «Россия – Родина моя!», который реализовывался с 31.10.22- 16.11.22

Основная цель проекта: Формирование понятия о национальных особенностях народов, населяющих нашу страну – русских, татарах,  а также близкому по культуре и языку народу Белоруси.

Мотивационной ситуацией послужило знакомство с белорусским танцем «Бульба», разучиваемым на занятиях по хореографии и возникшей проблемной ситуацией: кто такие белорусы и где они живут, что такое национальность?

Формируя цели и задачи проекта, я  учитывала не только возрастные особенности детей и уже сформированные у воспитанников необходимые знания по теме «Россия – Родина моя!», но и типологию задуманного проекта. Наш проект был информационно-творческим, то есть перед нами стояла задача расширить знания детей,  сформировать новые знания по направлению многонациональность, патриотизм и подготовить творческий продукт в виде праздника, поэтому музыкальный руководитель также стал участником нашего совместного проекта. Реализация проекта состояла из трех этапов: подготовительный, практический и заключительный. В ходе выполнения плана реализации проекта, я первым делом принесла в группу карту мира , показала где находится Россия и где Беларусь, мы с детьми обсудили что мы знаем о нашей стране России и где мы можем найти новую информацию о своей малой родине – Пугачеве. Так мы совместно пришли к идее посещения музея краеведения и привлекли к этому родителей. Еще в ходе бесед о малой родине, дети делились о красивых запоминающихся местах нашего города, и выяснилось, что многие путешествовали летом в другие города. Так возникла идея о стенгазете «Родная сторонка», в чем опять нам вы нам помогли родители. А чтение и рассматривание мини энциклопедии о России, поход в музей, экскурсия в музей старинных вещей в соседнюю группу «Ромашка», помог ребятам прийти к мысли о возможности организации маленького музея у нас в группе . Работая над проектом, мы познакомились со словом НАЦИОНАЛЬНОСТЬ и узнали что  Россия не только самая большая по территории на нашей планете, но и то, что в ней проживают более 190 национальностей. Поэтому Россию называют многонациональной.

Родина для каждого начинается со своего дома, и мы совершили сказочное путешествие на ковре самолете прямо из садика. Из путешествия мы узнали, что наша река Иргиз очень красива и извилиста и несет свои воды в Волгу. Познакомились с гербом нашего города Пугачева, узнали, что раньше Пугачев носил имя Николаевск. В группе была организована фотовыставка «Из истории города».

Одним словом на подготовительном организационном этапе мы обсудили и наметили вместе детьми предстоящую деятельность и определили средства реализации проекта. А выяснив, что же объединяет всех живущих в Пугачеве,   России, что такое национальность и в чем отличие россиян, мы приступили к знакомству по таким же критериям с республикой Беларусь. Каждый раз, планируя свою деятельность, мы обсуждали с детьми: Что мы знаем об этом, что хотим узнать и что будем для этого делать?

В итоге много узнали, посмотрели презентации, послушали музыку, слушали белорусские народные сказки «Пых», «Как курочка петуха спасла», познакомились с белорусской народной игрой «Михасик», «Колечко на веревочке». Послушав аудиозапись стихотворения  и песни на белорусском языке, поняли что наши языки, национальные костюмы, игры, сказки очень похожи, поэтому мы народы –братья.

Возникли новые вопросы: такие как: а как раньше жили беларусы, живут ли они в России, почему возникли такие символы у России и Белоруси, и в этом и проявлялась детская самостоятельность, сотворчество, развитие познавательных навыков. Познакомились с такими символами Беларуси: зубр, аист, беловежская пуща, цветок василек, а также с гербом и флагом. Дети вместе с родителями дома приготовили белорусское национальное блюдо из картошки – драники. А еще узнали что картошка по белорусски -бульба и наш танец тоже называется бульба

Совместная проектная деятельность, считаю, способствует и сплочению родителей, укреплению родительско-детских отношений.

Анализируя проделанную работу, могу сделать вывод, что организация различной детской деятельности положительно повлияла на развитие коммуникативных способностей детей, так как мы много общались с ребятами других групп, познавательного интереса, творческих способностей, поставленные цели и задачи достигнуты, но есть еще над чем работать.

Важно знать: чтобы патриотизм не стал для детей пустым понятием, а любовь к Родине была искренней и сильной, необходимо взрослым самим искренне любить свой край и демонстрировать свою любовь детям. Только в этом случае мы сможем воспитать достойных граждан своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"

Опыт работы  над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....

Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".

Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»

Работая над данной темой «Приобщении дошкольников к народной культуре посредствам музыки», я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, восп...

Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности.

Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям  Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности....

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины...

Авторская публикация. Тема «Приобщение дошкольников к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»

Авторская публикация. Тема «Приобщение дошкольников   к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»...