Авторская публикация. Тема «Приобщение дошкольников к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»
статья

Валентина Владимировна Самойлова

Авторская публикация. Тема «Приобщение дошкольников   к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoylova.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»

Автор: Самойлова Валентина Владимировна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение центр

развития ребенка- детский сад №5

 муниципального образования

Усть-Лабинский район

Тема «Приобщение дошкольников   к сельскохозяйственным профессиям на традициях малой родины»

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

Мы считаем, что введение  культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению  исторической памяти  к приостановке духовного обнищания.

Концепция дошкольного воспитания ориентирует нас на то, что к концу дошкольного возраста у детей могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности: отношение к природе, к «рукотворному миру», к явлениям общественной жизни.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки  Мокши, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край  имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – мордовская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Родина – это край где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все, что нас окружает. Это – наша Россия. Наша малая родина – это Краснодарский край. Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких полей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, и, конечно, самого прекрасного Черного моря- любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.

 На Кубани выращивают богатый урожай зерна, поэтому называют житницей России, великой труженицей, хлебосольной Кубанью. Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Тема о хлебе затронута не случайно, она остается актуальной в любое время, так как связана с жизнью людей. С хлебом дети встречаются ежедневно и , возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. Кубань с древних времен считалась житницей России. Край обладает громадными площадями плодородной земли, на которой выращивают зерновые культуры. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. Хлеб – символ мира и дружбы между народами во все дни. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб- кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба.

При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дети дошкольного возраста плохо понимают значение сельского труда, недостаточно бережно обращаются с хлебом. Воспитание уважения к людям, работающим на земле, производящим одно из главных богатств страны: хлеб- отличная возможность формирования у детей сознательного отношения к труду, стремление к созидательной деятельности. 

Весной трактористы пашут поле, потом сеялками сеют зерно, из каждого вырастает колосок, который растет все лето. В каждом колоске много зернышек, точно таких же, какие посеяли в поле. Когда зерна поспевают, колосок  желтеет и все поле станет желтым, в этот период комбайнеры сожнут и обмолотят колосья. Сухое зерно отвезут на мельницу, смолят,  и получится мука. Много людям приходиться трудиться, чтобы мы смогли есть вкусный хлеб.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения….»

В силу специфики своего исторического развития Кубань  является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской   культуры тесно взаимодействуют  с элементами южно -русской культуры.

Трудолюбивые женщины – казачки, пока их мужья воевали, умело вели домашнее хозяйство. Растили детей. Работали в поле, обрабатывали огороды.

  Поэтому в современном мире детей о процессе возделывания земли и выращиванием хлеба детей знакомят уже в детском саду. Это происходит через загадки, например:

Разве в огороде пусто, если там растет… (Капуста)

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет… (Картошка)

За ботву, как за веревку, можно вытащить… (Морковку)

Не пугайтесь, если вдруг слезы лить заставит…(Лук)

                       Ярче солнечного диска краснощекая… (Редиска)

Пословицы и поговорки :

Трактор есть — хлеба не перелезть.

Загудели трактора, знать, сеять пора.

Слушай агронома — будет хлеб и солома.

Зерно в колосу — торопись сжать полосу.

Жнут порою, а жуют зимою.

Что смолотишь, то и в амбар положишь.

Глубже вспашешь — больше хлеба возьмешь.

Ролевые игры, с применением различных национальных костюмов и атрибутов сельского хозяйства.

«Фермеры», «Пекари», «Трактористы», «Хлеборобы» и т.д.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью организованной образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

На огородном участке ребята сеют зерна пшеницы и наблюдают за их ростом.  Проводятся познавательные беседы  о труде агрономов, колхозников. Дети знакомились с процессом выращивания хлеба в старину и сравнивались с современными технологиями выращивания. В дидактических играх расширяется представление о сельскохозяйственном транспорте. На родительских собраниях предоставляется возможность поделиться опытом о воспитании у детей бережного отношения к хлебу.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми

Так же хотелось бы отметить, что славились своим трудом наши хлеборобы, чьи имена известны всей стране. Михаил Иванович Клепиков среди них самый знаменитый, его именем названа улица в городе Усть-Лабинске.

Вырастить хлеб - это нелегкий человеческий труд. В старину для того, чтобы добывать себе каждодневный хлеб, нужно было много работать.

Наши предки относились к хлебу с большим уважением, но не только из-за вложенного в него труда. Они воспринимали хлеб как священный дар Богов. Ведь в приготовлении хлеба участвуют Земля, Огонь и Вода, которые в древности считались Божествами, люди им поклонялись.

В тесте для хлеба заключалась живая священная сила. Поэтому, когда возвращались домой с похорон, старались первыми делом заглянуть в квашню, чтобы смерть осталась за порогом. Невесту перед свадьбой усаживали на квашню, чтобы семья жила богато, весело и многодетно.

Не стоит упускать из вида тот факт, что за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь. Хлеб ничто не может заменить.

Современный покупатель взыскателен особенно к качеству продуктов питания, в том числе хлеба, потому что наше здоровье в первую очередь зависит от того, что мы употребляем в пищу. Так что не удивительно наблюдать, как, прежде чем купить товар, человек ответственно относящийся к своему здоровью, а также здоровью своих близких, внимательно читает на упаковке состав продукта, сроки его реализации. Особенно охотно берут покупатели продукты кубанского производства со знаком «Качество Кубань».

Углубляя знания детей о родном крае, о труде хлеборобов, формируем уважительное отношение к трудовым подвигам старшего поколения, подчеркивая значимость их труда.

Не смотря даже на невиданные природные аномалии в нашем краю, не оскудела земля кубанская, не растеряла качества великого труженика- умельца. Мы можем гордиться тем, что у нас есть люди, умеющие самоотверженно, с высокой отдачей трудиться на земле.

Подводя итог, следует отметить, что хлеб всегда был мерилом всех ценностей. Хлеб – основа всей жизни. Он не только вкусный, но и полезный в нем содержится большое количество витаминов. Хлеб и мир вашему дому!!

Список использованных источников:

1. В.И. Даль «Пословицы русского народа», М., «Эксмо-Пресс», 2000г;

2. Е. Емельянова «Расскажите детям о хлебе», М., «Мозаика синтез», 2012г.

3. Под ред. В. Н. Ратушняк «По страницам истории Кубани. Исторические очерки», Краснодар, «Советская Кубань», 1993г.

4. Б. Н. Устинов, П. С. Макаренко. «Кубань старозаветная», Краснодар, «Традиция», 2012г.

5. Савельев Е. «Древняя история казачества», Краснодар , «Вече», 2012г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины...

Программа по патриотическому воспитанию "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины"

Цель: формировать у детей патриотические отношеия и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ, ТРАДИЦИЯМ МАЛОЙ РОДИНЫ

laquo;Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...