Перспективный план факультатива естественнонаучной направленности «Умелые ручки» по системе М.Монтессори в подготовительной группе№8 на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и пространстве» на 2022-2023г
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Степаненко Юлия Викторовна

                                                                                                                                                                             Перспективный план факультатива

естественнонаучной

направленности

 

 

«Умелые ручки»

 

по системе М.Монтессори в подготовительной группе№8 на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и пространстве»

на 2022-2023г

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Перспективный план факультатива

естественнонаучной

направленности

«Умелые ручки»

по системе М.Монтессори в подготовительной группе№8 на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и пространстве»

на 2022-2023г

Воспитатели: Степаненко Ю.В.

Безуглова Л.Г

Игры, задания и упражнения на  развитие и уточнение временно-пространственных представлений.

Д/и «Из чего приготовим?»

Цель:  Усвоение категорий Р.п. с предлогом ИЗ.

Описание: Педагог предлагает детям закончить следующие предложения.

Салат приготовим из……

Борщ приготовим из ….

Пиццу приготовим из….

Д/ и «Вершки-корешки».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА.

Описание: Педагог задает детям вопрос: «Какие овощи растут в земле (корешки), а какие на земле (вершки)?». Дети называют подходящий овощ, употребляя правильно предлог.

Д/и «Назови день недели».

Цель: Закрепление названий и последовательности дней недели.

Описание: Логопед называет день недели и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч, называет следующий день и передает мяч другому. И так далее.

Д/и «Один много», «Где растёт?»

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлога  НА.

Описание: Логопед выставляет схему предложений, а дети должны по этим схемам составить предложения с союзом А.. Например: На ветке выросло яблоко, а на дереве – много яблок.

 

Д/и «Неделька, стройся».

Цель: Закрепление названий дней недели.

Описание: На столе лежат перевёрнутые  карточки с цифрами, обозначающими дни недели. Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку.

Д/и «Подскажи словечки».

Цель:  Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, С, ПОД, ЗА, К, ИЗ-ЗА.

Описание: Логопед  говорит детям предложения  и пропускает предлоги. Дети вставляют нужный предлог.

Д/и «Назови соседей».

Цель: Закрепление последовательности времён года.

Описание: Педагог выкладывает карточки с временами года, пропуская одно. Дети должны угадать, какое время года было пропущено.

Д/и «Корень-макушка».

Цель: Закрепление понятий  «верх», «низ», «середина».

Описание: Дети называют части дерева, его строение. Рассматривают,  что находится наверху, внизу, посередине.

Д/и «Что напутал художник?».

Цель: Закрепление названий времён года и их признаков.

Описание: Педагог показывает картинки с перепутанным сюжетом. Например: на картине нарисовано время года – поздняя осень, а на снегу нарисованы цветы.

Д/и  «Скажи наоборот».

Цель: Подбор слов с противоположным значением.

Описание: Логопед начинает говорить предложения, а ребёнок заканчивает предложение словом противоположного значения. (Можно использовать картинки).

Например: У туфлей высокий каблук, а у ботинок…. (маленький).

Босоножки на тонкой подошве, а кроссовки на …   и т.д.

Д/и «Помоги Незнайке».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления  в речи предлогов  ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД.

Описание: Логопед выставляет картину с изображением квартирной мебели. В разных местах, которой расположены  шляпы. Просит составить предложения.

Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп. Но он носил только голубую, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Помоги Незнайке. Рассмотри картинку, найди все шляпы в комнате и составь предложения по образцу: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал из-под стола красную шляпу».

Д/и «Куда пойдём?»

Цель: Совершенствование умения свободно ориентироваться в окружающем пространстве; закрепление знаний о сезонной одежде; развитие связной речи.

Описание: На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. Дети делятся на две команды. Педагог советует детям выбрать сезон и вид занятия. Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационный стол. Команды рассказывают каждая о своей кукле.

Д/и «Скажи где?»

Цель: Формирование умения ориентироваться в собственном теле.

Описание: Педагог дотрагивается до разных частей тела ребёнка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).

Д/и «Веревка с узлами».

Цель: Закрепление названий  дней недели.

Описание: На верёвке каждый будний день (начиная с понедельника) завязывать по одному узелку. 5 узелков в детском саду. Затем можно продолжить дома (2 узелка дома). Сложить количество узлов, получиться неделя, выяснить, что рабочих день дней 5, а выходных 2.

Д/и «Семейный вечер».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления предлогов в речи.

Описание: Перед  детьми выставляется картина с изображением семьи. Дети должны составить рассказ-описание  по картине, употребляя предлоги. (Например: Родители пришли С работы.  Дочь сидит ЗА  столом и делает уроки. Дедушка сидит НА диване.

Д/и «Какой был мой душка?»

Цель: Показ изменений внешности человека в разные  периоды жизни

Описание: Рассмотреть картинки с человеком от рождения до старости. Выявить особенности изменения во внешности, теле и возрасте человека. Предложить ребёнку разложить картинки в правильной хронологической последовательности.

Д/и «Мой день».

Цель: Закрепление последовательности частей суток.

Описание: Педагог показывает ребенку картинку со схематичным изображением времён суток. Ребенок,  молча, показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем педагог  выполняет действие, а ребёнок угадывает время суток (потягивается – утро, ест ложкой – день, зевает – вечер, спит – ночь).

Д/и «Короткое слово».

Цель: Закрепление понимания и  употребления в речи предлогов  В, НА, ЗА, ИЗ, ПОД, НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ.

Описание: Педагог знакомит детей с предлогами и со схемами их обозначения. На доске висит плакат с изображением комнаты и плоскостное изображение котёнка. Логопед перемешает котёнка относительно мебели и спрашивает:

- Где котенок? (На кровати, а кресле, под столом, за шкафом и т.д.)

Затем дети передвигают котёнка по инструкции логопеда (прыгнул на кровать, сидит под столом и т.д.)

Д/и «Бытовая техника».

Цель: Развитие навыка ориентировки на плоскости (на листе бумаги).

Описание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги в разных углах предметы бытовой техники. Например: В верхнем левом углу – пылесос, в нижнем правом – телефон, в нижнем левом – телевизор, в верхнем правом – электрическая плита, в центре – компьютер.

Стихотворение «Емелина неделя».

Цель: Закрепление названий дней недели.

 Мы спросили у Емели:                                         В пятницу дразнил собаку,

- Назови нам дни недели,                                     Изорвал себе рубаху.

Стал Емеля вспоминать,                    

Стал Емеля называть:                                           А в субботу – вот потеха!

                                                                                На свинье верхом поехал.

- Дядька крикнул мне «Бездельник!» -

Это было в понедельник.                                    А в воскресенье отдыхал –

                                                                                 На мосту сидел, дремал.

На забор я влез, и дворник                                   Да с моста свалился в реку.

Гнал метлой меня во вторник.                            Не везёт же человеку!

В среду я ловил жука                                             Так у нашего Емели

И свалился с чердака.                                            Дни недели пролетели.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

                                                               

Д/и «Нарисуй по точкам».

Цель:  Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, ПОД, МЕЖДУ.

Описание: Дети должны по точкам нарисовать  цветков, раскрасить их. Далее дети дорисовывают: над вторым цветком идёт дождь, между 4 и 5 летает бабочка, на первый – сел жук, в первый залетела пчела.

Д/и  «Спереди-сзади».

Цель: Усвоение телесного пространства.

Описание: Условно поделить вместе с ребёнком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у  зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

Д/и «Расставь игрушки по полкам».

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления  в речи предлогов В, НА, ПОД.

Описание: У детей в тетрадях нарисован шкаф. Педагог просит заполнить его игрушками, используя предлоги В, НА, ПОД. Например: на верхней полке дети рисуют куклу, в шкафу – машину, пирамидку, а под шкафом – закатившейся туда мяч.

Д/и «Куда пойдёшь, то и найдёшь».

Цель: Закрепление понятиё «право» - «лево».

Описание: Педагог прячет игрушки под бумажные колпаки по 4 стороны от ребёнка и говорит: «Направо пойдёшь – мишку, налево пойдёшь – зайца найдёшь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?».

Д/и «Живая неделя».

Цель: Закрепить названия дней недели.

Описание:

Вариант 1. Семь детей сроятся у доски и пересчитываются по порядку. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Я понедельник. Какой день следующий?», «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д.

Вариант 2. (продолжение первого). Остальные дети  задают «дням неделям» вопросы: «А когда будет выходной?», «Какой день находиться между вторником и четвергом, после понедельника?», «Какие дни выходные?», «В какие дни дети ходят в детский сад?» и т. д.

Вариант 3. Семи детям надеваются шапочки с названием или числом дня недели. Задание: дни недели перепутались, им нужно выстроиться в правильном порядке.

Д/и «Эстафета».

Цель: Закрепление знания о временах года, совершенствовать умения строить простое предложение.

Описание: Педагог называет какое-либо время года и отдает палочку одному из детей. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету другому. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

Д/и «Правая  и левая сторона».

Цель: Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона».

Описание: Педагог предлагает детям назвать все предметы, которые находятся с правой стороны, с левой стороны.

Д/и «Где птичка?»

Цель: Закрепление понимания и употребления в речи  предлогов В, НА, НАД, ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА.

Описание: Перед детьми картины с изображением природы (зимний, весенний и осенний пейзажи) и плоскостные птицы.  Дети должны выбрать соответствующую пейзажу птицу и перемещать её по картине  согласно  заданиям педагога. Педагог дает задания: «Птица (грач, синица, снегирь и т. п.) села НА ветку. Птица слетела С кормушки. Птица сидит ОКОЛО дерева и т.д.»

Д/и «Где мне остаться?»

Цель: Закрепление знаний о прилёте, отлёте, зимовье птиц в соответствии с временем года.

Описание: Перед детьми картины с изображением природы (зимний, весенний и осенний пейзажи) и плоскостные птицы.  Дети должны выбрать птицу и поместить её на нужную картинку.

Д/и «Календарь».

Цель: Закрепление названий и последовательности времён года, месяцев, дней недели.

Описание: Составить таблицу-календарь из названий или изображений времён года и месяцев.

Логические задачи.

  1. Назови 3 дня недели без их названия  (завтра, вчера, сегодня).
  2. Петя пошёл на рыбалку утром, а Коля – вечером. Кто из ребят пошёл на рыбалку раньше.
  3. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
  4. Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может.  Ночь разделяет дни)
  5. Одного человека спросили, сколько у него детей.  Ответ был такой: У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра» (7).

Загадки.

  1. Снег на полях, лёд на реках, ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
  2. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные? (Дни недели)
  3. В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
  4. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят (Месяцы)
  5. Кто в год 4 раза переодевается? (Земля)

Д/и «Кубики предлогов».

Цель: Закрепление понимания предлогов, составление предложений с предлогами.

Описание: Ребёнку предлагается «бросить» кубик, на гранях которого изображены символы предлогов. Затем составить предложение с «выпавшим» предлогом.

Д/и «Игры с мячом».

Цель: Освоение телесного пространства (левая и правая стороны).

Описание: (Начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

Д/и «Совмещение понятий».

Цель: Закрепление умения ориентироваться в собственном теле.

Описание: Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находиться: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т.д.

Д/и «Раньше-позже».

Цель: Закрепление последовательности времени суток, понятий «раньше», «позже».

Описание: Используя полоску, обсудите с ребёнком, какое время суток раньше, какое позже. Рассмотрите картинки со схематичным изображением времён суток, режимных моментов. Попросите ребёнка определить, что где нарисовано, разложить картинки по порядку.

Д/и «Кто где живет?»

Цель: Закрепление названий жилищ птиц.

Описание: Перед детьми с одной стороны выставляются картинки с изображением домашних животных и птиц, а с другой стороны их  жилища. Дети должны поместить птиц и животных в своё жилище, составляя при этом предложение. Например: Корова живёт в коровнике. Курица живёт в курятнике. Жеребёнок живёт в конюшне.

 

Д/и «Кто лишний?»

Цель: Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

Описание: Перед детьми выставляется картина и изображением птиц (куры, петухи, утки, гуси, голуби, воробьи) в курятнике. Предлагается посмотреть на картину,  и сказать, какие птицы не живут в курятнике? Рассказать, где находиться каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

Д/и «Где жилище?»

Цель: Закрепление знаний о жилищах животных, их расположении.

Описание: Дети должны рассказать, где живут животные, употребляя в речи предлоги.

Например: «Белка живёт В дупле НА дереве. Заяц живёт ПОД кустом. Собака живет в конуре и т.д.»

Д/и «Верно-неверно».

Цель: Закрепление представлений о частях суток и деятельности человека в разное время суток.

Описание: Педагог читает детям стих. Дети должны хлопать в ладоши, если услышат что-то верное и не хлопать – если что-то неверное.

Утром солнышко встаёт.

Утром люди ужинают.

По утрам нужно делать зарядку.

Утром дети иду в детский сад.

Нельзя умываться по утрам.

Петушок-петушок, что т поздно встаешь, тихо песни поешь.

День наступает вслед за утром.

Днем в небе ярко светит луна. Днём люди обедают.

Днём взрослые работают, а школьники учатся.

Днём на улицах светя фонари.

Ночью люди обеда.

Утро начинается с зарядки.

Вечером солнце всходит.

Днем люди спешат с работы домой.

Утро наступает после ночи, перед ним.

Д/и «Царство зверей».

Цель: Формирование навыка ориентации во внешнем пространстве (средняя зона)

Описание: Вспомнить животных живущих в жарких и холодных странах. Имитировать их движения, соя на четвереньках, - средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

Д/и «Наоборот».

Цель: Подбор слов с противоположным значением.

Описание: Педагог предлагает детям сказать «слова наоборот».

Вчера - …, прошлое - …; утро - … ; медленно -…, лето- …. .

Д/и «Спортсмены».

Цель: Дифференциация понятий «право», «лево».

Детям предлагается поиграть с мячом. (Начинать лучше с мяча большого диаметра, зетам постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать  и отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

Д/и «Утром, днём, вечером».

Цель: Практическое  употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

Описание: Каждый ребёнок рассказывает, как он провёл выходной день: что он делал утром, днём и вечером. При  необходимости педагог помогает. (Утром я завтракал, играл с игрушками. Днём ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы. Утром я читала с мамой книжку. Днём ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклами).

Д/и «Рисуем по клеточкам».

Цель: Развитие навыка ориентировки в пространстве, на листе бумаги.

Описание: На листе бумаги педагог предварительно рисует любой вид транспорта (по клеточкам). Затем  говорит детям направление маршрута (например: одна клеточка вперед, она – назад, три клетки вправо и т.д.). Если ребёнок соблюдает направление маршрута, ориентируется на плоскости, то в результате у него должен получиться задуманный рисунок.

Д/и «Исправь ошибку».

Цель: Закрепление знаний и представлений о временных отношениях.

Описание: Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, диктуемых педагогом с намеренной перестановкой или пропуском.

 

Д/и «Водитель».

Цель: Закрепление пространственных представлений.

Описание: Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.

Перспективный план работы по формированию пространственных и временных представлений у детей 6-7 лет

Название игры и занятия

Цель

Ход игры

Оборудование

Октябрь

  1. «Танграм»

Занятие 1

Ознакомление детей с частями суток.

Формировать умение составлять целый образ предмета, используя геометрические фигуры, правильно передавая их пространственные положения.

Ребенку необходимо собрать силуэт

Квадрат, разделенный на 7 геометрических фигур

2«План комнаты»

Занятие 2

Методика ознакомления детей с календарем

Формировать умение ориентироваться по плану комнаты, отыскивая предметы.

Вместе с детьми составляется графический план группы, затем предлагается отыскать предметы, обозначенные в плане.

Лист бумаги, карандаш

3.«Рисуем узоры»

Занятие 3

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Развивать пространственную ориентировку в плоскости листа, зрительно-двигательную координацию, умение двигаться, ориентируясь на словесную инструкцию.

Ребенку предлагается под диктовку нарисовать узоры.

Лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ноябрь

  1. 4. «Танграмм»

(из 2х наборов)

(по контуру)

Занятие 4

Ознакомление

С длительностью 3-минутного интервала

Формировать умение составлять целый образ предмета по контуру, используя геометрические фигуры из 2х наборов «Танграмма», развивать умение анализировать способ расположения частей, проверяя его практически.

Ребенку предлагается выложить по образцу силуэты фигур из набора «Танграмм».

Набор геометрических фигур игры «Танграмм».

  1. «Лабиринт»
  2. Занятие 5

Формирование навыка определять длительность 3-минутного интервала

Развивать пространственные представления, аналитические способности, прослеживающую функцию глаза.

Ребенку необходимо добраться до определенного места.

Рисунки с лабиринтами.

  1. «Преобразование

фигур» (счетные палочки)

Занятие 6

Формирование умения определять оббьем работы на 3-минутный интервал

Формировать умение работать по образцу, осуществлять пространственные преобразования фигур на основе поисковых действий, мыслительного пространственного анализа.

Ребенку предлагается образец и необходимо воспроизвести его

Картинки-образцы и счетные палочки.

7.«Папка

дошкольника»

Занятие 7

Ознакомление с длительностью 5-минутного интервала

Развивать ориентировку в пространстве. Закрепление терминов, передающих пространственные характеристики (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), изображенных предметов относительно друг друга, относительно плоскости.

Ребенку предлагаются листы с заданиями, которые необходимо выполнить

Листы с заданиями и карандаш.

Декабрь

8. «Танграмм»

(из 2х наборов)

(по силуэту)

Занятие 8

Закрепление

Представления о

длительности

5- минутного

интервала

Формировать умение выкладывать наиболее сложные фигуры из 2х наборов «Танграмма» по силуэту; умение предвидеть сочетание фигур, изменяя их в пространственном расположении, развивать предпосылки к собственному моделированию предметных изображений.

Ребенку предлагается выложить по образцу силуэты сложных фигур из 2-х наборов «Танграмма»

2 набора игры «Танграмм».

9.«План комнаты»

Занятие 9

Формирования умения определять обьем работы

На 5-минутный интервал

Формировать умение ориентироваться по плану комнаты, отыскивая предметы. Упражнять в составлении графического плана комнаты.

Детьми составляется графический план группы, затем предлагается обозначить предметы на плане, показанные воспитателем.

Лист бумаги, карандаш.

10.«Рисунок по точкам»

Занятие 10

Закрепления умения определять оббьем работы на 5- минутный интервал

Развивать творческое воображение, внимание, умение, составлять из частей целое; освоение способов соединять по порядку цифры.

Ребенку необходимо соединить точки, чтобы получить рисунок.

Незаконченный рисунок.

11.«Чего не хватает»

Занятие 11

Ознакомление с прибором учета времени-

часами

Развивать глазомер и умение видеть то, чего не хватает.

Необходимо догадаться какой фигуры не хватает.

Квадрат, разделенный на 6 квадратиков с фигурками.

Январь

12.«Геоконт»

Занятие12

Ознакомление детей с прибором - часы и режимом дня в детском саду

Формировать умение работать со схемами, развивать пространственную ориентировку на плоскости, устанавливая вариативное взаиморасположение колышков на доске, учитывая повороты, направления в горизонтальной и вертикальной наклонной плоскости.

Ребенок должен с помощью резинок смоделировать изображение предмета, нарисованного на карте-схеме.

Игровое поле с колышками (гвоздикам), резинки, карты-схемы.

13.«Листик»

Занятие13

Пространство и время

Формировать умение составлять целый образ из округлых и угловых деталей; развивать воображение, пространственный анализ и синтез, умение зрительно осуществлять поворот деталей.

Детям раздаются образцы, необходимо собрать силуэт.

Набор фигур игры «Листик», образцы.

14.«Кростики»

Занятие 14

Что такое время?

Формировать умение понимать схемы, ориентироваться в двухмерном пространстве (на клеточном поле) при выкладывании из палочек Кюизенера изображения предметов, учитывая горизонтальное и вертикальное направление.

Ребенку дается клеточное рабочее поле, полоски с заданиями, цветные палочки. Полоски со схематическими заданиями прикладываются к верхнему краю поля и слева. Отсчитывая определенное количество клеток и выкладывая палочки соответствующего цвета, у ребенка должно получиться изображение предмета.

Рабочее поле, палочки Кюизенера, образцы с заданиями.

Февраль

15.Квадрат Воскобовича

Занятие 15

Вверх и вниз

Развивать зрительно-пространственную координацию, умение читать схемы и выполнять соответствующие действия.

Ориентируясь на схемы и выполняя складывание квадрата в соответствующем направлении, указанном на схеме, ребенок должен получить определенную фигуру.

Двух- и четырехцветные квадраты Воскобовича. Образцы

16.«Бабочка»

Занятие16

Год, времена года.

Формировать умение более сложным изображениям на листе бумаги в клетку, самостоятельно копировать образец.

Ребенок выполняет задание по инструкции воспитателя.

Рабочий лист в клетку, карандаш.

17.«Сложи квадрат»

Занятие 17

Далеко,близко,

высоко, низко.

Как ориентироваться на местности.

Формировать умение составлять из частей целое.

Необходимо из частей сложить квадрат.

Детали, из которых

можно сложить квадрат.

Март

18. «Колумбово яйцо»

Занятие 18

Объясним дорогу к дому.

Двенадцать месяцев года

Формировать умение составлять целый образ из округлых и угловых деталей; развивать воображение, пространственный анализ и синтез, умение зрительно осуществлять поворот деталей.

Необходимо собрать силуэт

Набор фигур игры «Колумбово яйцо», образцы

19.«Найди два одинаковых предмета»

Занятие 19

Вперед и назад.

Расскажи о своей комнате и нарисуем её.

Формировать умение находить одинаковые изображения предметов, перевернутых на 900, 1800, и расположенных в других разных направлениях.

Рассмотрев и сравнив предметы, фигуры, найти 2 одинаковых

Карточки с изображением фигур, предметов, имеющих различные пространственные расположения

20.«Папка дошкольника»

Занятие 20

Неделя

Развивать ориентировку в пространстве. Закрепление терминов, передающих пространственные характеристики (слева, справа, вверху, внизу и т.д.), изображенных предметов относительно друг друга, относительно плоскости.

Ребенку предлагаются листы с заданиями, которые необходимо выполнить

Листы с заданиями и карандаш

21.«Сложи узор»

Занятие 21

За, под, над, перед.

Развивать способность к анализу и синтезу, пространственную ориентировку, умение комбинировать, как главного элемента конструкторской деятельности.

Варианты игры:

1. По схемам-заданиям сложить точно такой же узор.

2. Глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.

3. Придумать новые узоры

Кубики Никитина, образцы для складывания узоров

Апрель

22.Закрашивание»

Занятие 22

Сутки

Развивать умение анализировать, ориентироваться на плоскости.

Нужно закрасить зеленым цветом числа, которые больше 40, а числа меньше 40 – красным

Карточка с цифрами

23.«Муха»

Занятие 23

Справа, слева.

Развивать умение ориентироваться на микроплоскости листа, двигаться по словесному указанию, отсчитывая определенное количество клеток, находить самостоятельно короткие и длинные пути, словесно их задавая.

Ребенку предлагается двигаться по игровому полю в заданном направлении, отыскивая варенье, обходя препятствия, самостоятельно выбирая путь пространственные ориентиры

12-ти клеточное поле, препятствия, муха, вазочка с вареньем.

24.«Схематизация»

Занятие 24

Календарь

Развивать ориентировку в пространстве по схеме-пути с одновременным учетом двух (трех, четырех и т.д.) ориентиров и измененных направлений.

Детям предлагается отыскать путь в разветвленной плоскости, используя письма-схемы.

Картинки с разветвленными дорожками и домиками, письма-схемы.

25.«Монгольская игра»

Занятие 25

По часовой стрелки, и против часовой стрелки

Формировать умение составлять целый образ из фигурных деталей; развивать воображение, пространственный анализ и синтез, умение зрительно осуществлять поворот деталей.

Необходимо собрать силуэт.

Набор фигур игры «Монгольская игра», образцы.

Май

26.Математический праздник: «Поиск Карандаша»

Занятие26

Какие бывают часы

Закреплять имеющиеся знания о пространственной ориентировке; поддерживать интерес играть в игры с математическим содержанием.

План – конспект.

Конверты с заданиями.

Актуальность

Употреби текущее время так, чтобы в старости,

не корить себя за молодость, прожитую зря.
Джованни Боккаччо

Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени проявляется во множестве своих частных характеристик и происходит, во-первых: на основе опыта при ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его : движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых: на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.

Особенности времени: текучесть (нельзя остановить); необратимость (нельзя повернуть вспять); непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей). Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. Овладение мерами времени и их применение дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. «Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Современные условия труда и жизни требуют от человека умения чувствовать время, рационально использовать его. В свою очередь развитое чувство времени (умение определять временные интервалы без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Оно является регулятором жизни и учебной деятельности. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к моменту поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время. Дети 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя приготовление уроков дома и т.д. Ко всем этим требованиям, которые предъявляет ребенку школа, надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей «чувство времени», создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

В своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошколь-ного возраста». Т.Д. Рихтерман дает рекомендации по формированию у детей представлений о времени, а также предлагает приемы и этапы работы по воспитанию у них чувства времени.

Вопросы формирования представлений о времени нашли свое отражение в ряде исследовательских работ современных авторов.

В подготовительной к школе группе в работе с детьми необходимо, в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе Ориентировка во времени: уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

Цель и задачи факультатива

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать представление о времени.
  • Развивать навыки использования в речи слов обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, сутки, названия частей суток: час, минута).
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

  • Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».
  • Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
  • Научить отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

  • Воспитывать желание «беречь» время.
  • Воспитывать умение работать в парах, группах.
  • Воспитывать в детях самостоятельность и дисциплинированность.
  • Воспитывать познавательный интерес к математике.

Формы, методы и приёмы

  • постановка целей, определение актуальности и значимости факультатива;
  • изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
  • подбор методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи, рефераты и т. п.);

          организация предметно-развивающей среды по данной теме;

  • составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработка конспектов занятий поданной теме;
  • подбор и составление картотеки стихов и загадок игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • чтение и заучивание стихов, сказок, разгадывание загадок о временных понятиях;
  • разучивание комплекса упражнений для детей «Дни недели»;
  • выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
  • индивидуальные беседы с детьми по данной теме;
  • консультации для родителей: «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы», « Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности»;
  • создание папки-передвижки «Что такое время? Как помочь ребенку его познать»;
  • создание с помощью родителей выставок: «Удивительный мир часов», «Такие разные и нужные календари»;
  • экскурсия в магазин «Часы»;
  • использование в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах:

а) просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев», «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года»

б) просмотр презентаций: «Презентация для детей в стихах. Календарь, дни недели», «Презентация для детей. «7 дней в неделю», «Презентация для детей «Учим явления природы», «Презентация для детей «Почему происходит смена времен года?», «Презентация для детей «Знакомство с часами», «Презентация для детей «Что мы знаем о часах»;

в) прослушивание аудизаписи детских песенок о времени;

г) развивающие игры: «Как научить ребенка Временам года?», «Календарь»;

д) рисование на тему: «Часы», «Утро», «Что я делал вчера?», «Времена года»;

е) опытно-экспериментальная деятельность. Эксперименты: «Наблюдаем за погодой», «Синоптик»

е) интерактивные игры;

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
  2. Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
  5. И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
  6. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 6-7 лет» г. Сыктывкар.
  7. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ «Сфера», 2009.
  8. Сиварева Т. Веселые уроки математики: игровые занятия для подготовки к школе. – Минск: Современная школа, 2010.
  9. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 24-29.
  10. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт. Математика до школы. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.1996.
  11. Владимирова Т.В., Хамидуллина Л. А. Путешествия во времени; Занятия по ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем. – М.:АРКТИ, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для разви­тия психики ребенка. Он является основой для формиро­вания новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении.

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и его измерении. В современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около 4 лет познают свойства врем...

Статья на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре"

Семья – это одна из величайших ценностей мира, человеческого бытия. Это та среда где ребенок получает самые важные, значимые задатки, физического и духовного, социального и психического развития...

План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...

Педагогический проект Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»

Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.Я.А. КоменскийВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства вре...

Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".

Саратовская  область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...

САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»

Целью моей работы является формирование представлений  детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Отражены цель, задачи, принципы и формы работы с дошкольниками....