САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»
методическая разработка

Целью моей работы является формирование представлений  детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Отражены цель, задачи, принципы и формы работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23_g.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение  детский сад №5

 общеразвивающего вида р.п. Таловая.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Формирование у детей  дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»

Воспитатель: Сербина Г.В.,
1кк

2023 - 2024 г.г.

«Самовоспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду в жизни.

Воспитание  должно развивать в человеке привычку и любовь к труду.

Оно должно ему дать возможность отыскать для себя  труд в жизни».

К.Д. Ушинский

Цель: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • Создать предметно-развивающую среду;
  • Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
  • Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
  • В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм;
  • Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
  • Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Актуальность выбранной темы:

  • Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
  • О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
  • Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог- это педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.

Взаимодействие с родителями

  • Консультации:

-  «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;

- «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»;

- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

-  «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;

Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей  дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;

  • Беседы дома о профессиях родителей;
  • Памятка для родителей  «Воспитание трудолюбия»;

           Участие в  онлайн – вебинарах и конкурсах.

  •  Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
  • Родительские собрания: "Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Знакомим детей с миром профессий «Снимаем кино»;
  • Создание (пошив, изготовление атрибутов) к сюжетно-ролевым играм;

                               План развития РППС

  • Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
  • Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
  • Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.

Виды педагогической деятельности

- НОД;

- Информационно-познавательная;

- Наблюдения за трудом взрослых;

- Коммуникативная деятельность;

- Целевые прогулки и экскурсии;

- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;

- Самостоятельная деятельность;

- Проектная деятельность;

- Художественно-творческая деятельность;

- Игровая деятельность;

- Взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с социальными партнерами

  • Школа;
  • Пожарная часть;
  • Библиотека;
  • Встреча с врачом из поликлиники;
  • Другие партнеры.

Взаимодействие со специалистами ДОУ

  • Логопед
  • Психолог
  • Руководитель по физической культуре
  • Музыкальный руководитель

Совместная деятельность с детьми

Месяц

Профессия

Задачи

Формы

работы/мероприятия

Сентябрь

«Профессии в детском саду,

в школе»

Словарь:

учитель

 воспитатель,

логопед,

мед.сестра,

прачка, повар, вахтер, завхоз,

заведующая,

помощник воспитателя и др.

1.Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя.

2.Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя.

3.Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе.

4. Расширять и активизировать словарь детей по теме.

Чтение художественной литературы о детском саде, школе.

Чтение: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (учитель;

мед. сестра);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?»

(воспитатель; повар)

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики».

Беседа по картине 

«На уроке».

Экскурсия в школу.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…».

Октябрь

«Работники

сельского

хозяйства»

Словарь:

 фермер,

конюх, пастух,

тракторист,

комбайнер,

 доярка,

 птичница,

 хлебороб

1.Углублять знания детей о профессиях.

2.Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека.

3.Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства.

4.Расширять словарь детей по теме.

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (фермер);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (фермер)

Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы»,

«Что выращено колхозниками?»

Рассматривание картины из серии «Кем быть?»

«Врач»

Словарь:

педиатр,

стоматолог,

окулист, хирург, невропатолог, медсестра;

1.Обогащать знания и представления детей о профессиях врача.

2.Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседа.

Экскурсия в процедурный кабинет, кабинет педиатра.

Чтение «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Врач  и др.);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Врач )

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь».

Ноябрь

«Водитель»

Словарь:

 шофер,

машинист

1.Расширять представления детей о профессии водителя автобуса (троллейбуса), шофёра такси, машиниста поезда.

2.Показать взаимосвязь людей разных профессий.

3.Воспитывать уважение к людям труда.

Сюжетно - ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога».

Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк».

Чтение произведений о правилах дорожного движения

Викторина по правилам дорожного движения

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (машинист);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Водитель, машинист).

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается?»

«Мебельщик»

«Столяр»

1.Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов.

Д/и «Кому что нужно для работы».

Встреча и беседа со столяром д/с.

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (столяр)

«Портниха»

(швея)

«Закройщица»

«Модельер»

«Кинорежиссер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер»

1.Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды.

1. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера.

2.Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.

Сюжетно - ролевая игра «Ателье».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (портниха)

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (портной)

Проект: «Сюжетно-ролевая игра «Снимаем кино».

Презентация проекта.

Декабрь

«Музыкант»

Словарь:

Композитор,

певица, певец,

музыкант

1.Рассказать детям о профессиях музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста), композитора.

2.Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий.

3.Воспитывать любознательность.

Рассматривание иллюстраций с различными инструментами.  

 Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. А также произведений известных композиторов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Встреча с интересными людьми.

Дидактические игры «Угадай, на чём играю?»

Настольные игры: «До-ре-ми», «Профессии».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Музыкант)

«Повар»

«Продавец»

«Кассир»

1.Расширять у воспитанников представления о мире взрослых.

2.Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности,

3.Формировать уважение к труду.

Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов».

Экскурсия на кухню.

Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий?», «Угадай профессию».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (повар;

кассир;

продавец);

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (продавец)

Январь

«Строители»

Словарь:

архитектор,

дизайнер,

строитель,

электрик,

инженер,

плотник,

маляр,

крановщик,

каменщик,

сантехник,

плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик

1.Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей.

2.Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий.

Беседы: «Стройка. Профессии», «Секреты плотника: как построить прочный дом».

Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома).

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (строитель, маляр и др.);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (строитель)

Дидактические игры: «Кем я хочу быть?», «Кому, что нужно для работы?

«Спортсмены»

1.Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах - лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др.

Организация совместной выставки-конкурса рисунков «Зимние виды спорта»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (спортсмены)

Февраль

«Военные

профессии»

1.Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;

2.Расширять представления детей о Российской армии;

-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

3.Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);

4.Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных»

Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки».

Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий».

Чтение художественной литературы:

«Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (военный и др.)

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (военнослужащий)

Март

«Женские

профессии»

Словарь:

Актриса,

Парикмахер,

Уборщица,

почтальон

Уточнить представления детей о женских профессиях

Беседа «Женские профессии».

Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья?»

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская»,

Чтение художественной литературы.

Рисование на тему «Мамина профессия»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (актриса; парикмахер;

 почтальон);

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (парикмахер)

«Библиотекарь» «Писатель»

«Художник»

1.Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника.

2.Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Экскурсия в библиотеку

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале».

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.

Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (библиотекарь; писатель;

художник);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (библиотекарь)

Апрель

«Космонавт»

1.Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны.

2.Поддерживать интерес к людям редких профессий.

Презентация «Первопроходец космоса».

Сюжетно - ролевая игра: «Космонавты».

Выставка рисунков «Космос».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (космонавт; фотограф)

«Пожарный»

«Полицейский» «Спасатель»

Расширять знания детей о профессии пожарного, спасателя, полицейского.

Сюжетно - ролевая игра: «Мы - пожарные»

Рисование на тему «Пожарные на пожаре».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г.П. Шалаева (пожарный;

полицейский)

май

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Игра-развлечение «Калейдоскоп профессий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».

Цели: Формирование  представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности  дошкольников....

План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данн...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...