Консультация для педагогов на тему «Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей»
консультация

Леонтьева Нина Владимировна

Предлагаем вам консультацию "Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей". Узнайте, как их составлять, какие использовать идеи и сюжеты. Вы также прочитаете подробный алгоритм, как включать сказки в работу со старшими дошкольниками и как они влияют на позитивную социализацию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

на тему

«Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки

для социализации детей»

образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Подготовила:

Леонтьева Нина Владимировна,

воспитатель (высшая категория)

г. Рубцовск, 2018

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах как создать социальную ситуацию развития ребенка и поддержки позитивной социализации ребенка, направленной на усвоение детьми основных элементов культуры.

Воспитатели используют сказки в работе преимущественно с младшими детьми. Такой подход неправильный. С помощью сказок воспитатели могут не только организовать досуг детей, но и решить задачу ФГОС ДО – создать условия для позитивной социализации.

Особенно это касается авторских педагогических сказок. Если дети потеряли интерес к знакомым сказочным сюжетам, сочините для них новую сказку и проведите по ней беседу. Педагогическая сказка отличается от традиционной тем, что в ней есть поучительная идея.

Восприятие художественной литературы – один из видов детской деятельности (п. 2.7 ФГОС ДО).

В части программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений… методики, формы организации образовательной работы (ФГОС ДО п. 2.9). Система авторских сказок, которые сочиняют педагоги ДОО, может быть включена в вариативную часть ООП.

Что такое социализация дошкольников

В дошкольном образовании социализация – создание социальной ситуации развития, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения, передачи знаний о мире и одновременно процесс становления социального образа – «Я». Ребенок должен усвоить ценностные ориентации, которые формируются в ходе его общения со взрослыми и сверстниками.

Задача воспитателя – создать социальную ситуацию развития ребенка и поддержки позитивной социализации ребенка, направленной на усвоение детьми основных элементов культуры, нравственных ценностей, норм поведения в обществе, формирование социальных качеств, свойств, умений, благодаря которым дошкольники становятся участниками социального взаимодействия (ФГОС ДО пп. 2.3, 2.4, 3.1).

Негативная социализация сопровождается излишней строгостью к детям, замечаниями, наказаниями. Позитивная социализация основана на получении детьми нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным эмоциям. Для этого воспитатель должен использовать методы и приемы, которые создают положительный эмоциональный настрой, обеспечивают эмоциональное благополучие дошкольников.

Социализацию можно назвать успешной, если ребенок умеет взаимодействовать с окружающими людьми, у него есть общие интересы со сверстниками, он действует с учетом интересов и потребностей других, у него сформированы коммуникативные навыки, представления о дружбе и взаимовыручке.

Зачем воспитателю самому писать сказки

Авторские педагогические сказки относятся к современным педагогическим технологиям. Их содержание имеет нравственно-познавательный характер. С помощью сказок воспитатель ненавязчиво, без нравоучений, может регулировать поведение ребенка. На примере сюжетных коллизий и взаимодействия сказочных персонажей он формирует у дошкольника позитивное отношение к окружающему миру, сверстникам и взрослым. Благодаря морально-нравственной основе педагогических сказок воспитатель может реализовать позитивную социализацию старших дошкольников.

Не все сказочные сюжеты содержат прямое нравоучение. Не всегда быстро и легко найти сказку, которая поможет обсудить с дошкольниками определенную нравственную проблему.

Когда педагог сам пишет сказку, он создает нужную социальную ситуацию, которая демонстрирует последствия плохого или хорошего поведения. Он разворачивает историю, в которой ребенок мог бы оказаться сам. Дошкольники во время обсуждения сказочного сюжета имеют возможность оценить поступки героев, выбрать конструктивный стиль поведения, научиться осознанно проявлять чувства к окружающим.

Педагогические сказки помогают познать социальный мир, усвоить нравственные ценности, правила бесконфликтного существования в обществе. Они способствуют адаптации детей к социальной среде.

Алгоритм использования авторских педагогических сказок

  1. Прочитать сказку, передать характеры и настроение персонажей с помощью тембра голоса и интонации.
  2. Провести беседу по опорным вопросам.
  3. Предложить детям пересказать сказку: – одному ребенку полностью по частям; – несколькими детьми по очереди по частям.
  4. Нарисовать с детьми иллюстрации к прочитанной сказке.
  5. Ввести в сказку новых персонажей.
  6. Придумать другие, обязательно позитивные концовки прочитанной сказки.

Как включать авторские сказки в работу с детьми

Знакомить детей с авторским сказками лучше во второй половине дня во время, отведенное для чтения художественной литературы. Для этого можно использовать готовый алгоритм. Педагог может ориентироваться на него и использовать свой опыт, проявлять личные педагогические компетенции, вносить изменения и дополнения.

Чтение сказки воспитатель может превратить в маленькую импровизацию. Меняя интонацию и тембр голоса, он передает характеры и настроение героев. Это вызовет интерес у детей. Одновременно такой прием сформирует у воспитанников просодические компоненты речи.

Во время обсуждения сказки воспитатель выделяет:

  • главную идею сказки, основную проблему: о чем в ней говорится;
  • позиции добра и зла: дети с помощью педагога группируют персонажей сказки по положительной или отрицательной роли в происходящих коллизиях;
  • социально-познавательное значение: что нового о взаимоотношениях в окружающем мире дети узнали;
  • значимость сказки: чему сказка учит.

Важно дать возможность высказаться всем детям, выслушать мнение каждого воспитанника. Опорные вопросы для бесед следует формулировать так, чтобы дети учились не только давать ответ по содержанию текста сказки, но и сами бы размышляли, высказывали свое собственное мнение.

При составлении сказок используйте доступные для понимания старших дошкольников символы, связанные с морально-этическими нормами поведения людей. Они необходимы, так как толковать их можно неоднозначно, что дает большой материал для обсуждения.

Сюжет сказки следует строить с учетом особенностей воспитанников конкретной группы. Например, если у детей утром или в течение дня не очень хорошее настроение, предложите им послушать сказку «Доброе утро на земляничной полянке». На ее примере дети смогут понять, что доброе утро, хорошее настроение создаются не кем-то одним для всех, а всеми вместе для себя и для других, близких, родных, друзей.

Хорошее настроение всегда приятно для окружающих, а хмурое, плохое, наоборот, неприятно и тому, кто сердит и зол, и тем, кто находится рядом. Обсуждение этой сказки – хороший повод для детей поделиться своими чувствами, а для воспитателя – услышать мысли ребенка.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать антагонизм плохих и хороших героев, чтобы сформировать представления о добре и зле, научить обнаруживать злые умыслы. Например, сказка «Вредный Ластик» демонстрирует добрые поступки детей (персонажей в сказке) и осуждает злые намерения. Она помогает не только понять, что вредность неприятна окружающим, но и что вместе можно найти выход из ситуации, преодолеть последствия недобрых дел.

Во время пересказа сюжета сказки воспитатель осуществляет индивидуализацию образовательной деятельности в зависимости от «зоны актуального развития» каждого ребенка группы. Следуя этому принципу, он выбирает способ пересказа: одним ребенком или несколькими детьми по частям.

Дайте воспитанникам задание нарисовать иллюстрации к сказке так, чтобы ее сюжет и герои были понятны младшим дошкольникам. Напомните, что сказка учит дружить, помогать друг другу, быть находчивыми и любознательными, заботиться о младших.

Сказки должны быть познавательными и побуждать к творческой деятельности. Например, в сказке «Вредный ластик» волшебница советует смешать три основные краски, чтобы получить дополнительные цвета. Этот прием можно продемонстрировать во время изобразительной деятельности.

Текст сказки «Доброе утро на земляничной полянке» и конспект беседы по ней представлены в приложении.

Авторские педагогические сказки: формируют у детей духовно-нравственные ценности: представления о дружбе, верности, взаимовыручке;  расширяют представления о добре и зле; учат ответственно относиться к своим действиям; помогают поверить в свои силы, учат проявлять упорство, преодолевать препятствия, достигать цели, узнавать злые умыслы, совершать добрые дела.

Таким образом, педагогические сказки помогают усвоить морально-этические нормы социального взаимодействия, позитивного отношения к миру, учат понимать эмоциональное состояние окружающих людей, воспитывают потребность в сопереживании, доброжелательность.

Источник

Савченко В. Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей [Текст] /. Савченко В. // справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения– 2018– № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Консультация для педагогов на тему: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее з...

План по самообразованию по теме "Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей"

Проблема: дети с тяжёлыми  нарушениями  речи плохо социализируются в школьной среде....

Доклад «Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей». (Педсовет)

В дошкольном образовании социализация – создание социальной ситуации развития, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения, передачи знаний о мире и одновременно п...

Консультации для педагогов " Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей"

Предлагаем вам авторские педагогические сказки для социального развития детей. Узнайте, как их составлять, какие использовать идеи и сюжеты. Вы также прочитаете подробный алгоритм, как ...

Консультация для педагогов "Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей"

   Предлагаем вам консультацию "Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей". Узнайте, как их составлять, какие использов...