Статья по кружковой работе «Разноцветные ладошки».
статья (младшая группа)

Тимофеева Татьяна Егоровна

. Статья посвящена вопросам обоснования педагогических условий сенсорного развития детей 3-4 лет посредством дидактических игр. Автор предлагает обоснование игровой методики повышения уровня сенсорного развития, принципы данной работы во второй младшей группе ДОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разноцветные ладошки53.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева Татьяна Егоровна,

Воспитатель ЦРР «Узнавайка» г.Якутск РС(Я)

Доклад по кружковой работе

«Разноцветные ладошки» в младшей группе.

Аннотация. Статья посвящена вопросам обоснования педагогических условий сенсорного развития детей 3-4 лет посредством дидактических игр. Автор предлагает обоснование игровой методики повышения уровня сенсорного развития, принципы данной работы во второй младшей группе ДОО.

Актуальность этой темы определяется, прежде всего, необходимостью преодоления несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста основано на том, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие                      [4, с. 25].

Сенсорные процессы детей 3-4 лет неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непоседственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Научные исследования Л.А. Венгера и его учеников показывают, что у детей дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем                         [2, с. 27]. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Кроме приспособления деятельности анализаторов к особенностям окружающего мира необходимы специальные педагогические условия как основа работы по сенсорному развитию детей. Содействие естественному сенсорному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребенка с подготовленной средой, специально созданной взрослыми, - развивающей предметно-пространственной средой. В отечественной педагогике такой подход формировался как принцип свободы выбора, что возможно именно в среде, специально подготовленной для ребенка и включающей привлекательные предметы, которые смогли бы служить средством развития. Ребенок 3-4 лет сам приступает к действиям в ней с интересом, и длительное время сохраняет свою мотивацию и активность. Взрослый при этом должен лишь содействовать процессу саморазвития ребенка на основе знания законов детства и наблюдения за конкретным ребенком.

То есть, сенсорное развитие детей 3-4 лет в современной ДОО должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной практической деятельностью. Сенсорное развитие при этом является основой организации чувственного опыта детей, формирования их ощущений, чувств и восприятия. Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь в игре: тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. А игровое правило, развивая восприятие различных предметов и явлений, четко объясняет детям смысл их действий.

В сенсорном развитии, с учетом требований ФГОС ДО, дидактическая игра позволяет применять интегративный подход к развитию ребенка [5, с. 19].

Технология дидактических игр с успехом обеспечивает эти современные требования. Интеграция образовательных областей в процессе применения последовательно предложенных детям дидактических игр гармонично объединяет многие направления в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты развития детей младшего дошкольного возраста. Это ведет к образованию у детей новых способов предметно-познавательной деятельности в сознании, к выводам и открытиям. Овладение навыками и умениями по этой методике работает по принципам усвоения детьми сенсорных эталонов.

Основываясь на этом, мы предположили, что сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр будет эффективным, если: учитывать индивидуальные и возрастные особенности сенсорного восприятия детей; создать в группе развивающую предметную среду с региональным компонентом; разработать систему игровых занятий с детьми. При реализации данного педагогического опыта решались следующие задачи:

- создать предметно-развивающую среду;  

- определить наиболее оптимальный с точки зрения сенсорного развития подход к детям младшего дошкольного возраста;

- подобрать и применить игры на основе возрастных интересов и потребностей детей.

В ЦРР «Узнавайка» создана развивающая предметно-игровая среда для сенсорного развития детей, которая отвечает принципу системности. В группе, дидактический игровой материал был представлен специально связью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства. В состав предметно-игровой среды 2 младшей группы входят:

- крупное организующее игровое поле;

- игровое оборудование (по возрастным параметрам);

- предметное пространство Центров творчества (Центр «Чудеса природы», Центр «Сказочная мастерская»);

- игрушки разных величин, форм и цветов;

- игровая атрибутика разного рода (по интересам и возможностям детей группы);

- игровые материалы для создания игровых «миров» и задумок.

Система дидактических игр с учётом регионального компонента состоит из трех разделов:

  1. «Сахалыы оһуор-ойууну оҥор» («Собери якутский узор») - деревянные кубики.
  2.  «Оhуордаах ыагыйа» («Туес с якутскими узорами») - берестяная мозаика;
  3.  «Чаппараах» (Чепрак с якутскими узорами) - картонные пазлы.

Система дидактических игр нацелена не только на сенсорное развитие детей, но и на развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирование мотивации к изучению национальной культуры народа саха, эстетическое воспитание детей на основе национальных традиций.

На начальном этапе знакомства с эталонами цвета, формы и величины мы не добиваемся от детей правильного названия того или иного свойства. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. На втором этапе, когда у детей появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, обращали внимание на более точную дифференциацию эталонов. На третьем этапе дети начинали пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. На любом этапе развития сенсорных знаний, занятия строили так, чтобы представления об эталонах являлись необходимым условием выполнения интересных для детей игровых или практических заданий.

После применения дидактических игр был проведён контрольный этап для выявления эффективности проведенной работы, на котором выявлялся у детей уровень восприятия цвета, величины, формы.

Рисунок

Показатели сенсорного развития детей 3-4 лет

В диаграмме рисунка показан общий уровень сенсорного развития детей на констатирующем этапе (до применения дидактических игр по описанной методике) – 65%. Сравнив данные обоих этапов работы, можно заметить, что на контрольном этапе качественный его уровень уже - 100% детей. То есть, показатель прироста уровня сенсорного развития детей – 35%.

Планомерная работа в ДОО на основе дидактических игр способствовала также развитию умственной активности младших дошкольников, которые могли составлять уже различные фигуры не только по словесному указанию, но и по графическому изображению (ориентируясь на рисунок, к примеру, составить несложную по конструкции пирамидку, новый узор для коврика и т.п.). В настоящее время занятия по сенсорике также продолжают усложняться.

Дидактическая игра с успехом применяется как средство сенсорного развития в ДОО – это вид деятельности, занимаясь которой, современные дети познают предметный мир в увлекательной форме. Она представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой дети 3-4 лет могут заниматься самостоятельно: она может быть индивидуальной или коллективной. Данное средство работы помогает сделать любой сенсорный материал увлекательным, вызывает у ребенка глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения сенсорных знаний, делает его незаметным. Кроме того, игра с мелкими деталями развивает не только сенсорные умения, но также двигательные функции и речь маленького ребёнка.

Таким образом, на основании полученных опытных данных во второй младшей группе были созданы необходимые психолого-педагогические условия для сенсорного развития детей 3-4 лет на основе применения дидактических игр:

- создана предметно-развивающая среда с учетом познавательных интересов детей, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности;

- посредством совместной деятельности использованы игры с разнообразными региональными дидактическими материалами, направленные на расширение сенсорных представлений и знаний детей и повышение их сенсорного развития;

- ребенка привлекает в сенсорной игре возможность проявить активность, выполнить практическое действие, добиться видимого или осязаемого результата.

Полученные нами опытные данные подтверждают тот факт, что применяемая методика дидактических игр и условия соответствующей развивающей предметно-игровой среды, содержащей региональный компонент, повышают уровень сенсорного развития детей 3-4 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева, Т.И. Дидактические игры и упражнения в системе сенсорного воспитания дошкольников / Т.И. Васильева. – М.: Мнемозина, 2014.                                          – 218 с.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер,                    Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2011. – 319 с.
  3. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Просвещение, 2013. - 322 с.
  4. Сенсорное воспитание в детском саду. Метод. указание / Под ред.                         Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект). – М.: Наука, 2012. – 94 с.
  6. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель. – М.: Карапуз, 2008. - 375 с.
  7. Эльконин, Д.Б. Избр. психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Спектр, 2010. - 318 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по кружковой работе "Цветные ладошки"

В отчёте раскрываются основные техники нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет, мероприятия, проводимые с родителями и детьми....

Презентация кружковой работы "Цветные ладошки"

Отчёт о работе кружка "Цветные ладошки" во 2 младшей группе....

Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"

Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе...

Программа кружковой работы "Весёлые ладошки"

Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа кружковой работы "Цветные ладошки"

Программа кружковой работы "Цветные ладошки"  разработана для детей младшего дошкольного возраста....

Парциальная программа кружковой работы «Разноцветные ладошки»

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести детей в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

Плани кружковой работы "Разноцветные ладошки"

Материал к занятиям по нетрадиционному рисованию с детьмии раннего возраста...