Методика организации дошкольного возраста в рамках их ознакомления с историческими событиями родной страны
консультация (младшая группа)

Садыкова Мария

Отечество, Отчизна, Родина… в корнях этих слов близкие для каждого взрослого и особенно для ребенка образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад №2»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени ветерана ВОВ Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

Консультация для педагогов

                                                                    Подготовила: Садыкова М.А.

2022г.

Отечество, Отчизна, Родина… в корнях этих слов близкие для каждого взрослого и особенно для ребенка образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу.

В современном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения.

Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны.

Приобщая дошкольников к истории Россиипедагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.

Знакомство с прошлым родной страны позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.

Рассказывая детям о героях родной страны, воспитатель должен обратить внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности.

Знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.

Ребенок не может воспринять прошлое родной страны иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.

Интерес детей к событиям военного прошлого России поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями. Бабушки и дедушки некоторых детей пережили военные события и рассказали об этом своим внукам, поэтому события прошлого не просто поняты, но и прочувствованы дошкольниками.

Дети будут знать, и помнить прошлое своей страны при соблюдении следующих условий:

-хорошее знание исторических событий взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;

-знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию дошкольников;

-использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события (семейных реликвий, писем, фотографий, кино, книг).

Знакомя дошкольников с историей родной страны, воспитатель не должен стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины: яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев. Важно затронуть чувства дошкольников, воспитывать гордость за подвиги защитников Отечества, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд жителей страны по возведению новых городов, заводов и восстановлению разрушенного после войн.

Дошкольников, прежде всего, нужно знакомить с теми историческими личностями и событиями, которые близки и хорошо известны педагогу.

Для развития интереса к прошлому родной страны в группе целесообразно создать развивающий центр «Моя страна», это могут быть уголки родного края. Уголки эти создаются для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Важно, чтобы материалы развивающего центра предполагали разное содержание детской деятельности. Рассматривая книги и альбомы, дошкольники знакомятся с особенностями жизни России в разные исторические периоды, раскрашивают рисунки изделий по мотивам народных промыслов, рисуют схемы военных сражений и так далее.

 

Очень важно, чтобы педагоги не игнорировали детские вопросы о событиях прошлого, стремились делиться своими чувствами, связанными историческими деятелями, победами и поражениями России, пробуждали у детей интерес к прошлому своей Родины.

Закрепить и расширить представления детей о прошлом России можно с помощью дидактических игр: «Чем знаменит?»«Вчера и сегодня» и др.

Самое сложное в работе воспитателя по знакомству детей с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;

- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Что может означать название нашего города, Кто был основателем нашего города);

- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.

 

Для решения практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей можно оформить выставки рисунков «Наши защитники» (к 23 февраля, «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов.

Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому наследию родной страны. Книжка о Победе.

В данной статье я делюсь личным педагогическим опытом по преобщению детей к истории России. Тема 70-летия победы актуальна для старших дошкольников  и позволяет развивать чувства сопричастности к...

«Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания»

Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект дет...

Использование дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в рамках реализации проекта "Мой край родной"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, обы...

"Организация проектной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родной страной"

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родной страной"...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Мастер – класс: «Организация казачьего схода с детьми младшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Кубанский край – земля родная!»

Из покон веков казаки собирали сходы, решали важные вопросы, принимали неоспоримые решения. С мальства , в те давние времена, знали дети, что значит казачий сход. В нашем казачьем детском ...