«Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания»
статья (старшая группа) на тему
Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события
Воспитатель старшей группы организует специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания» (старшая группа)
Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события
Воспитатель старшей группы организует специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
Ожидание и подготовка образовательного события выступают в роли привлекательной перспективы
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Проблема:
полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.
Цель: - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.
Задачи:
• Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
• Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
• Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
Ожидаемые результаты:
Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Расширить музыкальные и хореографические навыки дошкольников.
I Подготовительный этап
1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.
2) Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.
3) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.
II Основной этап
1) Работа с детьми
Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.
Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Познавательное развитие: беседы на тему «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; НОД «Голубая сказка Гжели».
Речевое развитие:
чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихов о Гжели; заучивание слов песни «Гжель», знакомство с творчеством композитора Ю. Синявского.
Художественно – эстетическое развитие:
рисование на тему «Голубая Гжель»; аппликация на тему «Сказочный цветок», постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.
III Заключительный этап
1) Итоговое мероприятие: «Город мастеров».
2) оформление стенда «Город Мастеров»; творческие работы детей на тему «Наша Гжель родная».
3) Презентация на тему «Гжель – голубая сказка» на методическом объединении.
Литература:
1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А.Васильева. М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.
2. Мишакова ,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.
3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/
Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.
Наглядно - дидактический материал
4. Вохринцева, С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
5. Лыкова, И.А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
6. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. А. Н.Дорофеева.-М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.
Музыкальный материал
7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.
8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.
9. Кузьмичева, М.К Лазури хоровод: //авторская песня с движениями.
10. Музыка и аранжировка В. Андреева, исп. Фолькгруппа русского национального театра «Гжель – весна»/ авторская постановка хореографической зарисовки У.Гнездиловой.
11. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ.- весть –ТДА,2005.
12. Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.
Интернет ресурсы
12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-282929-1377526699.jpg)
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-515828-1434629417.jpg)
Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития
Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....
Образовательное событие для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».
Цель: Закреплять представления дошкольников об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-614158-1536650928.jpg)
Конспект организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Отечества» (художественно-эстетическое развитие)
Цель: формировать представления о празднике «День защитника Отечества» и о Российской Армии через художественно-эстетическое развитие....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-1422218-1663641941.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Изобразительное искусство Хакасии»
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста«Изобразительное искусство Хакасии» Составитель:Госсман А.А., педагог дополнительного образованияМБДОУ г...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/23/picture-1459759-1677157194.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Школада аннарны паза малларны угренчебiс" ситуация
Технологическая карта образовательного события....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-674977-1515008629.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Тема «Формирование представления о звуках». Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки...