Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.
консультация

Бугакова Ольга Владимировна

Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант поведения в определенных ситуациях. Условием успешной социализации ребенка является умение гармонично взаимодействовать со сверстниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.

    Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант поведения в определенных ситуациях. Условием успешной социализации ребенка является умение гармонично взаимодействовать со сверстниками. Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

 Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

  Год от года растет число детей с различными трудностями  в общении. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает  свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. В настоящее время одной из форм организации педагогического процесса, позволяющей усилить воспитательно-образовательную деятельность, является игра. Преимущество игры перед любыми другими видами детской  деятельности  заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам,   именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

В своей работе мы активно применяем технологию формирования самостоятельности  в организации подвижных игр. Подвижные игры способствуют развитию  познавательного, двигательного  интересов, а также умению договариваться,  дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Что соответствует целевым ориентирам  ФГОСа.

     Для усвоения последовательности игровой деятельности и ее основных компонентов, мы разработали опорные карточки, на которых этапы проведения подвижной игры представлены с помощью моделей, т.е. невербальным способом коммуникации. Передача информации осуществляется посредством знаковой системы.  Действия, расстановка игроков, правила, оборудование представлено с помощью символов, условных обозначений. Именно с их ознакомления начинается работа с опорной карточкой.

Карточка состоит из шести полей. В каждом поле заключен один из компонентов  подвижной игры: определение игры (ее название); персонажи-водящие; расстановка участников игры и размещение оборудования; правила игры; слова (речевки); варианты игры. Каждая подвижная игра имеет свою опорную карточку, что позволяет быстро, бесконфликтно определиться дошкольникам, какую игру они хотят организовать, выбрать водящего (различными способами), соблюдать правила при расстановке участников, определиться с вариантом игры.

    Для достижения позитивных результатов в применении данной технологии от педагога требуется соблюдения правил:

-мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью, удовлетворению потребности в  самоутверждении, самореализации;

-если отдельные игроки значительно опережают остальных по всем показателям, то включать их в прослушивание обучающей информации не нужно, чтобы у них не пропало желание играть, а у отстающих появилась возможность выровнять игру;

-одним из самых сложных вопросов является организация игрового коллектива. Сильно увлекшийся игрой ребенок, может проявить эгоизм, конфликтность, задача педагога – воспитать позитивные чувства и побуждения на положительных примерах;

-особого внимания требует выбор организатора, каждый ребенок хочет быть главным, но не все умеют делать это правильно, считаться с мнением товарищей, справедливо решать споры. Но у всех необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

В игре раскрывается каждый ребенок, его интересы, положительные и отрицательные черты характера. Наблюдение за детьми позволит найти правильный подход к каждому. Сложившиеся ситуации обсуждаются и анализируются совместно с детьми.

Какие же результаты мы получили, формируя самостоятельность в организации подвижных игр? Дети приобрели способность управлять своим поведением, стали более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев более «пристойными» способами, легко договариваются, учитывая  интересы других. Усвоили общественные, этические нормы  поведения, ненасильственное взаимодействие со сверстниками.



Предварительный просмотр:

Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.

    Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант поведения в определенных ситуациях. Условием успешной социализации ребенка является умение гармонично взаимодействовать со сверстниками. Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

 Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

  Год от года растет число детей с различными трудностями  в общении. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает  свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. В настоящее время одной из форм организации педагогического процесса, позволяющей усилить воспитательно-образовательную деятельность, является игра. Преимущество игры перед любыми другими видами детской  деятельности  заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам,   именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

В своей работе мы активно применяем технологию формирования самостоятельности  в организации подвижных игр. Подвижные игры способствуют развитию  познавательного, двигательного  интересов, а также умению договариваться,  дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Что соответствует целевым ориентирам  ФГОСа.

     Для усвоения последовательности игровой деятельности и ее основных компонентов, мы разработали опорные карточки, на которых этапы проведения подвижной игры представлены с помощью моделей, т.е. невербальным способом коммуникации. Передача информации осуществляется посредством знаковой системы.  Действия, расстановка игроков, правила, оборудование представлено с помощью символов, условных обозначений. Именно с их ознакомления начинается работа с опорной карточкой.

Карточка состоит из шести полей. В каждом поле заключен один из компонентов  подвижной игры: определение игры (ее название); персонажи-водящие; расстановка участников игры и размещение оборудования; правила игры; слова (речевки); варианты игры. Каждая подвижная игра имеет свою опорную карточку, что позволяет быстро, бесконфликтно определиться дошкольникам, какую игру они хотят организовать, выбрать водящего (различными способами), соблюдать правила при расстановке участников, определиться с вариантом игры.

    Для достижения позитивных результатов в применении данной технологии от педагога требуется соблюдения правил:

-мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью, удовлетворению потребности в  самоутверждении, самореализации;

-если отдельные игроки значительно опережают остальных по всем показателям, то включать их в прослушивание обучающей информации не нужно, чтобы у них не пропало желание играть, а у отстающих появилась возможность выровнять игру;

-одним из самых сложных вопросов является организация игрового коллектива. Сильно увлекшийся игрой ребенок, может проявить эгоизм, конфликтность, задача педагога – воспитать позитивные чувства и побуждения на положительных примерах;

-особого внимания требует выбор организатора, каждый ребенок хочет быть главным, но не все умеют делать это правильно, считаться с мнением товарищей, справедливо решать споры. Но у всех необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

В игре раскрывается каждый ребенок, его интересы, положительные и отрицательные черты характера. Наблюдение за детьми позволит найти правильный подход к каждому. Сложившиеся ситуации обсуждаются и анализируются совместно с детьми.

Какие же результаты мы получили, формируя самостоятельность в организации подвижных игр? Дети приобрели способность управлять своим поведением, стали более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев более «пристойными» способами, легко договариваются, учитывая  интересы других. Усвоили общественные, этические нормы  поведения, ненасильственное взаимодействие со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.

Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения....

Мнемотехника-как способ развития коммуникативных способностей дошкольников.

Хочу поделиться опытами  использования мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей.               Если ...

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....

«Технология формирования самостоятельности и творчества в процессе организации подвижных игр у детей дошкольного возраста».

laquo;Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие»(Р.С.Немов, 2001)....

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для дошкольника игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....