Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
материал (младшая группа)

Цепцова Галина Игоревна

Детский сад – новый, важный период в жизни ребенка.  Для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс.  С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaadaptatsiya_vystuplenie.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад – новый, важный период в жизни ребенка.  Для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс.  С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии). Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад. Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка.  Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% - 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста.  Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей.  Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни время пребывания ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа).  Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Затем постепенно нужно увеличивать время нахождения ребенка в группе. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий:

  1. На первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. Родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе.
  2. На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики.

Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:

  • острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития.
  • подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).
  • фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками. Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции. Тяжелая степень адаптации - эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев), ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др.

Важную роль играет социальная адаптация детей, так как ДОУ является первым социальным институтом, где они приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело, так как страх является постоянным спутником в этом возрасте. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подошел к концу. Существует масса причин, вызывающих слезы и страх перед детским садом у ребенка:

– тревога, которая обусловлена сменой обстановки (из привычной домашней атмосферы, где мама всегда рядом, малыш попадает в совершенно незнакомое пространство, окруженный массой чужих людей) и режима (ребенку сложно принять и соблюдать нормы и правила жизни группы);

 – негативное первое впечатление у ребенка от посещения детского сада. Эта причина является одной из ключевых, так как именно первое впечатление зачастую имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в ДОУ;

 – психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема является одной из ключевых при поступлении ребенка в детский сад и может быть связана с особенностями индивидуального развития, возникает при нехватке эмоционального общения ребенка с мамой;

 – отсутствие элементарных навыков самообслуживания значительно затрудняет нахождение ребенка в детском саду;

– избыток впечатлений. В ДОУ ребенок испытывает много негативных и позитивных переживаний, в результате чего он может переутомиться и как следствие этого — нервничать, капризничать.

Мы, воспитатели, занимаем важное место в жизни ребенка, так как именно мы являемся проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, нам нужно помнить несколько правил. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить:

 – какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д.;

 – как называют ребенка дома;

 – чем увлекается ребенок;

 – какие особенности поведения радуют и настораживают родителей Воспитатель должен непременно ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, на сколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОУ. Необходимо всегда показывать приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают. Важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Литература:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Выступление "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО"

Рекомендации по адаптации для педагогов...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Доклад выступление на педсовете. Тема:Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему нео...

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Выступление на педсовете "Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ"....