Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
консультация

С самого рождения ребенок испытывает на себе различные природные воздействия. Не умея еще выделять и раскрывать причинно-следственные связи, не находя ответы на бесконечные «почему» и «необъяснимые претензии взрослых к его поступкам, желаниям, исследованиям, экспериментам, ребенок постепенно теряет интерес ко всему окружающему, создает свой мир, общаясь с «внешним» по принципу достаточной необходимости. Рассеивается его любознательность и любопытство, растет безразличие и пассивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Из опыта работы

 

                                                                   Воспитатель Кондрашова Т.В.

 

                                                     

        С самого рождения ребенок испытывает на себе различные природные воздействия. Не умея еще выделять и раскрывать причинно-следственные связи, не находя ответы на бесконечные «почему» и «необъяснимые претензии взрослых к его поступкам, желаниям, исследованиям, экспериментам, ребенок постепенно теряет интерес ко всему окружающему, создает свой мир, общаясь с «внешним» по принципу достаточной необходимости. Рассеивается его любознательность и любопытство, растет безразличие и пассивность.

        Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой деятельности!

        Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия.  Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми ребенок может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

        Результаты психологических и педагогических исследований

( Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков, И.Д.Зверев, В.В.Запорожец и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном  в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

        

        В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

        Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценности, значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.

        Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культуры познания окружающего мира.

         

        В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи, занимающиеся вопросами детского экспериментирования, в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

        Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что в обыденной жизни дети, часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлический предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространство – предметную среду для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим  в дошкольном учреждении эксперимент должен отвечать следующим требованиям:

  • Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
  • Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;
  • Показ только существенных сторон явления или процесса;
  • Отчетливая видимость изучаемого явления;
  • Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получить в результате.

Поставленные задачи решались через организацию игровой, самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Общеизвестно, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. И тут на помощь приходит игра. Практическое соприкосновение с жизнью в занимательной игровой форме и есть тот метод, которым ребенок познает жизнь, а в применении к моей теме – познает необходимые явления неживой природы.

Метод игры, как установлено психологами и педагогами, наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной умственной деятельности и в развитии логического мышления детей. Так же в своей работе я использую словесные, наглядные методы и приемы.

Метод наблюдения лежит в основе ознакомления детей с неживой природой. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями, зависит развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Ознакомление детей с определенной темой осуществляется последовательно через ряд этапов:

  1. Информационный.

Цель: Развивать интерес к экспериментированию.

Задачи: Дать первоначальные представления о предметах окружающего мира и их свойствах (моделирование). Учить целенаправленно наблюдать, делать выводы совместно с воспитателем. Познакомить с обследующими, пробующими действиями.

На данном этапе использую такие формы работы, как наблюдения, занятия-практикумы. Применяю следующие методы: наблюдения, обследования, экспериментирование, обсуждение спонтанно возникшей ситуации. Развивающую среду пополняю различными материалами (песок, глина, дерево, металл), а в старших группах необходимо добавить часы, мерные стаканчики и т.д.

  1. Репродуктивный.

Цель: Освоение детьми самой деятельности эксперимента.

Задачи: Углубление представлений о предметах и явлениях, их взаимосвязях, причинно-следственных связях.

На данном этапе с детьми отрабатывается последовательность экспериментирования: выделение цели, подбор материалов, планирование последовательности работы, способов, выводов. Внедряется алгоритм поисковой деятельности: постановка задачи, выдвижение гипотезы, эксперимент, отработка результата. Дети учатся анализировать, рассуждать, делать умозаключения, учатся проводить простейшие опыты. Эффективным методом на данном этапе являются дидактические игры, фокусы, опыты, начиная со старшей группы – мозговой штурм. Основными формами работы будут занятия – практикумы, дискуссии. В развивающую среду группы необходимо включить картотеку опытов, ввести правила безопасности. Отношения между педагогом и детьми строятся на основе партнерства.

  1. Самостоятельное экспериментирование.

Цель: Развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности.

Задачи: Обобщить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Упражнять в установлении причинно-следственных связей. Побуждать к самостоятельной поисковой деятельности, решению проблемных и познавательных задач. Целесообразным является использование на данном этапе таких методов, как задачи, вопросы, проблемные ситуации, дискуссии, фокусы, мозговой штурм, а эффективными формами работы будут являться практикумы, беседы с проблемной задачей. Развивающая среда дополняется приборами и материалами, помогающими решить проблемные задачи.

        Образовательную работу с детьми  по теме начала во второй младшей группе. Основные знания о природе ребята получали в повседневной жизни. Ежедневно мы наблюдали за состоянием погоды.  Для того чтобы научить детей обращать внимание на температуру воздуха, предлагала им одеть на прогулку куклу, обращала внимание на то, как одеты сами дети, предлагала потрогать различные остывшие предметы: лавочку, камешки и т.д. Вместе с детьми мы «искали» солнышко, слушали, как стучит дождь по крыше, наблюдали, как на улице появлялись лужи. Зимой обращала внимание детей на то, как скрипит снег, какой он пушистый. На прогулках знакомила детей со свойствами снега через разнообразные игры, наблюдения, упражнения. Используя разнообразный выносной материал, дети с огромным удовольствием лепили из снега. Весной организовывала игры с водой, обращая внимание на ее свойства, привлекала к наблюдению за ветром. Для формирования знаний о свойствах песка и глины, организовывала игры: выкладывание различных форм из сырого песка с помощью формочек.

        В летний период возможности ознакомления с природой практически не ограничены, и это время было использовано для закрепления и уточнения, полученных детьми знаний. Для этого неоднократно повторяла занятия на одну и ту же тему, постепенно усложняя содержание знаний и познавательных умений. В работе с детьми данного возраста отдавала предпочтение наглядным (наблюдения) и практическим (игра, труд) методам. Словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы) применялись как дополнительные.

         

        К концу  второй младшей группе содержание работы усложнилось, добавились темы: «Свет, цвет», «Воздух», «Вес, притяжение», «Звук», «Свойства материалов».

        Работа по теме велась как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной. Основным приемом являлась игровая ситуация. С детьми мы продолжали наблюдать за состоянием погоды. Ребята научились по некоторым признакам определять теплое и жаркое время дня. Помогала им осознать это с помощью вопросов: почему сегодня такие горячие камни? А вчера, почему ты не снимал рубашку?

        Во время наблюдений за ветром, обращала внимание детей на то, как раскачиваются деревья, шумят листья. Знания детей о воде, песке, глине стали более точными, т.к. этому способствовали игры, опыты, которые я систематически организовывала с этими природными материалами. Все опыты предлагались от имени игрового персонажа – Почемучкина, на первом этапе моделирующим проблемные ситуации, которые мы решали вместе с детьми. Затем мы учились уже самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы. Совместно с детьми, мы выработали правила техники безопасности, подготовили карточки со схематическим изображением опытов.

        Большую радость, удивление и даже восторг испытывали дети от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

        В средней группе продолжаю знакомить детей с предметами и явлениями неживой природы. Ребенок 4-5 лет интересуется всем, что видит вокруг, причем его интерес уже значительно более глубок. Стоит обратить его внимание на какой-либо предмет, и он  уже тут же начинает выяснять, для чего он, из чего он сделан, что с ним будет, если бросить его в огонь, почему он именно такой, а не другой. Стараюсь стимулировать такие вопросы детей, даю возможность ребенку самому ответить на них.        

        Для выяснения степени усвоения детьми тех или иных знаний, отношений, использую творческие игры, одним из видов которых являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Руководя игрой, даю детям знания не в готовом виде, а с помощью поисковых действий. Строительные игры служат основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникших вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других нет? Почему вода бывает жидкой и твердой, почему снег и лед превращаются в воду в теплом помещении и т.д. Ценность природного материала – в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Несложные опыты использую в играх детей, включаю в непосредственную образовательную деятельность, стараюсь связать их с трудом в уголке природы. Во время занятий я и ребенок – партнеры.

        Занимаясь с детьми, сделала вывод, что большинство из них стали проявлять не только самостоятельность и активность, но и применять полученные знания в других сферах общения с природой. Результаты мониторинга наглядно показывают, что дети научились аргументировать собственные выводы. Если в начале года, полных ответов с аргументацией было всего 10%, то в конце года их стало уже 40%. Сократилось число ответов с ошибкой (отсутствие ответа): на начало года – 60%, в конце года – 10%. Возросло количество детей дающих правильный ответ (без аргументации): в начале года их было 30%, а в конце года стало 50%.

        Большую помощь в работе оказывают педагоги специалисты. Музыкальный руководитель вместе с детьми слушает различные звуки природы: шум ветра, журчание воды и т.д., предлагает детям музыкальные инструменты, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластмасса).   Инструктор по физическому воспитанию проводит подвижные игры с природоведческим содержанием: «Солнышко и дождик», «Как на горке снег, снег…» и т.п., а также включает в НОД комплексы дыхательной гимнастики. Все педагоги используют в непосредственной образовательной деятельности художественное слово о явлениях и предметах неживой природы.

                В помощь воспитателям детского сада провела различные консультации на различные темы. Оказываю помощь воспитателям в подготовке непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования.

        Реализация поставленных мною задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью через папки-передвижки даю родителям различные рекомендации. Для выявления отношения родителей к поисково-исследовательской деятельности детей провела анкетирование родителей. Многие родители отмечают, что ребенок и дома продолжает экспериментировании, начатое в детском саду, и сами родители тоже включаются в этот процесс. Для формирования отчетливых представлений о неживой природе дети вместе с родителями проводят наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка явления и составление рассказа о нем. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов детей экспериментированием в домашних условиях (помогают, объясняют, экспериментируют вместе с детьми). Дети с огромной радостью делятся своими маленькими «открытиями», своими успехами.

        Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не...

Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая н...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

       КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Развитие творческой , исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов дей...