Проектная работа в средней группе на тему: «Цвети родной Башкортостан!» (Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)
проект (средняя группа)

Ахунова Альфия Загирьяновна

Проектная работа в средней группе на тему:

«Цвети родной Башкортостан!»

(Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bashkortostan2022.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад «Солнышко» №1

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район РБ

Проектная работа в средней группе на тему:

«Цвети родной Башкортостан!»

(Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)

Воспитатели:

Ахунова  А.З.

Белянцева И.Р.

Калтасы 2022г.

Цель проекта: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами окружающей действительности.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

2. Познакомить детей с особенностями культуры и быта ( жилище, народный костюм, национальная кухня и т.д.).

3. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

4. Воспитывать уважение к культурным традициям других народ

Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный, один год.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники средней группы.

Актуальность проекта:

Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Основные формы реализации: беседы, консультация, видео презентация, посткросинг, проведение праздника.

Пояснительная записка.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной

насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры и праздники.

Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей, к счастью, это детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».

Работа с родителями.

Тема

Форма реализации

Сроки

1

Знакомство с целью и задачами проекта.

Беседа

сентябрь

2

Башкирская национальная посуда

Изготовление посуды из папье-маше

октябрь

3

Башкирская национальная одежда.

Изготовление башкирского костюма.

ноябрь

4

Экскурсия в музей.

Башкирские игры

Экскурсия

Изготовление дидактических игр

декабрь

5

Развлечение « Имя наречение»

Изготовление национального жилища.

Январь -февраль

6

Башкирская кухня.

Оформление альбома башкирской кухни.

март

7

Коренные жители Урала. Моя родословная.

Консультации, оформление родословной своей семьи.

апрель

8

Итоговое мероприятие. Концерт «Моя родословная»

Показ выставки. (работы родителей и детей по данной теме проекта)

май

Перспективный план работы.

тема

форма

Сроки

1

Выбор темы, цели. Задач проекта.

Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.

сентябрь

2

Воспитывать любовь к малой Родине - Уральскому краю.

Знакомство с музыкальными инструментами

Национальная башкирская одежда.

Рассматривание иллюстраций о достопримечательных местах Башкортостана

Лепка «Цветок курая»

Раскрашивание раскрасок «Башкирский национальный костюм».

октябрь

3

Башкирские узоры

Дидактическая игра

Подвижная игра

Посткросинг г.Усинск

Аппликация «Варежки с национальным узором».

Д/и «Башкирский кубик»

Разучивание игры «Конное состязание»

Видео презентация

ноябрь

4

Мир старинных вещей

Познакомить детей с жилищем, посудой и утварью башкир

Дидактическая игра

Театрализованное представление

Экскурсия в музей.

Знакомство с башкирской посудой

Знакомство с юртой

Д/и «Собери узор»

Драматизация сказки «Шалкан»

декабрь

5

Башкирский поэт

Произведения поэтов

Подвижная игра

Башкирские песни

Рассматривание иллюстраций

Чтение стихотворения «О курае» Абдулхак Игибаев

Разучивание игры «У кого платок»

Прослушивание песни Хусаина Ахметова «Не хватило краски»

январь февраль

6

Познакомить детей с башкирской обувью

Подвижная игра

Посткросинг г. Санкт-Петербург

Раскрашивание раскраски «Читек».

Разучивание игры «Кугарсен»

Коллективная работа аппликация: «Башкирский флаг»

март

7

Праздники башкир. Башкирская кухня.

Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирских семей.

Расширить знания об особенностях национальной кухни.

Рассматривание иллюстраций с башкирскими блюдами.

Лепка «Башкирское угощение».

Чаепитие с башкирскими блюдами

апрель

8

Праздник «Моя родословная»

Подготовка и проведение праздника. Разучивание песен и танцев

май

Предполагаемые результаты.

Активизация словаря (развитие речи, обогащение словарного богатства воспитанника).

Продолжение знакомства детей с музейными экспонатами.

Пробуждение интереса к познанию прошлого.

Разучивание песен и стихов о Башкирии и  башкирского танца.

Пополнение уголка предметами быта, национальной одеждой.

Оформление выставки детских работ и работ родителей.

Развлечение «Моя родословная»

Вывод

         Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Литература

1.Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 2.Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.53.
3.Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 20 с.71.
4.Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с. 115.
5.Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык маданияте хэм традицияларе белэн таныштыру.-Бард, 2002.- 78 бит. (пословицы)
6.Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь 2002 с.64.

7.Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

8. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап. 1995год

9. Башкирская энциклопедия. 2002г. «Башкиры. Этническая национальная культура».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности в средней группе по теме «Цветы»

Образовательные области: познание (экология) и художественное творчество (рисование) Программное содержание.Образовательные задачи.Уточнить знания детей о цветах, месте их произрастания.Поз...

конспект занятия по нод в средней группе на тему "Цветы для мамы"

конспект занятия по салфеточной аппликации на тему "Роза для мамы"...

Организация образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: " Улицы родного города"

конспект нод по образовательной области " Социально - коммуникативная". Беседа с детьми по теме с дальнейшей продуктивной деятельностью ( аппликацией)...

Проектная работа в средней группе "Касимовское озеро".

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?Она начинается с м...

Занимательная деятельность в старшей группе на тему: «Цвети родная Бурятия»

Цель:Пополнить знания детей о родном  крае, его истоках, традициях, культуре.Закрепить знания о столице Бурятии городе Улан – Удэ, озере Байкале их достопримечательностях.Воспитывать ...

Занимательная деятельность в старшей группе на тему: «Цвети родная Бурятия»

Цель:Пополнить знания детей о родном  крае, его истоках, традициях, культуре.Закрепить знания о столице Бурятии городе Улан – Удэ, озере Байкале их достопримечательностях.Воспитывать любовь...

Проектная работа в средней группе " Моя малая Родина"

Цель: дать первоначальное знание о родном селе,воспитывать любовь родному селу, к своей " Малой Родине".Задачи: прзнакомить с детским садом, с територией детского сада.Знакомить с домом, с п...