Круглый стол "Развитие коммуникативных способностей дошкольников"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белогривцева Ольга Ивановна

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми и их родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила:

воспитатель 11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

Москва 2019

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цели:

  • Помочь педагогам и родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка;
  • показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личности;
  • дать рекомендации родителям по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми;
  • развить навыки рефлексии собственной воспитательской позиции.

Подготовительная работа:

  • подбор и классификация игр на развитие коммуникативных способностей;
  • разработка памятки для родителей;
  • изготовление приглашения для родителей;
  • подбор литературы по данной теме;
  • проведение диагностических методик с воспитанниками группы пред школьной подготовки (методика Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребенка»; проектировочная рисуночная методика «Моя семья»).

Форма проведения: мозговой штурм.

Участники:

воспитатели, родители.

Оборудование и материалы:

  • оформление выставки литературы «Такие разные наши дети»;
  • мультимедийный проектор, слайды с фотографиями детей.

Ход семинара-практикума:

Чтение стихотворения В. Берестова:

Любили тебя без особых причин

 За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

останется тайной опорой твоей.

В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая добро и зло. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими. Но не всегда это получается. Задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность к общению включает в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу!);
  • умение организовать общение (Я умею!);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при обращении с окружающими (Я знаю!).

Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе, в общении с взрослыми.

Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, подарив им взаимную любовь, потребность друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром?

По данным социологов установлено, что за сутки родители уделяют своим детям всего 18-22 минуты. Неужели это норма?!

 С детьми заранее была проведена диагностика коммуникативных способностей. Результаты диагностики по методике Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребенка» проектировочная рисуночная методика «Моя семья».

Родители знакомятся с результатами своих детей по данной диагностике.
«Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»

Сколько же внимания получает ребенок застенчивый?

Однажды он ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться.

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не столкнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорить не решался,

А собственное мнение прятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его была теперь ошибкой.

В. Берестов

Для родителей, как правило, застенчивый ребенок — идеал: он робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень. Он ни в чем Вам не перечит, похож на пластилин, из которого можно вылепить все, что угодно. Такой ребенок не устроит Вам истерику в гостях, своей воспитанностью он потрясет всех. Уже в 3 года он способен управлять собой и не выплескивать эмоции наружу.

 Давайте с вами проведём небольшую игру «Задание для родителей».

Возьмите в руки листок бумаги и разделите его на две половинки. В одной половинке напишите положительные черты характера застенчивого ребенка, в другой — отрицательные.

Мозговой штурм - Обсуждение написанного

Многие родители путают застенчивость и замкнутость, т.к. внешние проявления у них похожи. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Но замкнутый ребенок чаще всего не знает, что нужно делать и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет общаться, но не может применить эти знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Взрослых это устраивает до тех пор, пока застенчивость не начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, отказывается от общения со сверстниками и ничего не может сделать в присутствии посторонних. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, т.к. им очень трудно подойти к другому и договориться об игре. Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такие же эмоции, как и другие дети, но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что застенчивые дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).

Причины развития застенчивости еще не совсем изучены, но чаще всего застенчивые дети встречаются:

  • в семьях, где авторитарные родители возлагают неоправданно большие надежды на своего ребенка. Эти родители часто недовольны физическим развитием и умом ребенка, подчеркивают его неполноценность, высмеивают его в присутствии других;
  • в семьях, где есть еще один ребенок, которому противопоставляют данного малыша. В этом случае у застенчивого ребенка вырабатывается психологическая защита, заключающаяся в том, что он перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, чтобы «не вызвать огонь на себя»;
  • в семьях, где ребенок единственный и имеет ограниченный круг общения;
  • в неполных семьях, где ребенок воспитывается одинокой матерью. Повышенная тревожность таких матерей, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, контролирует его во всем.

Можно говорить о том, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль поведения его родителей.

Если Вы считаете застенчивость проблемой ребенка, то при взаимодействии с ним старайтесь:

  • быть очень деликатным с ним;
  • не отвергать его и не использовать авторитарные методы воспитания;
  • все делать так, чтобы Ваш малыш не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас;
  • «гасить» тревогу по любому поводу;
  • учить его самоуважению;
  • хвалить его и делать ему комплименты;
  • формировать в нем уверенность в себе;
  • помочь найти ему в себе все то, в чем он превосходит своих сверстников и этой сильной стороной уравновесить слабую, чтобы уравновесить свои недостатки;
  • учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения;
  • любыми способами поощрять все его игры со сверстниками;
  • не сравнивать его с другими, более успешными детьми;
  • не сомневаться в умственных способностях своего малыша.

Игра для родителей «Ролевая гимнастика»

Родителям предлагаются ситуации из жизни, которые необходимо обыграть, распределив роли. Родители делятся на несколько групп.

Ситуация 1:

Представьте, что Вы, после неоднократного замечаний, входите в комнату ребенка и видите, что на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки.

Ситуация 2:

Вы в гостях у своих знакомых. За праздничным столом Ваш ребенок вертелся и нечаянно опрокинул вазочку с вареньем.

Ситуация 3:

Ваш ребенок пришел домой в слезах, соседский мальчик наехал велосипедом на его мяч.

Рефлексия. Подводя итоги, предлагаю вам вспомнить основные этапы работы по сегодняшней теме. После обсуждения родителям вручаются памятки для родителей «Учим детей общению».

Памятка-рекомендация:

«УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ»

  • Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей; не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определённую меру свободы действий.

•        Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

•        Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением; создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым. Например, в ситуации «вынужденного общения» на приеме у врача, в магазине, в библиотеке и т.д.

•        Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха.

•        Искренне любите и уважайте ребенка.

•        Обращайте внимание ребенка на то, что каждый человек интересен по-своему и достоин общения.

•        Учите ребенка нормам поведения в коллективе.

Надеюсь на сегодняшнем семинаре вы сделали определённые выводы по воспитанию своих детей. Успехов вам!

Литература:

  1. Н.В. Калинина

«Предшкольное образование и система работы с родителями»

Аркти ; Москва  2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников через технологию ТРИЗ

В данной статье раскрывается проблема низкого уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Раскравается содержание созданного проекта по использованию технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкол...

Музыкотерапия в дошкольном детстве и ее роль в развитии коммуникативных способностей дошкольников

В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде ( аудиозапись, игра на детских музыкальных и...

Коммуникативные способности дошкольника.

Родители получат информацию о том, что такое "коммуникативные способности дошкольника"и как научить ребёнка общаться с другими?...

Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...

Проект: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ»

Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ детского сада № 359 Хапина Ольга Михайловна.Направление деятельности:        познавательно-речевое.Интеграция образователь...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня в процессе логопедической работы над связной речью

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.Одной из главных задач воспита...