План по самообразованию на 2022-23г «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Пахомова Лариса Борисовна

План

по самообразованию

 на 2022-23г

«Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-23g.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чайка» корпус 3

План

по самообразованию

 на 2022-23г

«Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Воспитателя высшей квалификационной категории

Пахомовой Ларисы Борисовны

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи дошкольников;

2.Внедрять применение инновационных и развивающих технологий по развитию речи дошкольников;

3.Взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

4.Создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных и развивающих технологий;

5.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.

6.Оформить в группе центр речевого развития детей

7. Взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.

8.Обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ, а также распространить в СМИ.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми.

индивидуальная работа с детьми

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

*анкетирование родителей

*консультации

*индивидуальные и групповые беседы

*оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

*привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

*проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ)

Ожидаемые результаты:

*совершенствование образовательного процесса;

*активизация речевой деятельности дошкольников;

*улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

*достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

*повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

*пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

*повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

*Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.

*Центр речевого развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей.

*Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании

"Наши успехи"

*Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ

*Распространение опыта работы в СМИ.

План методической работы  на 2022-23 учебный год

Месяц

 

Методическая работа по теме самообразования

Работа с детьми

Работа с родителями

РППС

I этап. Теоретический

    Сентябрь

Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

Планирование работы  с детьми на новый учебный год

Анкетирование родителей

"Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы"

Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр.
(игры, наглядный материал и др.)

  1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт.-сост. Н. В. Багичева, А. С. Дѐмышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
  2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методическое пособие.
  3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост.  Л. М. Граб
  4.  Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
  5. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  
  6. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.
  7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.10.00
  8. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.

II  этап. Практический

Октябрь

 Подбор и изучение литературы по теме самообразования.

Оформление папки-передвижки

«Пальчиковая и  дыхательная  гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и  во время проведения ООД

(пальчиковые игры, дыхательная гимнастика,  игры с мячом су-джок).

Самомассаж ладоней.

Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Проведение консультации для родителей «Как говорит  Ваш ребенок»

Приобрести  мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик.

Ноябрь

Презентация для педагогов:

"Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста "

Консультация для педагогов:

 «Технология мнемотехника»

Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

 Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей"

Разработать папку "Стихотворения  по технологии мнемотехника"
(текст стихотворения и к нему мнемотаблица).

Декабрь

 Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь , играя"

 и игровой деятельности с ним.

Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" 

Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи,  расставить в центре развития речи).

Январь

Консультация для педагогов

«Технология наглядного  моделирования»

Дидактические упражнения

"Нарисуй и расскажи".

"Расскажи, что нарисовал"
"О  чем услышал, что изобразил?"

Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью».

Создать папку творческую паку работ детей.

Февраль

Подготовка презентации  по теме:

«Технология синквейн»

        

Составление синквейнов.

Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн"

Приобрести литературу для изучения методики.

Март

Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»

 

Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми.

Игровые речевые упражнения:
"Придумай сказку"
"Расскажи про.."

Индивидуальные беседы с родителями  по текущим вопросам

"Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?"

Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг.

Апрель

Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»

 

Игровые упражнения "Придумай  свою сказку"

 Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа.

Предложить  родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии. Например : прием эмпатии:
"Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в  определенной ситуации?"

Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии.

III этап. Обобщающий

            Май        

 

Отчет по самообразованию

Выступление на педсовете ДОУ.

Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию.

Мониторинг детей.

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе

Оформление   

опыта работы.

Брошюра "Методические рекомендации по проведению работы по речевому развитию с использованием инновационных технологий".

План методической работы на 2021-2022 учебный год

Сентябрь.I этап. Теоретический

*Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.

*Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

*Планирование работы с детьми на новый учебный год.

*Анкетирование родителей "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Нормы "

* Привести в соответствие с возрастными особенностями речевой центр.

(игры, наглядный материал и др.)

1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт. -сост. Н. В. Багичева, А. С. Д мышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.

2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие.

3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт. -сост. Л. М. Граб

4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

5. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

6. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником.

7. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г. 10.00

8. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.

II этап. Практический

Октябрь:

*Подбор и изучение литературы по теме самообразования.

*Оформление папки-передвижки «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка»

*Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах и во время проведения ООД(пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игры с мячом су-джок).

*Самомассаж ладоней.

*Упражнение на развитие силы голоса «Пропой звук с разной громкостью. *Памятки для родителей по обучению связной речи.

*Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» *Приобрести мячики су-джок, составить картотеку пальчиковых и дыхательных гимнастик.

Ноябрь:

*Презентация для педагогов: "Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста "

*Консультация для педагогов: «Технология мнемотехника»

*Знакомство детей с мнемотехникой: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

*Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

*Мастер-класс "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей" *Разработать папку "Стихотворения по технологии мнемотехника"(текст *стихотворения и к нему мнемотаблица).

Декабрь:

*Проведение встречи обмена опытом. Смотр речевых центров в других возрастных группах «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

*Привлечь детей к изготовлению лэпбука "Развиваем речь, играя"и игровой деятельности с ним.

*Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" *Оформить весь игровой материал, выполненный с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре развития речи).

*Консультация для педагогов

Январь:

*«Технология наглядного моделирования»

*Дидактические упражнения

-"Нарисуй и расскажи".

-"Расскажи, что нарисовал"

-"О чем услышал, что изобразил?"

*Информация на стенде для родителей: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью».

*Создать папку творческую паку работ детей.

Февраль:

*Подготовка презентации по теме:

*«Технология синквейн»

*Составление синквейнов.

*Папка-передвижка "Загадочный и доступный синквейн"

*Приобрести литературу для изучения методики.

Март:

*Мастер класс для педагогов «Сторителлинг-инновационная технология»

*Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми.

*Игровые речевые упражнения:

*"Придумай сказку"

*"Расскажи про. "

*Индивидуальные беседы с родителями по текущим вопросам

*"Успехи и достижения. Сложности в речевом развитии детей?"

*Пополнить РППС кубиками по технологии сторителлинг.

Апрель:

*Оформление буклетов для воспитателей по теме:«ТРИЗ -технология творчества»

*Игровые упражнения "Придумай свою сказку"

*Коллективные обсуждения, использование мозгового штурма, метода фокальных объектов, морфологического анализа.

*Предложить родителям использовать дома приемы ТРИЗ технологии.

 Например : прием эмпатии:

-"Расскажи что ты чувствуешь, что может чувствовать другой человек в определенной ситуации?"

*Разработка картотеки дидактических игр по ТРИЗ технологии.

III этап. Обобщающий

Май:

*Отчет по самообразованию

*Выступление на педсовете ДОУ.

*Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию. *Мониторинг детей.

*Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе *Оформление опыта работы.

*Брошюра "Методические рекомендации по проведению работы по речевому развитию с использованием инновационных технологий".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...

Статья "Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

План по самообразованию «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе рече...

План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...