Консультация на тему: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация (старшая группа)

Алагирова Инна Валерьевна

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов ДО95.86 КБ

Предварительный просмотр:

              Консультация на тему:C:\Users\Home\Desktop\1.jpg

«Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому

 воспитанию дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». С. Михалков.

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.

Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры, формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:

  • семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
  • историческое единство русского народа;
  • общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

          Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями и детьми могут оформить уголки нравственно-патриотического воспитания в детском саду своими руками.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА

Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1.      Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

2.      Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).

3.      Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).

4.      Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).

5.      Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1.         Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).

2.  Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города Республики Коми, стихи и рассказы о городе (селе).

3.         Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русская и коми народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).

4.         Ознакомление с Родным краем (символика – гимн РК, флаг, герб), карта РК, животный и растительный мир, заповедники, достопримечательности, знаменитые люди Республики Коми, исторические особенности, города РК, полезные ископаемые и т.д.).

5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности) 

ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ

Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:

- Фото или портрет президента России, главы Республики Коми

- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.

- Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.

- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.

         Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.

        Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?», «Они защищали Родину» и т.д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ

1. Логика размещения материала

2. Эстетичность оформления

3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)

4. Соответствие материала возрасту детей

5. Творческий подход педагога в оформлении уголка

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

        Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город), даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.

  1. В уголке размещен материал по социально – нравственному и патриотическому воспитанию:

  • взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
  • семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя семья», изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, совместный отдых;
  • дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
  • ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются, играют и т.д.;
  • эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
  • поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», «Так можно делать, а так нельзя», этикет для малышей.

  1. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом): фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.

    3.Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной    культуры : предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

4.Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки, игры, разные виды театра и т.д.)

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской и коми культуры.

1. В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции, художественная литература нравственной тематики.

2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир, природа в разное время года.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, различные макеты (коми избы, комнаты - горницы, крестьянское подворье), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т.д.

4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки, разные виды театра и т.д.

5.Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.

6.Элементы региональной символики – флаг, герб, гимн.

7.Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки, макеты, художественная литература, видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым России; продолжают формировать представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме; знакомят с достопримечательностями Республики Коми, города Сыктывкара, Эжвы, с историей города.  Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями русских и коми писателей, композиторов, поэтов, художников и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

  1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей», видеопрезентации и т.д.
  2. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
  3. Мой край – символика Республики Коми, карта, материал, знакомящий детей со славой и достижениями Республики Коми (города РК, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство, полезные ископаемые-коллекции).
  4. Родная страна – карта России, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), презентации, символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.
  5. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость), коллекции «Военная техника», «Военная форма»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр военной тематики и т.п.
  6. Приобщение к истокам русской и коми народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского и коми народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, русские и коми народные музыкальные инструменты; предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме, создание мини-музеев.
  7. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии: фотоматериалы соборов, церквей; книги, брошюры и т.д.
  8. Художественная литература по фольклору

русские и коми народные сказки, былины, предания, коми легенды, игры-инсценировки, разные виды театра и т.д.

  1. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию и Республику Коми.
  2. Наша планета земля – глобус, детская карта мира; художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ

        Воспитатели, планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир России» и т. д. Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке.

        

Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. А правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только поможет.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной  образовательной  организации»...

Методическая разработка для воспитателей на тему «Создание трансформируемой предметно – пространственной среды»

требования к организации и обновлению к предметно - развивающей среды ДОУ  в рамках ФГОС...

Проект в старшей группе "Секрет успеха" на тему: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для социально-личностного развития детей"

На протяжении трёх лет с 2013 -2014 учебного года по 2015-2016 учебный год  я занимала первое место в смотре – конкурсе готовность групп и кабинетов к новому учебному году, в связи с этим стало а...

Стажерская площадка на уровне района по теме: "Создание развивающей предметно-пространственной среды речевого развития в старшей группе ДОУ"

Цель построения речевой развивающей среды –  насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста....

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...

Консультация на тему: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр. Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитаниии психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, ...