Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
методическая разработка

Шиваракова Раиса Евгеньевна

 Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов. Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме того в дошкольном детстве активно развивается воображение.

В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_konferentsii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 (тема конференции)

Добрый день уважаемые коллеги!!!

Я рада приветствовать Вас в нашем дошкольном учреждении на методической конференции по теме: «Современные подходы

к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».

Мы собрались с вами из разных учреждений нашего района. Для плодотворной и успешной работы предлагаю вам познакомиться друг с другом.

1. Знакомство. Метод «Зодиак» (10 мин.)

Цель: познакомить участников друг с другом, создать непринуждёную, творческую обстановку.

Материалы: на ватмане изображены знаки зодиака по кругу, звёздочки 2-4 цветов.

Проведение:

Ведущий выбирает знак зодиака и предлагает всем, кто родился под этим знаком назвать своё имя. Имена записываются таким образом, чтобы во внутреннем круге были знаки зодиака, а во внешнем – имена участников. Назвавший своё имя, получает звезду.

Подводя итог знакомству, модератор делает вывод, что знаки зодиака все разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным.

Инструкция модератора:

На нашем звёздном небе «зажглись» созвездия. Сейчас я буду называть знак зодиака, а тот, кто родился под этим знаком, назовёт своё имя (участник называет имя и получает звезду).

Все знаки зодиака разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным.

Я предлагаю по приветствовать друг друга.

2.Приветствие. Метод «Путеводная звезда» (5 мин.)

Цель: поприветствовать друг друга, разделиться на группы.

Материалы: звёзды по количеству участников, ручки.

Проведение:

Ведущий предлагает участникам на звёздах написать приветствия для коллег. По сигналу (музыка) участники передают звёзды по часовой стрелке по кругу, когда музыка останавливается – останавливается движение звёзд. Каждый участник получает звезду-приветствие определённого цвета, озвучивает её.

Инструкция модератора:

Мы познакомились, и у каждого из вас в руке осталась маленькая звёздочка. Я предлагаю написать на этой звёздочке пожелание для своих коллег.

Теперь, встав в круг, мы отправим наши звёзды-пожелания в путешествие по млечному пути. Для этого под звуки музыки необходимо передавать звёзды по часовой стрелке по кругу. Когда музыка остановится – остановится и движение звёзд. И та звезда, которая окажется у вас в руках, станет вашей путеводной звездой на нашем семинаре (передаём звёзды, пока звучит музыка).

Прочтите те пожелания, которые вам отправили коллеги и разделитесь на команды в зависимости от цвета звезды.

Исходя из темы нашей конференции нам необходимо сформулировать цель.

3. Целеполагание. Метод «Частное и целое» (5 мин.)

Цель: сформулировать цели предстоящего мероприятия.

Материалы: пазлы 4 цветов, центровой вкладыш с темой семинара.

Проведение:

Каждой команде предлагается выработать цель присутствия на меропритятии. Затем цели записать на предложенных пазлах (по цвету команд) и разместить свой пазл на магнитной доске в соответствующем секторе. В центр выкладывается пазл с темой конференции.

Инструкция модератора:

Каждый из нас пришёл сегодня на семинар с определённой целью. Сейчас мы предлагаем каждой команде выработать одну единую цель, объединяющую всех участников. Цель необходимо записать на цветном пазле и озвучив прикрепить к магнитной доске в соответствующем секторе.

Все цели, определённые командами, мы постараемся реализовать в ходе  нашего меропрития.

СЛАЙД 2 (цель конференции)

4. Выяснение опасений. Метод «Хранилище забот» (5 мин.)

Цель: обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать.

Материалы: стикеры по количеству участников, ватман с изображением ячеек.

Проведение:

Ведущий предлагает каждому участнику написать заботы, отвлекающие от работы мысли на стикере и прикрепить его в понравившейся ячейке на ватмане.

Инструкция модератора:

Иногда проходит много времени, прежде чем мы включаемся в работу. Возможно, мы ещё вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Наверное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие внимание. Наша работа пройдёт легче и спокойнее, если мы, хотя бы на время освободимся от забот, посторонних мыслей, снимем тревогу. Для этого напишите свои заботы на стикерах и разместите в «Хранилище забот» (плакат на стене). После окончания мероприятия у вас будет возможность их забрать.

5.Выяснение ожиданий. Метод «Интервью партнёров» (10 мин.)

Цель: конкретизировать ожидания участников.

Материалы: таблицы по числу участников, ручки.


Таблица.

Ваши ожидания от семинара

Имя участника

Получить новый блок интересной информации

Использовать возможности для творческого роста и самореализации

Использовать возможность проявления профессиональной компетенции

Актуализировать полученную информацию в соответствии с новыми целями образования

Свой вариант:

Проведение:

Участники получают бланк с «ожиданиями», в котором отмечают то «ожидание», которое соответствует им. Хаотично двигаясь по залу, в ходе интервью заполняют правую колонку своей таблицы: напротив своего «ожидания» вписывают имена коллег, которые выбирают такое же.

Далее заполненные бланки вывешиваются на стенде. Модератор подводит итог.

Инструкция модератора:

Начиная любое дело, человек ждёт определённых результатов. Мы предлагаем выяснить ожидания участников конференции при помощи интервью. Каждый участник получает бланк, в котором слева указаны ожидания, а справа пустые клеточки. Вам необходимо выбрать из предложенных вариантов тот, который подходит именно вам и каким-либо образом отметить (галочкой, точечкой или др.). Далее (пока звучит музыка) вы среди присутствующих находите коллег с идентичными «ожиданиями». Опросить нужно не менее 5 человек. После опроса свои бланки вывешиваете на доске.  Проанализировав ваши ожидания мы можем сделать вывод о том, что сегодня каждый из нас хотел бы получить информацию, которая может быть использована в воспитательно - образовательном процессе по художественно – эстетическому развитию детей в вашем дошкольном учреждении.

Инпут. Выступление старшего воспитателя Шивараковой Р.Е. по теме конференции. (15-20 мин.)

Тема: Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.

 Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов. Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме того в дошкольном детстве активно развивается воображение.

В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.

Слайд 3:  Прежде чем мы начнём совместное обсуждение хотелось бы привести слова профессора, доктора философии Бориса Астафьева

Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной

степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий действиям других.

Хотелось бы уточнить те понятия, о которых сегодня пойдёт речь.

Художественное творчество

Способности

Продуктивные виды деятельности

 Как вы думаете изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже?

Какое понятие шире?

Слайд 4

Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Давайте уточним, что такое способности?

Слайд 5 Способности – это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.

Врождённые ли это качества?

Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способности развиваются только в процессе конкретной деятельности.

 И ещё одно понятие, которое надо конкретизировать – это продуктивные виды деятельности. Что такое продуктивная деятельность детей?

Слайд 6   Продуктивная деятельность детей - в дошкольном образовании – деятельность детей под руководством взрослого (чем старше ребёнок, тем он самостоятельнее), в результате которой появляется определенный продукт.

В какой образовательной области представлены продуктивные виды деятельности в программе «От рождения до школы»?

Какими модулями?

Слайд 7   В данной таблице представлены два модуля программы «Изобразительная деятельность», которая включает в себя: рисование, лепку, аппликацию и прикладное творчество (художественный труд). И конструктивно – модельную деятельность, которая включает в себя конструирование из строительного материала и конструирование из деталей конструктора.

В некоторых источниках (Куцакова, Лыкова, Нечаева) можно встретить формулировку «конструктивная деятельность», которая включает в себя конструирование из различных материалов и конструктора.

Что же такое детское творчество?

Слайд 8 Детское творчество - процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.

Слайд 9 Для изобразительной деятельности необходимо развивать:

  • Эстетическое восприятие.  Учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, т.е. обогащение сенсорного опыта.
  • Образное мышление. Известно, что наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи.
  • Воображение. Без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Воображение педагог развивает средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков, лепки, аппликации.
  • Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера.

Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно – творческих способностей и эстетического воспитания вообще.

  • Владение способами деятельности. Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободно и независимо в творческих проявлениях.

Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

Слайд 10

Далее раскроем современные подходы к организации продуктивных видов деятельности.

Во – первых: образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.

Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.

Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.

Слайд 11

 Во – вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок.

Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях.

Исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем!!!

Нарисовать с воспитателями «Солнышко» (по показу воспитателя)

Вариативная методика: вариативный наглядный ряд и работа с ним перед занятием и вовремя него; вариативный показ техники рисования (лепки, аппликации).

Нарисовать солнышко с помощью вариативной методики

Привести, пример занятия «Пушистая чародейка зима!» (прочитать)

Слайд 12

 В – третьих, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности.

Выставка детских рисунков.

Слайд 13

 В - четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.

Слайд, 14

 В - пятых, педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.

Привести в пример Притчу

Однажды Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым.

- Как я сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле? - изумился педагог.

Но спустя некоторое время, Мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к Мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками.

- Но твои крылья нравятся мне больше! - сказал Мудрец педагогу.

(Ш.Амонашвили)

Слайд 15 

Взаимодействие с родителями. Очень важное условие.

Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.

Как, по - вашему, мнению, все ли подходы нами раскрыты. Что бы вы ещё добавили к уже сказанному? (если есть желающие выступить выслушать)

На этом теоретическая часть заканчивается, давайте перейдем к практической части.

В практической части нашей методической конференции я предлагаю Вам посмотреть Сказку – драматизацию «Теремок» детьми 2 младшей группы воспитатель Краснова Валентина Михайловна.

(конспект прилагается)

Затем пройти в среднюю группу для просмотра интегрированного занятия по художественно-эстетической деятельности по теме: «Путешествие в весенний лес» воспитатель Саяпина Наталья Викторовна.  (конспект прилагается)

Затем мы поднимемся в зал для Мастер- класс по теме «Рисование без кисточки» проведет Тупицына Татьяна Владимировна (конспект прилагается)

         Деловую игру по теме «Знатоки искусства» с вами проведут педагоги Шиваракова Раиса Евгеньевна и Теймурова Александра Александровна

 (конспект прилагается)

                                                                                                                   Проработка 1. Метод «Обмен впечатлениями». (15 мин.)

В ходе сегодняшней конференции вы познакомились с опытом работы коллег. Теперь мы предлагаем обсудить наиболее существенные моменты из выступлений.  (Выступление коллег)

Рефлексия «Уборка в офисе» (5 мин.)

Цель: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезно, а что оказалось бесполезным.

Материал: три больших листа с изображением чемодана, кофемолки и мусорного ведра.

Проведение:

К стене прикрепляются три больших листа, на которых нарисованы чемодан, кофемолка и мусорное ведро. Каждый участник получает по одному стикеру. Участники прикрепляют свой стикер в зависимости от связи:

на чемодан, если участник вынес из семинара важные моменты, которые хотел бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;

на мусорное ведро – если материал оказался ненужным, бесполезным;

на кофемолку – если материал был интересным, но пока участник не готов к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.

Инструкция модератора:

Для того, чтобы подвести итоги нашей встречи, мы предлагаем вам отметить стикерами тот предмет, который, по вашему мнению, символизирует результат работы:

·  на чемодан, если вы вынесли из семинара важные моменты, которые хотели бы забрать с собой и использовать в своей дальнейшей работе;

·  на мусорное ведро – если материал для вас оказался ненужным, бесполезным;

·  на кофемолку – если материал был интересным, но пока вы не готовы к применению его в своей работе, или его нужно доработать, додумать.

На этом наша методическая конференция заканчивает свою работу, надеюсь, что наша встреча носила продуктивный характер, и вы сможете использовать в своей работе материал, предложенный нашими педагогами. Спасибо за приятное, тесное и  продуктивное сотрудничество.  Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"

Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Методическая разработка   «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

   Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...

"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...