Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству и культурному наследию России
консультация

Каширина Светлана Сергеевна

Нравственно-париотическое воспитание в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству

и культурному наследию России

Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России (Указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. N 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России").

В связи с этим, одна из приоритетных задач педагогов состоит в том, чтобы приобщать воспитанников к ценностям народной и национальной культуры, воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своему народу, формировать толерантное отношение к представителям всех национальностей, объяснять национальные особенности, прививать чувство собственного достоинства как представителей своего народа.

Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской национальной культуры, нужно регулярно знакомить их  с произведениями русской классической литературы, живописи, музыки, фольклором,   народными обрядами,  традициями и праздниками, а также с народными промыслами, которые сами по себе являются частью материальной культуры и трудового воспитания.

Это значит, что педагоги должны продолжать уделять особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду

Понятие «патриотизм» сочетает нравственные чувства, гражданскую позицию, высокую социальную активность человека. Воспитание патриотизма — основа формирования будущего гражданина. Патриотическое воспитание в ДОУ — это комплексный педагогический процесс, система методик и мероприятий по реализации важного направления образовательной работы.

Осуществлять нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — значит прививать детям любовь к отечеству, ответственное отношение к людям и природе родного края, потребность в связи поколений. Формирование этих ценностей — результат целенаправленной последовательной работы.

В дошкольном возрасте происходит становление личностных, социальных и гражданских качеств, представлений о культуре и обществе. Образовательная деятельность направлена на развитие интереса и любви к родному краю. В приоритете практическое восприятие. В таком формате дети гораздо легче воспринимают и осознают ценности патриотического воспитания.

Патриотизм у дошколят формируется под влиянием социума, образа жизни, идейно-воспитательной работы в семье, детском коллективе, дошкольном учреждении.

ФГОС  ДО предусматривает активное вовлечение в данный вид педагогической деятельности всех специалистов ДОУ и представителей семей. Любой педагог детского сада должен и обязан участвовать в нравственно-патриотическом воспитании, в организации тематических занятий, праздников, бесед.

Участниками  ОД  по гражданско-патриотическому направлению являются:

  • Педагоги детского сада. Непосредственно воспитатели группы, а также музыкальные руководители, психологи, преподаватели физической культуры, хореографии и других образовательных направлений. Первостепенное значение имеет личностное влияние педагога на воспитанников — мировоззрение, личный пример, активная жизненная позиция. Чтобы дети полюбили свой край, город, страну, преподавателю следует транслировать искреннюю заинтересованность, показывать малую и большую Родину с привлекательной стороны.
  • Родители или законные представители ребенка. Как правило, патриотическое воспитание дошкольников подразумевает активное участие родителей. Это участие членов семьи в открытых уроках, праздничных мероприятиях, составлении тематических уголков, сопровождение детей на экскурсиях. Предварительная подготовка родителей проводится в формате личной беседы, консультации, общего собрания. Педагоги сопровождают встречу убедительной презентацией о важности нравственно-патриотического фактора в воспитании дошкольников.
  • Представители администрации ДОУ, муниципалитета, области, края, страны.

Задачи нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО

Становление основ патриотического сознания детей заложено в основной общеобразовательной программе ДОУ и Программе воспитания, которая является ее составной частью. Задачи  нравственного и патриотического воспитания решаются  в тесной интеграции со всеми образовательными областями, которые отвечают за социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Определяющие векторы образовательного стандарта — формирование и развитие у дошкольников:

  • нравственно-духовного базиса будущей личности;
  • чувства гордости за свою нацию, за достижения страны;
  • уважения к армии, гордости за мужество воинов;
  • интереса к доступным явлениям общественной жизни;
  • чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к своим национальным особенностям;
  • чувства причастности к роду, семье, детскому саду, родному дому, поселку, городу;
  • уважения и почитания культурного наследия и традиций своего народа;
  • толерантного отношения к представителям других национальностей, к людям разных возрастных категорий — ровесникам и взрослым.

Реализация задач патриотического воспитания дошкольников возможна через создание условий для позитивной социализации и всестороннего развития ребенка. Важно поддерживать и развивать инициативы и творческие способности воспитанников  на основе различных видов деятельности  с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Организация нравственно-патриотического воспитания в детском саду

Принципами реализации программы являются:

  • Личностно-ориентированное общение. Дети — активные исследователи, партнеры педагога, а не пассивные потребители знаний.
  • Тематическое планирование материала. Подача изучаемого материала блоками: родная семья, город, страна; родная культура, природа.
  • Наглядность. Использование в широком спектре наглядных материалов — иллюстраций, фотографий памятных мест, пейзажей, достопримечательностей и других тематических объектов.
  • Последовательность. Планирование изучаемого материала по определенной системе, по методу — от простого к сложному.
  • Занимательность. Увлекательная подача знаний с целью сформировать у детей интерес, желание выполнять задания, стремление к успешному результату.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников пронизывает все виды детской деятельности на занятиях и в повседневной жизни. Педагоги помогают своим воспитанникам осознать себя неотъемлемой частью малой родины, формируют у детей потребность участвовать в делах на благо общества и живой природы.

 Знакомство дошкольников с основами краеведения, с историей страны, государственных и локальных праздников не может происходить от случая к случаю. Достичь положительного результата можно только систематической деятельностью.

Для этого используются разнообразные методы и формы работы,  сообразно с возрастным мировосприятием детей:

  • экскурсии и тематические прогулки — в краеведческий музей, к монументам Воинской славы, по природным зонам;
  • рассказы воспитателя, беседы с детьми, занятия в формате диалога;
  • наблюдение за преобразованиями в родном населенном пункте;
  • демонстрация иллюстраций, слайдов, видео и аудиоматериалов;
  • знакомство с фольклором, продуктами народных промыслов;
  • знакомство с творчеством деятелей искусства — писателей, поэтов, композиторов, художников;
  • организация тематических уголков и выставок;
  • подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к общественным и календарным праздникам;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Использование данных методик в совокупности позволит сформировать патриотические позиции у дошкольников, заложить нравственный базис будущей взрослой личности — гражданина своей страны.

Интернет-ресурсы:

https://www.resobr.ru/article/63377-qqq-18-m10-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos

https://e.stvospitatel.ru/943539 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству и культурному наследию России Подготовила: Каширина Светлана Сергеевна, старший воспитатель

Слайд 2

Указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. N 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России"

Слайд 3

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду «Патриотизм»: нравственные чувства; гражданская позиция ; высокая социальная активность человека.

Слайд 4

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду Факторы, влияющие на формирование патриотических чувств: социум; образ жизни ; идейно-воспитательная работа в семье; детский коллектив; дошкольное учреждение.

Слайд 5

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду Участники ОД по гражданско-патриотическому направлению : педагоги детского сада; родители или законные представители ребенка ; представители администрации ДОУ, муниципалитета, области, края, страны.

Слайд 6

Задачи нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО Основная общеобразовательная программа дошкольного образования; Рабочая программа воспитания.

Слайд 7

Задачи нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО Определяющие векторы образовательного стандарта: нравственно-духовный базис будущей личности ; чувство гордости за свою нацию, за достижения страны ; уважение к армии, гордость за мужество воинов; интерес к доступным явлениям общественной жизни;

Слайд 8

Задачи нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО Определяющие векторы образовательного стандарта: чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к своим национальным особенностям; чувство причастности к роду, семье, детскому саду, родному дому, поселку, городу; уважение и почитание культурного наследия и традиций своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям разных возрастных категорий.

Слайд 9

Организация нравственно-патриотического воспитания в детском саду Принципы реализации программы: личностно-ориентированное общение ; тематическое планирование материала; наглядность; последовательность; занимательность.

Слайд 10

Организация нравственно-патриотического воспитания в детском саду Методы и формы работы: экскурсии и тематические прогулки; рассказы воспитателя, беседы с детьми, занятия в формате диалога; наблюдение за преобразованиями в родном населенном пункте; демонстрация иллюстраций, слайдов, видео и аудиоматериалов; знакомство с фольклором, продуктами народных промыслов;

Слайд 11

Организация нравственно-патриотического воспитания в детском саду Методы и формы работы: знакомство с творчеством деятелей искусства; организация тематических уголков и выставок; подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к общественным и календарным праздникам; участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Интернет-ресурсы: https://www.resobr.ru/article/63377-qqq-18-m10-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos https://e.stvospitatel.ru/943539

Слайд 14

Источник шаблона: Щедрова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ №16«Росинка» г.Северодвинска Архангельской области. Сайт - http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному искусству - возможность на всю жизнь приобрести чувство прекрасного.

В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с историей и культурой своей страны. Способствовать развитию  нравственного и духовного воспитания....

Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям искусства

Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое нача...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своем...