Самообразование
календарно-тематическое планирование

План работы

по самообразованию на тему

 

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Срок реализации: сентябрь 2021г.- май 2024г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2021-2024g.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №176 «Сказка»

План работы

по самообразованию на тему

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Воспитатель: Елсукова С.В.

высшей квалификационной категории

Срок реализации: сентябрь 2021- май 2024 г.

2021г.

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

                                Академик Г. Н. Волков

     Актуальность темы

     Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

     Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

     Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

     Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

     Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

     Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

     Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

     У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

     Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

     Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

     Задачи самообразования:

- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;

- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

- Подготовить диагностику на начало и конец самообразования;

- Организовать работу с детьми, включив в неё элементы народного искусства;

- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;

- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры».

- Подготовить консультации для родителей;

- Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов:

     Задачи по реализации самообразования в работе с детьми:

- Сформировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.

- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.

- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.

- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.

- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

     Ожидаемый результат:

     Планирование самообразования по этому направлению позволит

познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.

     Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.       

     Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

     Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

     Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Индивидуальный план самообразования

Этапы

Задачи

Направления деятельности

Сроки

проведения

1 этап.

Информационно–аналитический

1.Повысить личностно – профессиональную компетентность.

2.Совершенствовать уровень аналитических навыков.

3.Изучить состояние выбранной проблемы

1.Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет - ресурсов по выбранной теме.

2.Поиск передового опыта воспитателей работающих по проблеме.

3.Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

Сентябрь - декабрь

2021 г.

2 этап.

Целеполагание

1.Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию основ культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

1. Выбор конкретных методов и приёмов.

2. Подбор наиболее эффективных методик и технологий.

Январь - май

2022г.

3. этап

Диагностический.

Проведение входящей диагностики воспитанников для изучения исходного уровня сформированности основ культурных ценностей.

Подбор диагностического инструментария (диагностические задания)

Июнь

2022 г.

4 этап.

Опытно

Экспери-

ментальный.

1.Апробировать собственную стратегию по выбранной теме.

1.Внедрение методов, средств и форм работы.

2.Адаптировать изученную технологию.

Сентябрь - декабрь

2022г.

5. этап.

Подготовка к презентации работы.

Разработать методические рекомендации по воспитанию культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Построение последовательности основных направлений данного этапа.

Январь- Февраль

2023г.

6. этап.

Презентация работы.

Продемонстрировать опыт своей деятельности по данной проблеме.

1. Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности культурных ценностей у старших дошкольников.

2023-2024г.

7 этап.

Итогово -обобщающий.

1.Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности.

1. Итоговая диагностика воспитанников.

2.Самоанализ деятельности за 2021-2024г.г.

3.Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме.

Апрель -  Май

2024г

Этапы реализации плана по самообразованию

Этапы работы

Тема самообразования

Форма

Подготовительный

Изучение и подбор литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана по работе с детьми.

План самообразования.

Перспективный план.

Результат диагностики.

Реализационный

Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

Подбор материала для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»

Проекты по заданным темам.

Мини – центр.

Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

Консультации для педагогов и родителей.

Подбор материала по мастер - классу для педагогов.

Папки передвижки.

Консультации для родителей.

Мастер – класс для педагогов.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Доклад

Рождественский сочельник

Консультация

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Размещение опыта работы в СМИ

Народные праздники в кругу семьи.

Доклад

Фото выставка.

Духовное развитие народов проживающих в Кемеровской области.

Консультация.

Светлая Пасха

Стенгазета

Папки передвижки для родителей

«У семейного очага» подбор материала

Мероприятие с родителями и детьми.

Итоговый

Отчёт о реализации плана по самообразованию на педсовете.

Май

Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями

Месяц

Тема

Цели и задачи

Формы работы

с детьми

с родителями

Сентябрь - май

2022-2023г.

«Кто мы,

откуда? Где

наши корни?

«Путешествуем

в прошлое России»

«Русский народный костюм»

Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин

показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Рассматривание семейных фотографий;

Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)

Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Создание мини-музея русской старины

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

Сентябрь-декабрь

2023г.

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование не тему «Поздняя осень»

Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»

Январь –апрель 2023г.

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на  Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Познакомить детей с традициями  проведения праздника на Руси

Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Д/И «Собери целое из частей»

Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

   Игра –   викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Мамина школа «Волшебный лоскуток»

Май – декабрь

2023г.

«Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот »

Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями  проведения праздников на Руси

  Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям,  учить сравнивать, делать умозаключения.                                                                          

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»

Презентация для детей «Новый год на Руси»

Пение колядок;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»

Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год»

«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника

Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую»,

«Декоративно-прикладное творчество»

Январь- 2024г.

«Рождественский Сочельник»

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Д.И «Разбитый чайник»

Чайный вечер с родителями.

Участие в проекте «Кормушка для птиц»

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

«Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк

Февраль 2024г.

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День святого Валентина (14 февраля)

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Фольклорно – спортивный праздник «Русская Масленица»

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»

«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Папка передвижка «Россия – наша Родина»

Готовимся к народному празднику «Масленица»

Март

2024г.

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

 жестовские подносы»

Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

- «Дымковские игрушки»

 Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

   «Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Маленькая страна мастеров»

Домино «Национальные узоры»

Пазлы «Народные промыслы России»

Совместное творчество детей и родителей «Птицы наших краев» - изготовление птичек и рассказ о родном крае

Изготовление скворечников

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Фоторепортаж «Я и моя мама»

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Апрель 2024г.

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»

Изготовление пасхальной корзиночки

Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»

Презентации «Семейная подготовка к празднику Пасхи»

Май 2024г.

«Весна -красна» День Егория.

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Выставка работ детского творчества «Великая победа»

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Цветущий май»

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы

Конкурс творческих работ «Любимая сказка»

 «Наши успехи» - родительское собрание

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

     

     Список литературы для самообразования по теме:

     Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.

     Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

     Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.

     Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.

     Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

     Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.

     Шатунова О.Г., Майданкина Н.Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.

     Шевченко Л.Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

     Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

     Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий  центр «Сфера», 2015.

     Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

     Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...