Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие"
рабочая программа (младшая группа)

Горбова Любовь Николаевна

Методическая разработка рабочей программы по образовательной области "Познавательное развитие" для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx51.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №30 «Родничок»

 

 

 

 

 

                           

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»

по образовательной области «Познавательное развитие»

                                          («Формирование элементарных математических представлений», «Мир природы»)

(дети 3-4 лет)

 

Составитель воспитатель МБДОУ

«Детский сад №30 «Родничок»

               Горбова Л.Н.

п. Ушаково.

                                                                                                             Содержание:  

 

п/п  

Наименование раздела  

Стр.  

1.  

Целевой раздел  

3  

1.1.  

Пояснительная записка  

3  

1.2.  

Цель и задачи программы   

3  

1.3.  

Принципы и подходы к формированию программы  

4  

1.4.  

Значимые характеристики для разработки и реализации программы    

4  

1.5.  

Характеристика возрастных особенностей познавательного развития образовательной области  

«Познавательное развитие»

5  

1.6.  

Планируемые результаты освоения программы  

5  

2.  

Содержательный раздел  

6  

2.1.  

Содержание образовательной деятельности  

6  

2.2.  

Учебный план    

7 

2.3.  

Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Познавательное развитие»  

ОД «Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)»

7  

2.4.  

Календарно-тематический план образовательной области «Познавательное развитие» ОД

«Мир природы»

7  

2.5.  

Взаимодействие с родителями воспитанников  

13 

3.  

Организационный раздел  

16 

3.1.  

Материально-техническое обеспечение программы  

16  

3.2.  

Программно-методическое обеспечение программы  

18  

  

  

  

   

 

  

1. Целевой раздел  

1.1. Пояснительная записка  

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второго года освоения образовательной области «Познавательное развитие» и рассчитана для детей 3-4 лет. Включает в себя обязательную часть на основе   примерной основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.  

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:  

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  
  • основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок».  

1.2. Цель и задачи программы  

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование познавательных действий, становление сознания.   Задачи:  

  1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).  
  2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).  
  3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).  
  4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.  
  5. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.  
  6. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.  

                                                              1.3.  Принципы и подходы к формированию программы

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.  

  1. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.  
  2. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.    
  3. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.            
  4. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.  
  5. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.  
  6. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  
  7. Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.  

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы  

В МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок» разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные, психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.    

Объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 ОД. 1-2 ОД в течение дня не более 15 минут каждое. Перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными музыкальными занятиями.       1.5. Характеристика возрастных особенностей познавательного развития детей второго года освоения образовательной области «Познавательное развитие»

На этом возрастном этапе у детей накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. У ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.  

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.  

Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчившего).  

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.).  

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул -машина для путешествий и т. д.  

1.6. Планируемые результаты освоении программы  

                  Результаты образовательной деятельности:  

  1. Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?».  
  2. Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.  
  3. С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.  
  4. Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.  
  5. Задает вопросы о людях, их действиях.  
  6. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  
  7. Знает свою имя, фамилию, пол, возраст.  

                                                                                                                   2. Содержательный раздел  

2.1. Содержание образовательной деятельности  

Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие).  

Различение цветов спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4-х слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест). Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2-м признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).  

Освоение умения пользоваться пред эталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева). Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.  

Мир природы.  

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок). Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу). Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.). Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.  

Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых. Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.  

 

2.2. Учебный план    

ОД  

Второй год освоения образовательной области  

в неделю  

в месяц  

в год  

Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)

1  

4  

36  

Мир природы  

0.25

1  

9  

 

2.4. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Познавательное развитие» 

ОД «Формирование элементарных математических представлений (сенсорное развитие)»  

Сентябрь

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

1 неделя  

«Здравствуй,

 детский сад!»

ФЭМП  

Тема: «Много, мало, один»

Цель: Учить детей составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.5

2 неделя

 «День знаний»

ФЭМП  

Тема: «Геометрические фигуры: квадрат, круг»

Цель: Познакомить детей с геометрическими фигурами, обследовать их осязательно-зрительным путем.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.7

3 неделя

 «Мои друзья»

ФЭМП 

Тема: «Геометрические фигуры: квадрат, круг»

Цели: Развивать умения детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.9

4 неделя

«Осень»

ФЭМП  

Тема: «Много, мало, один»

Цели: Упражнять в составлении групп из отдельных предметов и выделении из нее одного предмета; развивать пространственные представления: внизу, вверху.

1

 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.11

         Итого: 4          

Октябрь

1 неделя  

«Осенний лес»

ФЭМП  

Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»

 

Цели: Познакомить детей с треугольником; учить различать и называть треугольники, обследовать осязательно-зрительным путем.

1

 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.14

2 неделя  

«Огород - овощи»

ФЭМП  

Тема: «Количество: столько-сколько»

Цели: Учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.16

3 неделя

«Сад - фрукты»

ФЭМП 

Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»

Цели: Учить различать и называть геометрические фигуры: осязательно-двигательным и зрительным путем.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.18

4 неделя

 «Грибы - ягоды»

ФЭМП  

Тема: «Количество: столько-сколько, поровну»

 

Цели: Учить сравнивать количество предметов в группах наложения, используя слова: столько, поровну, много, мало.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.20

 

Итого: 4

Ноябрь

1 неделя  

«Одежда»

ФЭМП  

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Цели: Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.22

2 неделя  

«Обувь»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по длине»

Цели: Учить сравнивать контрастные предметы по длине, обозначать результат сравнения словами: длиннее, короче.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.25

3 неделя

«Игрушки»

ФЭМП 

Тема: «Сравнение предметов по величине»

Цели: Продолжать учить сравнивать две группы предметов путем приложения, определяя где больше, где меньше: сравнивать предметы по величине.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.26

4 неделя «Дорожная азбука»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по длине: закрепление»

Цели: Упражнять в сравнение предметов по длине, умении обозначать словами результат сравнения, двигаться в заданном направлении, определять местонахождения предмета при помощи слов: впереди.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.28

 

Итого: 4

Декабрь

1 неделя  

«Зима»

ФЭМП  

Тема:«Ориентировка во времени: день-ночь»

Цели: продолжать формировать умение детей различать части суток; развивать умение сравнивать и обобщать.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.30

2 неделя  

ФЭМП  

Цели: Формировать умение         детей         классифицировать

1

«Зимующие птицы»

Тема: «Сравнение предметов по длине»

предметы по длине; закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела.

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.32

3 неделя «Зимние забавы»

ФЭМП 

Тема: «Сравнение предметов по ширине»

Цели: развивать умение детей составлять целое из частей; учить различать и называть геометрические фигуры.

1

 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.35

4 неделя

«Новогодний праздник»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по ширине»

Цели: Упражнять в сравнении двух предметов по ширине, используя слова: шире, уже.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.37

 

Итого: 4

Январь

2 неделя  

«Домашние животные»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по ширине (закрепление)»

Цели: Упражнять в сравнении двух предметов по ширине, закреплять умение обозначать словами результат сравнения.

2

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.39

3 неделя

«Дикие животные»

ФЭМП 

Тема: «ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь»

Цели: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

1

 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.41

4 неделя

«Комнатные растения»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение двух групп предметов»

Цели: Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, пользоваться словами: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.42

 

Итого: 4

Февраль

1 неделя  

«Транспорт»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по ширине (закрепление)»

Цели: Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, ориентироваться в пространстве (за, на, под, над, дальше, ближе).

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.45

2 неделя  

«Военные профессии»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение двух групп (закрепление)»

Цели: Совершение умение сравнивать предметы по ширине; устанавливать равенство между двумя группами предметов.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.47

3 неделя

«День защитника Отечества»

ФЭМП 

Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник»»

Цели: Развивать умение детей объединять предметы по выбранному общему качественному признаку.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.49

4 неделя

«Наши добрые дела»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по высоте»

 Цели: Учить сравнивать два предмета по высоте; обозначать словами результат сравнения, упражнять в различении и назначении геометрических фигур.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.50

 

Итого: 4

Март

1 неделя  

«Мамин праздник. Профессии наших мам».

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по высоте»

Цели: Упражнять в классификации предметов по цвету, закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.52

2 неделя  

«Книжкина неделя»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по высоте (закрепление)»

Цели: Учить классифицировать предметы по цвету, упражнять в сравнение предметов по высоте.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.54

3 неделя

«Первые весенние цветы»

ФЭМП 

Тема: «Сравнение предметов по величине»

Цели: Учить сравнивать предметы по величине, опережать в речи результат сравнения: большой и маленький.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.56

4 неделя

«Семья»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по величине»

Цели: Учить выделять форму, цвет величину, упражнять в сравнение предметов по величине.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.58

 

Итого: 4

Апрель

1 неделя  

«Пожарная безопасность»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по длине»

Цели: Упражнять в установление равенства между двумя группами предметов, обозначая словами результат сравнения.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.60

2 неделя «Перелетные птицы»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по величине (закрепление)»

Цели: Упражнять в сравнение предметов по величине, закреплять пространственные представления.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.62

3 неделя «Насекомые»

ФЭМП 

Тема: «Сравнение предметов по величине»

Цели: Учить классифицировать по длине, сравнивать группы предметов по количеству.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.64

4 неделя

«Аквариумные рыбки»

ФЭМП  

Тема: «Сравнение предметов по длине»

Цели: Продолжать упражнять в установление равенства между двумя группами предметов, обозначая словами результат сравнения.  

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.60

 

Итого: 4

Май

1 неделя  

«Весна. День Победы»

ФЭМП  

Тема: «Классификация по двум признакам»

Цели: закреплять умение детей классифицировать множества по двум свойствам; развивать умение на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.58

2 неделя  

«Достопримечательность наша края.»

ФЭМП  

Тема: Итоговая игра

«Путешествие»

Цели: закрепить знания, полученные ранее детьми, порядковый счет, знание цифр и геометрических фигур; находить пару, ориентируясь на форму предмета.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.60

3 неделя

«Правила дорожного движения»

ФЭМП 

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение анализировать, логическое мышление.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.62

4 неделя «Цветы вокруг нас. Лето»

ФЭМП  

Тема: «Сосчитай и отсчитай».

Цель: Развивать комбинаторные способности, логическое мышление, умение классифицировать; умение определять порядок следования, что за чем.

1

В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.64

 

 Итого: 4

 

Всего: 36

2.5. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Познавательное развитие» ОД

«Мир природы»

Сентябрь  

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

«Осень»

Мир природы 

Тема: «Рассматривание комнатного растения – бальзамина»

Цели: учить узнавать и называть части растения, используя модели.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 36

 

Итого: 1

                 Октябрь

«Фрукты»

Мир природы 

Тема: «Рассматривание березы»

Цели: уточнить представление о том, что дерево – это растение, о его основных частях, используя модели.  

 

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 38

 

Итого: 1

Ноябрь

«Дорожная азбука»

Мир природы 

Тема: Рассказ воспитателя

«Как звери готовятся к зиме»

Цели: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 39

 

Итого: 1

Декабрь

«Зима»

Мир природы   

Тема: «Поливка комнатного растения»

Цели: Показать детям потребность растений во влаге; обучить самому процессу поливки; вызвать желание ухаживать за растением.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 42

 

Итого: 1

Январь

«Домашние животные»

Мир природы 

Тема: «Посадка лука»

Цели: закрепить знание о потребности растения в земле; закрепить представление о последовательности трудового процесса.

1

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 45

 

Итого: 1

Февраль

«День защитника Отечества»

Мир природы   Тема: «Рассматривание снегиря»

Цели: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц; воспитывать интерес к жизни птиц.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 46

 

Итого: 1

Март

«Семья»

Мир природы   

Тема: «Сравнение снегиря с вороной»

Цели: закрепить знания детей о вороне; учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия и сходства.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 48

 

Итого: 1

Апрель

«Пожарная безопасность»

Мир природы   

Тема: «Сравнение дерева с кустарником»

Цели: формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие признаки и есть различия.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»,

стр. 51

Итого: 1

Май

«Весна. День Победы»

Мир природы   Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цели: Формировать представление детей о весенних изменениях в природе.

1

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр.43

 

Итого: 1

         Всего: 9

 

 

2.6. Взаимодействие с родителями воспитанников  

 Для осуществления полноценного познавательного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.  

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:  

  • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;  
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.  

Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.  

  • обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников;  

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах познавательного развития, экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка-дошкольника, в раздевальных комнатах групп предусмотрено оформление информационных стендов, проведение тематических собраний, бесед, консультаций.  

Сотрудничая с родителями в вопросах познавательного развития, воспитатель может:  

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме;  

-использовать методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий; -рассматривать детские энциклопедии и книги;  

-использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»;  

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности;  

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность;  

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация работы Родительского клуба, проектная деятельность с привлечением родителей.  

3. Организационный раздел  

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы  

 

Технические средства обучения  

1.  

Ноутбук

 

Дидактические материалы  

1.  

Мир природы. Животные.- СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

2.  

Добро пожаловать в экологию. Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 4-5 лет. Воронкевич. О.А. . – СПб.:

ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016 г.  

3.  

Домашние птицы. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

4.  

Животные Арктики и Антарктиды.  С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

5.  

Деревья и листья. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

6.  

Морские обитатели. Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

7.  

«Времена года» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

8.  

«Родная природа» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНИ», 2018 г.  

9.  

«Осень»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

10.  

«Зима»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

11.  

«Весна»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

12.  

Осень. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

13.  

Зима. С. Вохринцева серия «Окружающий мир» , 2018 г  

14.  

Весна. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

15.  

Лето. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

16.  

Лесные ягоды.  С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

17.  

Растения водоемов. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

18.  

Комнатные растения.  С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

19.  

Деревья и листья. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

20.  

Полевые цветы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

21.  

Ядовитые грибы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

22.  

Садовые ягоды. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

23.  

Овощи. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

24.  

Фрукты. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

25.  

Насекомые – 1. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

26.  

Насекомые – 2. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

27.  

Пресмыкающиеся и земноводные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

28.  

Домашние животные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

29.  

Дикие животные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

30.  

Обитатели Арктики и Антарктики. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

31.  

Жители океана. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

32.  

Перелетные птицы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

33.  

Хищные птицы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

35.  

Домашние птицы. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

         Плакаты   

1.  

Сурки (суслик и лесной хорек)  

20.  

Петух, курица (гуси)  

2.  

Кабан (норка, писец)  

21.  

Канарейки (секретари)  

3.  

Лось (изюбрь)  

22.  

Голуби (перепела)  

4.  

Заяц (шакал)  

23.  

Индюк и индейки (утки с утятами)  

5.  

Бобр (выдра)  

24.  

Чем питаются  

6.  

Ночница (енот)  

25.  

Животный мир (звери, птицы)  

7.  

Сурки (кабан)  

26.  

Дикие животные и птицы. Домашние животные и птицы  

8.  

Еж (крот)  

27.  

Домашние животные (Чьи это малыши?Кто это?)  

9.  

Лиса (волк)  

28.  

Дикие птицы  

10.  

Белый медведь (бурый медведь)  

29.  

Зимующие птицы  

11.  

Выдра (бобр)  

30.  

Круговорот воды в природе  

12.  

Птицы  

31.  

Времена года  

13.  

Лошадь с жеребенком (корова с телятами)  

32.  

Растения (деревья, кусты, травы)  

14.  

Коза, козел, козлята (овца, баран, ягнята)  

33.  

Что растет в саду и огороде  

15.  

Свинья с поросятами (морские свинки)  

34.  

Съедобные грибы. Несъедобные грибы  

16.  

Кошка с котятами (собака со щенятами)  

35.  

Фрукты  

17.  

Кролики (хомяки)  

36.  

Ягоды  

18.  

Олени с олененком (верблюды)  

37.  

Целое и часть  

19.  

Чем питаются  

38.  

Учимся определять время  

         Развивающая предметно-пространственная среда в группах 

1.  

Математический уголок (наполняемость смотреть в паспорте группы)  

2.  

Уголок природы и экспериментирования (наполняемость смотреть в паспорте группы)  

 

3.2. Программно-методическое обеспечение программы  

 

Программы для организации основной деятельности  

1.  

Детство: Примерная основная общеобразовательная программ дошкольного образования.  Т.И. Бабаева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.  

2.  

ООП МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок»

 

Учебные пособия, технологии  

1.  

Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Михайлова. -  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.  

2.  

Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Воронкевич  О.А.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.  

3.  

Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. Хабарова Т.В.,  Шафигуллина Н.В. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г  

4.  

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. Уланова Л.А. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017 г.  

5.  

Атлас Земли. Светлова И.Е. – М.: Эксмо, 2017 г.  

6.  

Атлас животных. – М.: Эксмо, 2017 г.  

7.  

Детская энциклопедия животных. Маленькие и пушистые.  Т. Моррис ООО «Издательская Группа Аттикус», 2017 г.  

8.  

Периодические издания:  

9.  

Журнал «Дошкольное воспитание»  

Журнал «Воспитатель ДОУ»  

  

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Коммуникация» Рабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для средней группы (с 4 до 5 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для средней группы составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования мун...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...