Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие"
рабочая программа (младшая группа)

Горбова Любовь Николаевна

Методическая разработка рабочей программы по образовательной области "Речевое развитие" для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №30 «Родничок»

 

 

 

 

 

                           

                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»

по образовательной области «Речевое развитие»

                                      (дети 3-4 лет)

Составитель воспитатель МБДОУ

«Детский сад №30 «Родничок»

Горбова Л.Н.

 

 

 

 

 

                                                                               

 

                                                                                                               п. Ушаково. 

 

п/п  

Наименование раздела  

Страница  

1.  

Целевой раздел  

3  

1.1.  

Пояснительная записка  

3  

1.2.  

Цель и задачи программы   

3 

1.3.  

Принципы и подходы к формированию программы  

3  

1.4.  

Значимые характеристики для разработки и реализации программы    

4  

1.5.  

Характеристика возрастных особенностей развития речи детей по освоению образовательной области «Речевое развитие»

4  

1.6.  

Планируемые результаты освоения Программы  

5  

2.  

Содержательный раздел  

5  

2.1.  

Содержание образовательной деятельности  

5  

2.2.  

Учебный план    

6  

2.3.  

Календарно-тематический план второго года освоения по образовательной области «Речевое развитие» ОД

«Развитие речи»

6-11  

2.4.  

Календарно-тематический план второго года освоения по образовательной области «Речевое развитие» ОД «Чтение художественной литературы»

11  

2.5.  

Взаимодействие с родителями воспитанников  

12  

3.  

Организационный раздел  

16  

3.1.  

Материально-техническое обеспечение программы  

16 

3.2.  

Программно-методическое обеспечение программы  

18  

  

   

   

   

 

 

 

1. Целевой раздел  

1.1. Пояснительная записка  

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второго года освоения образовательной области «Речевое развитие» и рассчитана для детей 3-4 лет. Включает в себя обязательную часть на основе   примерной основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе содержания программы «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:  

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  
  • основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок»

                                                                                   1.2.Цель и задачи программы

           Цель: овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.      Задачи:  

  1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.    
  2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.    
  3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.    
  4. Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.    
  5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.    
  6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.    
  7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.  

1.3.Принципы и подходы к формированию программы  

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.  
  2. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.  
  3. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.    
  4. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.            
  5. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.  
  6. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.  
  7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  
  8. Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.  

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации программы    

   В МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок» разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные, психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.    

       Объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 ОД. 1-2 ОД в течение дня не более 15 минут каждое. Перерыв между периодами непосредственной образовательной деятельности не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.  

1.5.         Характеристика возрастных особенностей развития речи детей второго года освоения образовательной области «Речевое развитие»

      К 4 годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передавать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). У детей накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные.  

       Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Дети осваивают навыки разговорной речи и постепенно подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.  

Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.  

        

                                                                                                               1.6.         Планируемые результаты освоения программы 

На этапе завершения второго года освоения образовательной области «Речевое развитие» ребенок знает (умеет):  

1.Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.  

  1. Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.  
  2. По вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений.  
  3. Называет предметы и объекты ближайшего окружения.  
  4. Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.  
  5. Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.  
  6. Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.  

 

2. Содержательный раздел  

2.1. Содержание образовательной деятельности  

Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова; Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.  

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  

Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.) Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения. Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу» - мяукает.   Обогащение активного словаря.  

Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.  

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.  

Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с). Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.  

 

  

                 2.2. Учебный план    

ОД  

Второй год освоения образовательной области  

в неделю  

в месяц  

в год  

Развитие речи  

1  

4  

36  

Чтение художественной литературы  

0,5  

2  

18  

 

  

                          2.4. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Речевое развитие» ОД «Развитие речи»  

Сентябрь

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

1 неделя  

«Здравствуй детский сад!»

Развитие речи

Тема: «Безопасность в нашей группе».

Цель: Учить детей составлять короткие рассказы с помощью взрослого. Развивать речевое дыхание. Расширять запас глаголов.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет» стр.13

2 неделя

«День знаний»

Развитие речи

Тема: «Учимся общаться друг с другом»

Цель: Учить детей общаться друг с другом. Дать понятие что такое дружба. Закрепить правильное произношение звуков (б),

(л).

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет» стр.14

3 неделя

 «Мои друзья»

Развитие речи

Тема: Пересказ сказки «Курочка Ряба»

Цели: учить пересказу знакомых произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого.  

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 16

4 неделя

«Осень»

Развитие речи  

Тема: «Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха»

Цели: подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке; учить правильно называть предметы.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 18

 

Итого: 4

Октябрь

1 неделя

 «Осенний лес»

Развитие речи 

Тема: «Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом»

Цели: учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.  

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 23

2 неделя  

Развитие речи 

Цели: учить рассматривать предметы, сформировать умения

1

О.С. Ушакова

«Огород -овощи»

Тема: «Описание внешнего вида куклы Оли»

отвечать на вопросы. Составлять с помощью воспитателя короткий описательный рассказ.

«Развитие речи детей

3-5 лет», с. 25

3 неделя

«Сад - фрукты»

Развитие речи Тема: «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»

Цели: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы; учить образовывать уменьшительно-ласкательные название детенышей животных.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 31

4 неделя

«Грибы - ягоды»

Развитие речи Тема: «Описание игрушек – козлика, ослика, парохода»

Цели: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы об игрушке; познакомить с антонимами; закрепить правильное произношение звуков.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 35  

 

Итого: 4

                                                                                                                      Ноябрь

1 неделя  

«Одежда»

Развитие речи 

Тема: Пересказ сказки «Репка»

Цели: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; учить правильно называть качества предметов.

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с. 38

2 неделя  

«Обувь»

Развитие речи 

Тема: «Описание предметов одежды куклы Оли»

Цели: учить составлять небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением.  

 

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с. 40

3 неделя

«Игрушки»

Развитие речи 

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке»

Цели: учить составлять небольшой рассказ об игрушке; образовывать форму повелительного наклонения глаголов.

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с.43

4 неделя

«Дорожная азбука»

Развитие речи 

Тема: Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке»

Цели: учить составлять с помощью взрослого небольшой рассказ; закреплять в речи названия животных.

 

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с.45

 

Итого: 4

 

                                                                                                                      Декабрь

1 неделя  

«Зима»

Развитие речи 

Тема: Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Цели: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; составлять рассказ вместе с воспитателем.  

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 47

2 неделя

«Зимние забавы»

Развитие речи 

Тема: «Описание кукол Даши и Димы»

Цели: учить составлять рассказ по вопросам воспитателя; учить правильно называть предметы и их качества.  

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 49

3 неделя «Зимующие птицы»

Развитие речи 

Тема: Проведение игры

«Что в мешке у Буратино»

Цели: учить правильно употреблять в речи название качеств предметов; отвечать на вопросы воспитателя.  

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие реи детей 3-5 лет», с. 52

4 неделя

«Новогодний праздник»

Развитие речи 

Тема: Составление описательного рассказа о животных по картинкам.

Цели: учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух- трех предложений. 

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 55

 

Итого: 4

                                                                                                                      Январь

2 неделя  

«Домашние животные»

Развитие речи

Тема: Пересказ сказки К.

Чуковского «Цыпленок»

Цели: учить воспроизводить содержание сказки по вопросам; отвечать на вопросы воспитателя.

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с. 55

3 неделя

«Дикие животные»

Развитие речи Тема: Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки»

Цели: учить составлять рассказ по картине, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем.

 

2

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 59

4 неделя

«Комнатные растения»

Развитие речи  

Тема: Проведение игры «У Кати день рождения»

Цели: учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках.

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с. 63

 

Итого: 4

                                                                                                                            Февраль

1 неделя  

«Транспорт»

Развитие речи Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке»

Цели: учить по вопросам составлять описание игрушки; Объединять все ответы в короткий рассказ.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 66

2 неделя

«Военные профессии»

Развитие речи Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Цели: учить правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов.

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 69

3 неделя

«День защитника Отечества»

Развитие речи 

Тема: Описание овощей и фруктов»

Цели: учить составлять описание предмета; закреплять правильное произношение звуков.

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 72

4 неделя «Наши добрые дела»

Развитие речи   Тема: «Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде»

Цели: учить составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно.

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 74

 

Итого: 4

                                                                                                                 

                                                                                                                            Март

1 неделя  

«Мамин праздник»

Развитие речи 

Тема: Пересказ сказки «Козлята и волк»

Цели: учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк».

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 77

2 неделя  

«Книжкина неделя»

Развитие речи Тема: Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов.

Цели: учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 81

3 неделя

«Первые весенние цветы, весна»

Развитие речи 

Тема: Составление рассказа на тему из личного опыта.

Цели: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ на тему из личного опыта детей.

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с. 83

4 неделя

«Семья»

Развитие речи   Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цели: учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять небольшой рассказ по картине.

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», с. 85

 

Итого: 4

                                                                                                                     

                                                                                                                         Апрель

1 неделя  

«Пожарная безопасность»

Развитие речи Тема: Составление рассказа по картине «Куры»

Цели: учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прилагательными, глаголами.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 87

2 неделя  

«Перелётные птицы»

Развитие речи Тема: «Составление описательного рассказа о животных по картинкам»

Цели: учить составлять короткие рассказы по картинке.

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет», с. 90

3 неделя

«Насекомые»

Развитие речи 

Тема: «Составление

Цели: учить составлять короткие рассказы по картинке; закреплять правильное произношение звуков.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей

описания по предметной картине»

 

3-5 лет», с. 91

4 неделя

«Аквариумные рыбки»

Развитие речи   Тема: Рассматривание картины «Свинья с поросятами»

Цели: помочь детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей.

 

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет».

 

Итого: 4

Май

1 неделя  

«Весна. День Победы»

Развитие речи 

Тема: Потешка «Дедушка Ежок»

Цели: учить детей эмоционально воспринимать текст, проговаривать слова.

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет».

2неделя «Достопримечательности нашего края»

Развитие речи 

Тема: «Стихотворение Э. Мошковской «Не буду бояться»

Цели: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи.

 

1

О.С. Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет».

3 неделя

«Правила дорожного движения»

Развитие речи Тема: Описание предметов посуды.

Цель: Учить составлять совместно со взрослыми короткий рассказ. Учить составлять совместно со взрослыми короткий рассказ. Учить правильно называть отдельные предметы посуды. Закреплять правильное произношение звука (с).

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет». Стр.83

4 неделя «Цветы вокруг нас, лето»

Развитие речи Тема: составление рассказа из личного опыта.

 Цель: Активизировать в речи прилагательные и глаголы. Закреплять правильное произношение звуков (с), (с). Учить слышать и выделять звук (с).

1

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет». Стр.78

 

Итого: 4

 

Всего: 36

  

2.5. Календарно-тематический план образовательной области «Речевое развитие»

ОД «Чтение художественной литературы»

                Сентябрь

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

2 неделя «Мои друзья»

Чтение худ. литературы Тема: «Игрушки» А.Барто

Цель: вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения.

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.131

4 неделя

«Будем вежливы»

Чтение худ. литературы Тема: «Стихотворения о животных»

Цели: учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи.

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.138

 

Итого: 2

                Октябрь

2 неделя  

«Огород - овощи»

Чтение худ. литературы Тема: Малые фольклорные формы.

Загадки, потешки.

Цели: уточнить представление о загадках, познакомить с жанром потешки, заучить наизусть потешку «Котик».  

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.139

4 неделя

«Грибы - ягоды»

Чтение худ. литературы Тема: Сказка К.

Чуковского «Цыпленок»

Цели: учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательности действий при помощи метода моделирования.

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.156

 

Итого: 2

                  Ноябрь

2 неделя  

«Обувь»

Чтение худ. литературы Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Цели: учить эмоционально воспринимать содержание сказки запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.163

4 неделя

«Дорожная азбука»

Чтение худ. литературы Тема: сказка К. Чуковского «Мойдодыр»

Цели: учить осознавать тему, содержание поэтического произведения

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.166

 

Итого: 2

                  Декабрь

2 неделя «Зимующие птицы»

Чтение худ. литературы 

Тема: Стихотворения о

Цели: продолжить учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов

1

T.М.Бондаренко «Практический

детях

 

материал по освоению образовательных областей» стр.173

4 неделя

«Новогодний праздник»

Чтение худ. литературы Тема: Русская народная сказка «Маша и медведь»

Цели: учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.177

 

 Итого: 2

                  Январь

2 неделя  

«Домашние животные»

Чтение худ. литературы Тема: Сказка К.

Чуковского «Цыпленок»

Цели: учить воспроизводить содержание сказки по вопросам; отвечать на вопросы воспитателя.

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.178

4 неделя «Комнатные растения»

Чтение худ. литературы Тема: Малые фольклорные формы.

Цели: продолжать учить знакомить с потешками, учить запоминать и выразительно рассказывать потешки..  

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.183

 

Итого: 2

                  Февраль

2 неделя

 «Военные профессии»

Чтение худ. литературы Тема: Русская народная сказка «Лиса, заяц, петух»

Цели: учить интонационно точно повторять песенку из сказки, закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.186

4 неделя

«Наши добрые дела»

Чтение худ. литературы 

Тема: Стихотворение  

К.И. Чуковского

«Айболит»

Цели: слушать внимательно рассказ воспитателя, следить за раскрытием событий. Отвечать на вопросы полным ответом.

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.189

         Итого: 2

                 Март

2 неделя  

«Книжкина неделя»

Чтение худ. литературы 

Тема: Стихотворение

Я.Акима «Мама»

Цели: вызвать радостный эмоциональный настрой, помочь выразить свое отношение любовь к маме через поэзию

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.262

4 неделя

«Семья»

Чтение худ. литературы Тема: Рассказ К. Ушинского «Лиса Патрикеевна»

Цели: учить детей внимательно слушать рассказ, пересказывать его с помощью наводящих вопросов.  

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.263

 

Итого: 2

                   Апрель

2 неделя

«Пожарная безопасность»

Чтение худ. литературы Тема: Поговорки, считалки.

Цели: знакомить со значением поговорки, закреплять умение использовать считалки в подвижной игре  

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.268

4 неделя

«Аквариумные рыбки»

Чтение худ. литературы 

Тема: Рассказ в стихах «Неприятный случай»

Цели: учить воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.270

 

Итого: 2

                   Май

2 неделя  «Достопримечательность нашего края»

Чтение худ. литературы Тема: Руская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Цели: воспитывать эмоционально-образное восприятие содержание сказки  

 

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей» стр.280

4 неделя «Цветы вокруг нас.

Лето»

Чтение худ. литературы   Тема: Сказка «Гусилебеди».

 Цель: Способствовать развитию умения эмоционально воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, учить моделировать, отвечать на вопросы.

1

T.М.Бондаренко «Практический материал по освоению

образовательных областей» стр.318

         Итого: 2

         Всего: 18

2.6. Взаимодействие с родителями воспитанников

Включение родителей (законных представителей) в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.Задача детского сада - вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы:  

                    1.Родительские собрания.  

  1. Индивидуальные и групповые консультации.  
  2. Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития.  
  3. Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы).  
  4. Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей.  
  5. Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.  

3. Организационный раздел  

  1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы  

 

Технические средства обучения  

1.  

Ноутбук

 

Дидактические материалы  

1.  

Домашние птицы. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

2.  

Животные Арктики и Антарктиды.  С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

3.  

Животные Африки.  С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

4.  

Животные Австралии. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие», 2018 г.  

 

5.  

Деревья и листья. С. Вохринцева серия «Познавательно-речевое развитие»,  2018 г.  

6.  

Морские обитатели. Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

7.  

«Времена года»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

8.  

«Родная природа» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

9.  

«Осень»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

10.  

«Зима»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

11.  

«Весна»наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

12.  

Осень. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

13.  

Зима. С. Вохринцева серия «Окружающий мир» , 2018 г  

14.  

Весна. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

15.  

Лето. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

16.  

Лесные ягоды.  С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

17.  

Овощи. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

18.  

Фрукты. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

19.  

Насекомые – 1. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

20.  

Насекомые – 2. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

21.  

Домашние животные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

22.  

Дикие животные. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

23.  

Жители океана.  С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

24.  

Все работы хороши. Детям о профессиях.  Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - СПб.: «Детство – Пресс», 20101г.  

25.  

Наш детский сад.  Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

26.  

Наш детский сад  2.   Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

27.  

Мамы всякие нужны.  Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

Плакаты   

1.  

Сурки (суслик и лесной хорек)  

17.  

Кролики (хомяки)  

2.  

Кабан (норка, писец)  

18.  

Олени с олененком (верблюды)  

3.  

Лось (изюбрь)  

19.  

Ягоды  

4.  

Заяц (шакал)  

20.  

Чем питаются  

5.  

Бобр (выдра)  

21.  

Петух, курица (гуси)  

6.  

Ночница (енот)  

22.  

Канарейки (секретари)  

7.  

Сурки (кабан)  

23.  

Голуби (перепела)  

8.  

Еж (крот)  

24.  

Индюк и индейки (утки с утятами)  

9.  

Лиса (волк)  

25.  

Чем питаются  

10.  

Белый медведь (бурый медведь)  

26.  

Животный мир (звери, птицы)  

11.  

Выдра (бобр)  

27.  

Дикие животные и птицы. Домашние животные и птицы  

12.  

Птицы  

27.  

Домашние животные (Чьи это малыши?Кто это?)  

13.  

Лошадь с жеребенком (корова с телятами)  

28.  

Дикие птицы  

14.  

Коза, козел, козлята (овца, баран, ягнята)  

29.  

Зимующие птицы  

15.  

Свинья с поросятами (морские свинки)  

30.  

Фрукты  

16.  

Кошка с котятами (собака со щенятами)  

 

 

         Развивающая предметно-пространственная среда в группах 

1.  

Речевой уголок (наполняемость смотреть в паспорте группы)

  1. Программно-методическое обеспечение рабочей программы 

 

Программы для организации основной деятельности  

1.  

Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.  Т.И. Бабаева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017г.  

2.  

ООП МБДОУ «Детский сад №1 «Геолог»

3.  

«Развитие речи детей» О.С. Ушакова.  – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.  

 

Учебные пособия, технологии  

1.  

Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий  О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. – М.:ТЦ Сфера, 2010 г.  

2.  

Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005 г.  

3.  

Воспитание связной речи у детей Л.Г. Парамонова – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011 г.  

  4.

Т.М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей в младшей группе детского сада» Воронеж ООО «Метода», 2013

   5.

В. Н. Волчкова «Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Развитие речи», Воронеж. ТЦ «Учитель» 2004  

6.  

Знакомство детей с русским народным творчеством Т.А. Бударина – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 г.  

7.  

Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» О.М. Ельцова – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008  г.  

8.  

Образовательная область «Речевое развитие. О.Н. Сомкова– СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016 г.  

9.  

Периодические издания:  

Журнал «Дошкольное воспитание»  

Журнал «Воспитатель ДОУ»  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Коммуникация» Рабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для средней группы (с 4 до 5 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для средней группы составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования мун...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...