ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
статья

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Автор: Радионова Людмила Владимировна

Организация: МДОУ №43 «Семицветик»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово

С каждым годом фиксируется рост числа детей с различными нарушениями в развитии. И хотя инклюзивным образованием за годы накоплен огромный объем теоретического и практического материала, позволяющего детям с ОВЗ становиться полноценными личностями, проблема обновления педагогической методологии остается актуальной. К детям с ОВЗ относятся ребята, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, ведущие к возникновению более тяжелых нарушений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gardenoterapiya_kak_odna_iz_innovatsionnyh_form_rabo.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Автор: Радионова Людмила Владимировна

Организация: МДОУ №43 «Семицветик»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово

С каждым годом фиксируется рост числа детей с различными нарушениями в развитии. И хотя инклюзивным образованием за годы накоплен огромный объем теоретического и практического материала, позволяющего детям с ОВЗ становиться полноценными личностями, проблема обновления педагогической методологии остается актуальной. К детям с ОВЗ относятся ребята, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, ведущие к возникновению более тяжелых нарушений. Данные отклонения классифицируются в зависимости от очага поражения: зрение, опорно-двигательный аппарат, речь, слух, а также задержка психического развития (ЗПР), расстройства аутистического спектра (РАС), умственная отсталость (УО) [11, с. 22-23].

Что касается состояния специального образования в регионе, то по состоянию на 2020 г. в Иркутской области система коррекционного образования работает в двух направлениях – дифференцированное и инклюзивное обучение. Дифференцированное обучение представлено сетью из 37 образовательных учреждений (ОУ), в которых обучается в общей сложности 5 тысяч детей. В общеобразовательных школах, где интегрирована программа инклюзивного образования это число чуть больше – 8,6 тысяч [8].

Одной из площадок, успешно реализующих требования федерального и регионального законодательства в отношении обучения и воспитания детей с ОВЗ стало – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 г. Черемхово». В ДОУ проходят подготовку 110 детей, поделенных на 9 групп. Имеются 7 кабинетов специалистов (дефектолога, логопеда, психолога), каждый из которых оборудован всем необходимым для работы с детьми с ОВЗ [6]. Также имеется кабинеты музыкального педагога и инструктора по физическому воспитанию. Питание детей с ОВЗ организовано на общих условиях, так как специальные условия для них не рекомендованы. В текущем году в специальное меню столовой включен кислородный коктейль, который воспитанники принимают в перерыве между занятиями. Данный продукт повышает сопротивляемость иммунной системы вирусным заболеваниям, повышает концентрацию внимания, улучшает зрение.

Педагогами учреждения давно и успешно применяются различные инновационные педагогические технологии, позволяющие в полной мере реализовывать положения Федерального государственного стандарта. Под инновационной технологией понимается методический продукт целенаправленной деятельности педагога по осмыслению личного и общего практического опыта с целью получения иного, более эффективного способа достижения целей и задач инклюзивного образования [1, с. 47].

Наша коррекционно-педагогическая работа проводилась с группой детей с ОВЗ, состоящая из 14 человек. 13 из них поставлен диагноз «задержка психического развития», одному – РАС.

Мы применяли следующие типы инновационных методик:

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Дифференциация образовательного процесса.
  3. Проектный метод.

Особенную эффективность показали такие формы здоровьесберегающих технологий как: методы арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, пластилинография, музыкотерапия, сказкотерапия (мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок), гарденотерапия (садоводство).

Понятие гарденотерапии происходит от английского слова «garden» (сад, цветник) и буквально означает «лечение растениями». Технология заключается в привлечении подрастающего поколения к работе с растениями (выращивание рассады, уход за цветами, озеленение территории) [4, с. 48]. В ходе деятельности тренируется мелкая моторика рук, а нахождение среди зелени способствует развития обоняния, слуха и зрения.

В МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово» уже в течении нескольких лет реализуется проект «Сад который лечит». Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в детского сада, обеспечение эмоционального благополучия детей и профилактику эмоционально-волевых нарушений дошкольников. Предложенный проект способствует решению проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей. Проект имеет свои сроки и этапы реализации, свой перспективный план.Самая главная ценность данной инновационной технологии – общение. Ребята активно включаются в совместную деятельность, советуются со взрослыми и между собой, учатся помогать друг другу.

Эффект терапии раскрывается в четырех сферах:

  1. В интеллектуальной – развитие памяти и вокабуляра, любознательности. Рост внимания и наблюдательности. Положительные результаты были достигнуты с детьми с ЗПР.
  2. 2.В социальной – формирование навыков общения через включение детей в общую деятельность – умение делегировать ответственность, делиться эмоциями и впечатлениями. Особенно это актуально для детей с задержкой речевого развития, которые от природы обладают зажатостью и стеснительностью.
  3. 3. В психоэмоциональной – рост самооценки и веры в себя. Развитие чувства гордости за себя и за результаты общей деятельности. Формирование навыков эмпатии. Характерно для всей группы.
  4. 4. В физической – улучшение моторных навыков и координации движений. Развитие недоминантных систем восприятия. Положительная динамика наблюдалась с ребенком с РАС.

Таким образом, методы гарденотерапии, по нашему мнению, являются наиболее комплексной и эффективной инновационной технологией современного инклюзивного образования. Процесс физического и психологического оздоровления детей с ОВЗ с применением данной методики проходит в гораздо более открытой, живой и приятной атмосфере. Садоводство раскрывает скрытые способности ребенка через его взаимодействие с миром живых растений, обогащает его внутренний мир и учит относиться с любовью и уважением к другим людям.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Авдонина Т.Б., Гурьева Д.Х. Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Архивариус. 2020. № 3(48). С. 46-52.
  2. Сведения об образовательной организации / Официальный сайт МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sad43.cherobr.ru/index.php/osnovnye-svedeniya (дата обращения: 27.10.2021).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)/ Гарант.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.10.2021).
  4. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. М.: Юрайт. 2019. 343 с.
  5. Более 9 % населения Иркутской области имеют инвалидность. 29 апреля, 2018 г. / Сибирские новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://snews.ru/news/bolee-9-naseleniya-irkutskoy-oblasti-imeyut-invalidnost (дата обращения: 27.10.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...

Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...