Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тимофеева Татьяна Александровна

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик, песочной терапии, логоритмики и т.д.). Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_mbdou_no_46_kansk.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Описание практики МБДОУ № 46

        1. Муниципальное образование: город Канск Красноярского края

        2. Полное наименование образовательной организации (согласно Уставу): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

        3. Краткое наименование образовательной организации (согласно Уставу): МБДОУ № 46

        4. Авторский коллектив: Шорохова Юлия Рафаэльевна, педагог-психолог; Брындина Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель; Селюкова Татьяна Николаевна, воспитатель; Тимофеева Татьяна Александровна, старший воспитатель.

        5. Описание практики:

        5.1. Название практики: Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.

        5.2. Краткое описание практики:

        Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы (далее - Концепция) раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ.

        В рамках реализации данной Концепции в дошкольной организации разработана модель инклюзивного образования, в рамках которой организуется эффективное взаимодействие педагогов в коррекционно-развивающей  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик, песочной терапии, логоритмики и т.д.).

        Воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

        5.3. Сфера применения: образовательная деятельность;

         в рамках какого возраста применяется практика.

        Модель взаимодействия педагогов реализуется в рамках индивидуальной и групповой  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-7 лет.

        5.4. Опишите проблему, на решение которой направлена данная практика.

        Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, проблемы социально-коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки своей деятельности в другие жизненные ситуации. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.

        Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных, комбинированных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Созданная в дошкольной организации модель взаимодействия педагогов направлена на создание единого коррекционно-образовательного пространства вокруг ребенка с ОВЗ, на повышение собственной профессиональной компетентности и компетентности коллег,  на снятие противоречий и изменение родительских установок.

        5.5. Опишите целевую группу, для которой применяется данная практика.

        Целевая группа:

- дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, посещающие группы комбинированной направленности;

- педагоги;

- родители.

        5.6. Опишите, какие педагогические ценности лежат в основе данной практики.

        Представляемая модель взаимодействия педагогов включает четыре этапа:

        1 этап – диагностический. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии здоровья, изучаются психические и речевые особенности развития ребёнка. На основе полученных результатов обследования выделяются факторы риска и определяются те стороны развития, которые требуют особого внимания.

        2 этап - организационно-методический. Реализуя данный этап, педагоги разрабатывают  совместный  план коррекционно-развивающих занятий; обсуждают и согласовывают направления, методы, приемы коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ; составляют индивидуальной образовательный маршрут  развития ребёнка.

        Результатом взаимодействия педагогов на данном этапе является план взаимодействия и индивидуальная адаптированная программа ребенка с ОВЗ.

        3 этап – коррекционно-развивающий. Практическая коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми, основанная на преемственности и взаимодействии всех специалистов. На данном этапе также организуется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством разнообразных форм взаимодействия (мастер-классы, семинары-практикумы, педагогические и психологические гостиные, открытые просмотры образовательной деятельности с последующим анализом всеми участниками).

        Предполагаемый результат: повышение уровня развития детей; повышение уровня профессионально компетентности педагогов.

        4 этап – аналитический. На данном этапе осуществляется совместная оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, анализ динамики развития ребёнка, определение задач и направлений на следующий период.

        Предполагаемым результатом является определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

        5.7. Кто реализует данную практику.

        В реализации модели участвуют воспитатели групп комбинированной направленности, специалисты дошкольной организации (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и другие специалисты).

        Каждый участник выполняет определенные функции в реализации модели.

Участники (специалисты)

Функции взаимодействия

Учитель-логопед

Определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключения.

Участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-логопе-дического сопровождения.

Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по коррекции речевых нарушений.

Организует работу по повышению компетентности родителей, педагогов в форме консультаций, семинаров, мастер-классов, презентаций по теме инклюзивного образования.

Педагог-психолог

Осуществляет психолого-педагоги-ческое сопровождение образователь-ного процесса с детьми ОВЗ, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-психоло-гического сопровождения.

Учитель-дефектолог

Ведет коррекционно-развивающую работу с детьми, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционного сопровождения.

Воспитатель

Участвует в разработке АООП, АОП.

Организует развивающую предметно-пространственную, образовательную среду в соответствии с потребностями детей ОВЗ и требованиями ФГОС ДО.

Применяет современные образова-тельные технологии, способствующие решению актуальных задач развития детей, в том числе с ОВЗ.

Проводит открытые занятия, меро-приятия, мастер-классы, презентации, консультации для педагогов и родителей.

Организует индивидуальную консультационную работу с родителями детей с ОВЗ.

Музыкальный руководитель

Осуществляет музыкальное развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует работу по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Инструктор по физической культуре

Осуществляет физическое развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует физкультурно-оздоровительную работу.

        5.8. Степень участия воспитанников и категория воспитанников, участвующих в практике.

        Модель взаимодействия направлена на коррекционно-развивающую работу в группах комбинированной направленности. В дошкольной организации 4 комбинированные группы, которые посещают 14 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие заключение ПМПК.

         Реализация модели показывает, что главным направлением в деятельности педагогов дошкольной организации становится ориентир на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации, обучения и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создаёт условия, в которых каждый ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

        Кроме индивидуальных занятий со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) предусмотренных адаптированной программой, все дети с ОВЗ включены в жизнедеятельность группы наравне с остальными детьми, участвуют в проектной деятельности, в развлечениях, праздниках, очных и заочных конкурсах и фестивалях. Данные мероприятия способствуют позитивной социализации и повышению самооценки детей.

        5.9. Степень вовлечения родителей.

Многолетняя практика показывает, что только осознанное и активное включение родителей в совместный процесс воспитания и образования, преодоление их дистанцирования от решения проблем ребенка позволяет значительно повысить результативность коррекционно-развивающей и образовательной работы.

В дошкольной организации практикуются разные формы включения родителей в образовательный и воспитательный процесс:                                                      - совместная продуктивная и творческая деятельность (проекты, социальные акции, праздники, выставки, конкурсы) помогает раскрыть индивидуальные способности ребенка, мотивирует активную родительскую позицию и обеспечивает эмоциональное благополучие в семье;                                                               - непосредственное участие родителей в образовательном процессе (посещение занятий в группе, присутствие и участие в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях у специалистов), когда выполняя вместе с ребенком задания и оказывая ему необходимую помощь, родители лучше понимают образовательные потребности своего ребенка и какие условия необходимы для более успешного обучения;                                                                                          - родительская гостиная в форме:  мастер-класса, презентации семейного опыта.  

5.10. Этапы и содержание профессиональных действий при реализации практики.

1. Анализ квалификации педагогов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, которые реализуются в дошкольной организации на соответствие их поставленным целям.

2. Знакомство с семьями и детьми с ОВЗ (с новыми заключениями на начало учебного года).

3. Первичная и итоговая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.   Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с ограниченными возможностями.

5. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и методическое обеспечение образовательного и коррекционно-развивающего процесса.

6. Повышение профессиональной квалификации воспитателей и специалистов.

7. Организация  сетевого взаимодействия с организациями-партнерами (Центр Диагностики и Консультирования г. Канска, краевой филиал Центра Диагностики и Консультирования на базе детского дома им. Гагарина г. Канска, дошкольные организации г. Канска в рамках городских методических объединений).

5.11. Какое время необходимо на реализацию практики и каждого этапа.

Модель взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, включающую диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный  уровень интеллектуального и психического развития ребенка. Содержание деятельности во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

        Поэтому представленная модель имеет цикличный характер и реализуется в течение всего учебного года.                                                                                               5.12. Какие условия необходимы для реализации данной практики:                                1. Готовность всех участников к продуктивному и эффективному взаимодействию (старший воспитатель, воспитатели, специалисты, родители).

        2. Достаточный уровень подготовки всех участников (прохождение курсов повышения квалификации, регулярное изучение методической литературы, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом и его предъявлению педагогическому сообществу).

        3. Организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающей всем детям, в том числе с ОВЗ, возможность в ней развиваться.

        4. Методически грамотное оформление процесса реализации модели (ведение документации).

        5.13. Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики.

Содержание коррекционно-развивающего процесса реализуется в разных формах образовательной деятельности: индивидуальная образовательная деятельность; индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);  совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; фронтальная непосредственно образовательная деятельность; праздники, конкурсы, проектная деятельность.

Специалисты и воспитатели групп комбинированной направленности используют весь комплекс методов и приёмов, которые могут рассматриваться как психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание занятий, планируется согласно составленному индивидуальному плану. По результатам занятий специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой знакомятся другие специалисты. Воспитателям группы и родителям выдаются рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные формы организации активности детей решают познавательные и социальные задачи. Организуется такая форма через игровую, проектную, исследовательскую и продуктивную деятельности. Для этого используют авторские программы и технологии Н.П. Гришаевой, Л.В. Свирской.

При организации коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ применяются эффективные технологии по развитию всех компонентов речи дошкольников и коррекции речевых дефектов Н.В. Нищевой.                                 Для развития эмоционально-волевой сферы и навыков сотрудничества используются программы и методики Н.Ю. Куражевой,  Н.В. Вараевой, Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь»,  Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой «Азбука общения», Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми», О.Ю. Епанчинцевой «Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр».                                                                                                 Для профилактики и преодоления речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой применяется «Логоритмика» А.Е. Вороновой, М.Ю Картушиной, Е. Железновой.

Систематически используются приемы дыхательной гимнастики,  динамические паузы, физкультурные минутки, пальчиковые и артикуляционные игры.

5.14. Опишите, на какие результаты направлена практика, какими инструментами и методами она оценивается.

Результаты:

        1. Разработана и реализуется модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.

        2. Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

        3.  Коррекционная работа для детей с ОВЗ осуществляется посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом (другими специалистами) в соответствии с заключением ПМПК, образовательными потребностями ребенка и семьи.        

        4. Дети с ОВЗ включены в образовательный процесс, в мероприятия дополнительного образования и культурно-досуговые мероприятия совместно с другими детьми.

К индикаторам измерения результативности реализации модели относятся:

- наличие и успешное внедрение модели взаимодействия педагогов в работе с   детьми с ОВЗ;

- эффективная реализация адаптированных основных образовательных программ,  индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;

- комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

- наличие универсальной безбарьерной среды;

- своевременное повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогов;

- наличие межведомственного взаимодействия;

- качественное консультирование всех участников образовательных отношений;

- наличие мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ (карта развития ребенка);

- наличие обратной связи с родителями, в том числе с родителями  детей с ОВЗ;

- результативное участие педагогов в методических мероприятиях, обмен опытом по работе с детьми с ОВЗ на разном уровне.

        5.15. Перспективы развития практики.

        Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка представляет собой комплекс мероприятий: логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития, психологическое сопровождение, коррекционно-развивающую работу воспитателей, музыкально-коррекционную работу, коррекционно-развивающую деятельность родителей.        

        Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех педагогов и специалистов дошкольной организации.

        5.16. Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации данной практики:

- знать теоретические основы и владеть практическими технологиями, методами и средствами коррекционной работы;

- уметь сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом своего собственного мнения;

- быть готовым к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, проявлять компетентность в обобщении и распространении педагогического опыта;

- уметь найти подход к детям, родителям, коллегам;

- быть творческим человеком.

        6. Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации:

 https://doy46.kansk24.ru/index.php/2014-11-07-03-32-57/dostupnaya-sreda  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...