Методическая разработка "Мой город"
методическая разработка (старшая группа)

Дмитриева Лариса Валерьевна

История города Чебоксары

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_moy_gorod_1.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МОЙ ГОРОД»

ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о родном городе.

ЗАДАЧИ:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Познакомить детей с историей возникновения г. Чебоксары, его географическим положением, условиями жизни людей;

- Вызвать стремление получать информацию из различных источников;

- Учить делиться своими впечатлениями и знаниями с другими детьми;

-Упражнять в образовании однокоренных слов.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать умение вести беседу со взрослыми и детьми;

- Развивать познавательный интерес, мышление;

-Развивать воображение и творческую активность при составлении небольших рассказов из личного опыта;

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать  чувство любви и  гордости к родному городу;

Воспитывать бережное отношение к наследию предков;

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

-расширять словарь детей новыми словами: укрепленное поселение чуваш, город-крепость, Шупашкар, Атал.

МАТЕРИАЛ:

Иллюстрации «старого» города, карточки-символы, видео сюжет «Полет над городом Чебоксары», книги о Чебоксарах, набор открыток «Чебоксары».

ПРЕДШЕВСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

Рассматривание карты Чувашии; чтение произведений чувашских поэтов, писателей о родном городе; рассматривание альбома и набора открыток о достопримечательностях г. Чебоксары; разучивание чувашских игр; беседы о достопримечательностях; игры на образование однокоренных слов.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

-художественное слово;

-метод 3 вопросов;

-вопросы к детям;

-рассказ взрослого об истории развития города;

-физкультминутка;

-рассказ детей о достопримечательностях города;

-вопросы к детям;

-рассматривание книг;

-просмотр видеоролика;

-вопросы;

-анализ занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.        Чтение стихотворения:

Что такое Чебоксары?

Это город старый. Старый.

В этом городе живет-замечательный народ.

Он дома большие строит

И на Волге рыбу ловит,

Хлеб печет, одежду шьет,

Песни звонкие поет.

Воспитатель:

- Как вы думаете, о каком городе говориться в этом стихотворении? (г.Чебоксары).

- Что вы знаете о городе Чебоксары?  ….  Я начну, а вы продолжите: город красивый, много памятников, город стоит на реке Волге, в городе много домов,  улиц,  музеев,  кинотеатров, есть залив Чебоксарский). ). Я вижу, что вы много знаете о Чебоксарах.

- Что хотите узнать о городе Чебоксары?   (Когда появился город. Каким город был раньше, какие улицы были, как называется город на чувашском языке). Воспитатель записывает вопросы детей.

- Как мы можем об этом узнать? (спросить у взрослых; у детей; найти в интернете; прочитать в книгах). (ответы фиксируются соответствующей картинкой на мольберте).

Воспитатель:

        Чтобы найти ответ на вопрос «Как «появился» город обратимся ко взрослому. Предлагаю оправиться в прошлое. Вокруг себя повернись, в прошлом очутись.   Ребята мы видим картины.

        Есть такая легенда, что давным-давно город расположился в ложбине среди высоких холмов, где протекала речка Чебоксарка. (дети рассматривают картину города).

- Каким раньше был город? (как деревня).

- Кто гуляет по улицам? (куры, гуси).

- Какие дома? (низкие, деревянные).

        Город окружали густые леса, где водилось много диких животных. Люди ходили на охоту, из шкур животных шили себе одежду, дома строили из бревен, дети собирали ягоды, грибы, орехи.

-Как вы думаете, почему люди селились вдоль берегов рек? (ловили рыбу, брали воду для полива и питья).

        По улицам свободно гуляли гуси, куры и другие домашние животные.  Улицам давали интересные названия. Было 3 Лягушачьих, на них громко квакали лягушки, и 4 Козьи.

        Дома строили из бревен низкие, с маленькими окошками. Стекла были дорогие. Электричества не было и избу освещали лучинами- это такие тонкие палочки, которые долго горели и давали небольшой огонь. Земля была дорогая. Дома стояли очень близко друг к другу. Часто случались пожары. Однажды город сгорел полностью, дотла.

        Царь Иван Грозный поручил построить город на холме. На высоком берегу реки Волги началось строительство нового города – Чебоксары.

О возрождении города после пожара мы видим с вами на этой картине.

-Как вы думаете, для чего нужна была стена? (защищала от врагов, похожа на крепость).  Вы правы.  Люди строили дома близко друг к другу.  Несколько домов - это селение. Его окружали высоким забором-крепостью. Чебоксары означает «укрепленное поселения чуваш». (рассматриваем вторую картину).

(Приглашаю детей к следующей). Город поднимался постепенно.  Стали строить дома из камня и кирпича.

        Двухэтажные дома принадлежат богатым купцами и воеводами. Первый этаж был кирпичный или каменный, а верхний- деревянный. Хозяин жил на верхнем этаже со своей семьёй, а на нижнем находился их магазин. Дома находились рядом с друг другом. Улицы были с одной стороны - односторонние, овраги не позволяли строить дома с двух сторон. В старые времена богатые люди имели улицы, которые называли своими именами: Рогожина, Волчихина или Ефремова. Еще улицы называли по трудовой деятельности, например: Кожевенная, здесь занимались выделкой кожи.

- А почему назвали Хлебная? (пекли и продавали хлеб).

- Больничная?   Солдатская?  Рыбацкая?

        Многие постройки сохранились до сих пор. Посмотрите на дом купца Ефремова. В нем сейчас находится Краеведческий музей. Экскурсия в прошлое завершена. Кто помог найти ответ на вопрос «Как появился город»? (Взрослый). Вокруг себя повернись, в группе очутись.

Пойдем дальше.

Мы по городу гуляем,                                    дети шагают

Мы свой город изучаем .                               ладонь под «козырек»

Справа есть высокий дом,                             показывают правой рукой

Слева низкий мы найдем.                              показывают левой рукой

Обойдем мы их кругом.                                 обходят по кругу

Мы по городу гуляем                                     дети шагают

И вас в гости приглашаем                             жест- приглашение

(подходим к столу. На нем открытки города). Я была вашим экскурсоводом, предлагаю вам рассказать о любимых местах нашего города.

- Кто из вас расскажет нам о Чебоксарах?  (рассказ 2-3 детей). Мы многое узнали о Чебоксарах. В этом нам помогли вы, дети.

Следующий источник знаний – книга.

- Что можно узнать о Чебоксарах из книг? (найти стихи, сказки, рассказы и истории возникновения города, его достопримечательностях и многое другое).

Зачитывается отрывок «Чебоксары на чувашском языке называют - Шупашкар. Река Волга на чувашском - Атал». Миша повтори.

- Какой источник знаний остался? (интернет).

        В интернете мы нашли фильм «Полет над Чебоксарским заливом». Присаживайтесь. Посмотрите фильм и назовите те места города, которые вы узнаете.

(просмотр ролика). (памятник матери-покровительницы, театр, залив).

- Мы с вами нашли ответы на наши вопросы.

- Что тебе запомнилось?

- О чем вы расскажете своим родителям?

        Из ваших рассказов я сегодня узнала, что вы очень любите свой город. А любить-это значит знать его. Предлагаю рассмотреть книги о Чебоксарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Город мой-город с детства родной"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе "Путешествие в Королевство Знаний" на методическое объединение города Минеральные Воды.

Итоговое занятие по закреплению у детей навыка формирования связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, навыка звукового анализа и синтеза слов. Составлять  предложения с пре...

Участие в заседаниях ресурсного методического центра города Нижневартовска

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в во...

Методическая разработка "Город настроений"

Методическая разработка  "Город настроений"...

Методическая разработка "Город сказок".Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми старшего возраста.

Цель: Закрепить счет от 1 до 5, обратный счёт, знание цифр; умение соотносить количество предметов с числом. Упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знание геометрических ф...

Методическая разработка "Город моей мечты"

Методическая разработка с использованием современных развивающих игрВозраст: старший дошкольный возраст.Цель проекта: расширить кругозор детей, знания о городах....