конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР " Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект для подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_._puteshestvie_v_osenniy_les.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи «Путешествие в осенний лес». 

(Подготовительная группа).

Цель- Развитие речи.

Задачи;

Закрепление представлений об осени и ее приметах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад; хмурый дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть , опадать; дождливо, ясно.

Развитие связной речи, зрительного внимания.

Создать у детей условия для преодоления речевой замкнутости, положительное психоэмоциональное настроение.

Оборудование: Запись звуки леса, пять мячей среднего размера, дощечка или веревка, фишки красно и синего цвета ,букет осенних листьев, Крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями, контейнер с водой ,сухие листья слайд  картины И. Шишкина «Осень» 1892г, Слайд И. Воробьева «Лесное озеро осенью»,  слайд картины Ф. Васильева «Болото в лесу» , вазочка с клюквой, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель расставляет стульчики перед интерактивной доской, раскладывает на полу на ровном расстоянии друг от друга пять мячей

Воспитатель-Ребята сегодня на улице дождливо на дорогах появились лужи. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через них чтобы добраться до своих мест. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Дети идут, перешагивая через мячи к своим стульчикам. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнения.

Воспитатель. Молодцы. Ловко справились с заданием, перешагнули через лужи и не промочили ноги.

Воспитатель. Кроет уж лист золотой

                         Влажную землю в лесу…..

                         Смело топчу я ногой

                         Вешнюю леса красу

                         С холоду щеки горят:

                        Любо в лесу мне бежать

                        Слышать, как сучья трещат,

                        Листья ногой загребать!

               

Воспитатель. -Ребята, а как вы думаете, о каком времени года говориться в этом стихотворении?

Дети. Об осени

Воспитатель. А какие времена года вы еще знает?

Дети. Зима, весна, лето.                                                                            

Воспитатель. Молодцы, а вот сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в

«Осенний лес».

И так в путь-дорогу!   

Общая Артикуляционная гимнастика

Воспитатель Ребята надо поторопиться, нам предстоит дальняя дорога, чтобы нам подготовиться, давайте сделаем зарядку для язычка.

Язык широкий положи, и немного удержи.                                                                                                        

Он, не двигаясь лежит, и несколько не дрожит.

Сделай «Чашечку» потом, и сиди с открытым ртом.

«Почисти зубы» ты внутри, и внимательно сиди.

 А теперь «Болтушка», «Болтушка» хохотушка.

 Сделайте во рту «Грибок», тренируйте язычок.  

Педагог включат первый слайд с картиной Шишкина «Осень»

Воспитатель. Ребята перед вами осенний лес скажите, а как мы понимаем, что он осенний

Дети. Потому что листья на деревьях пожелтели и опали, пожелтела трава, солнышко не светит ярко.

Воспитатель. Правильно молодцы! А какие еще признаки осени вы знаете?

Дети. Начинают идти дожди, солнце светит меньше, день становится короче. Дует сильный ветер. Земля остывает и по утрам ее окутывает туман.

Педагог кладет дощечку на ковре

Воспитатель- Наш путь по лесу лежит через глубокий овраг.

Я вам сейчас покажу как правильно пройти через овраг. Руки в стороны, ноги ставим пяточку к носочку, пяточку к носочку, спинка прямая. (Дети идут по доске затем садятся на стульчики).    

Воспитатель Ребята, мы шли, шли к красивому озеру подошли.

Включает второй слайд картина И Воробьева «Лесное озеро осенью»

Воспитатель Ребята посмотрите на это озеро, что растет по его берегам?

Дети. Высокая трава, она пожелтела и кажется золотой. На высоком берегу стоят березы

Воспитатель. Правильно вода в озере спокойная, в нем отражается небо и деревья.

Это озеро «Спокойствия». Я предлагаю отдохнуть на берегу этого озера.

Дети садятся на ковер в круг. Общее расслабление «Волшебный сон».

Воспитатель -«Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Ноги не напряжены и расслаблены.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

 Дышим все легко, ровно, глубоко.

А теперь закройте глаза

Педагог достает контейнер с водой

Воспитатель. Не открывайте глаза вытяните руки. Опустите руки в лесное озеро.

Дети опускают руки в воду.

Воспитатель. Расскажите, какая вода в лесном озере?

Дети. Гладкая, теплая, шелковая

Педагог убирает контейнер и раздает детям салфетки.

Воспитатель. Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать. Веселы, бодры мы снова, в путь-дорогу мы готовы.

 Воспитатель(берет осенние листья. Дети встают и идут змейкой за педагогом, а он в этот момент раскидывает осенние листья на ковре по количеству детей).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это у вас под ногами

Дети-листья

Воспитатель. Давайте поднимем их

Воспитатель. первым на стульчик сядет тот, кто вспомнит название дерева с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

Ответы детей

Педагог. Давайте сложим все листья в один букет.

Педагог собирает у детей листья в букет 

Педагог. А сейчас понюхайте, чем пахнет осень.

Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох не поднимая плечи.

Воспитатель. Осень пахнет опавшими листьями, сыростью и прохладой.

Физкультминутка

Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап!

Дети поочередно то поднимают, то опускают руки ладонями вверх

Где сучок давно засох, вырос серый мох, мох, мох!

Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони «смотрят» вниз.

Где листок к листку прилип. появился гриб, гриб, гриб!

Дети медленно поднимаются, держась за голову как за шляпу

Кто нашел его друзья?

Дети стоят прямо, пожимая плечами

Это я! Это я! Это я! Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.

 Воспитатель: Ребята как красив осенний лес! Погуляем по нему. Перед нами болото.

Воспитатель включает следующий слайд с картиной Ф. Васильева «Болото Осенью»

 Воспитатель. Ребята, что мы видим по краям болота? Что его окружает?

Дети. Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая,

Какое небо мы видим над болотом?

Дети. Хмурое, серое, пасмурное, небо в облаках

Кто сидит в траве?

Дети. Журавли, кулик

Воспитатель. Верно, а теперь давайте послушаем какие звуки раздаются в лесу возле болота

Педагог включает запись звуков леса.

Воспитатель. Что вы услышали?

Дети. Кричала сова, стрекотали кузнечики, шумел ветер.

Воспитатель Ребята вы сказали, что слышали, как дует ветер, а давайте сами попробуем создать осенний ветер.

Развитие длительного плавного выдоха

Воспитатель приглашает детей пройти к высокому столу, на котором стоит контейнер с водой и достает модуль с подвешенными разноцветными листочками.

Контейнер должен стоять так чтобы был на уровне рта детей.

Воспитатель. Давайте подуем на листья так, чтобы устроить настоящий вихрь из осенних листьев.

Дети по очереди сильно дуют на листья модуля. Воспитатель следит чтобы дети не раздували щеки.

Воспитатель. А теперь давайте представим как листик плавно плывет по осеннему озеру.

Воспитатель бросает в контейнер с водой сухие осенние листья. дети дуют по очереди на листики плавно, медленно.

Дети по очереди дуют на листья. Воспитатель контролирует выполнение задания.

Каждое упражнение выполняется не более 2 раз!

Воспитатель. А знаете ли вы, что растет на во мху на болоте?

Дети -Клюква

Воспитатель. Хотите попробовать клюкву?

Педагог угощает детей клюквой. Дети пробуют и рассказывают о своих ощущениях.

Воспитатель А сейчас мы возьмем листики клена из нашего букета сядем на свои места.

Педагог ставит контейнер с карандашами и раскладывает листы формата А4.

Воспитатель. Приложите листики к листку бумаги, обведите по контору, а потом заштрихуйте их горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами.

Дети выполняют задание. воспитатель оценивает их работу.

Упражнение составь схему. (Развитие фонематических представлений 9 совершенствование навыка звукового анализа слов)

Воспитатель убирает карандаши и листики, ставит на стол фишки синего и красного цвета.

Воспитатель и последнее задание на сегодня. Раз мы столько сегодня говорили о деревьях, выложите звуковую схему слова дубы.

                       

с

к

с

к

Воспитатель. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове дубы?

Дети. В этом слове четыре звука.

Воспитатель. Произнесите их по порядку.

Дети [Д], [у], [б], [ы].

Воспитатель. Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети. Два. Это звуки [у], [ы].

Воспитатель. Сколько согласных звуков?

Дети. Два. Это звуки [д], [б].

Воспитатель. Молодцы! 

 Воспитатель. Ребята мы с вами отлично прогулялись по осеннему лесу, но пора возвращаться в детский сад. Скажите, что больше всего вам понравилось в нашей прогулке

Дети. понравилось сидеть около спокойного озера, понравилось болото с кислой клюквой, понравилось собирать осенние листья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебные слова»

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте как...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:закрепить навыки правильного звукопроизношенияЗадачи:ОбразовательныеСовершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;Упражнять в употреб...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: "Осенними тропинками"

Занятие направлено на обобщение, закрепление и систематизации представлений детей об осени....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»

Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.·        Развить слуховое внимание, закреплять на...