АПО Технология «Эйдетика» как эффективный инструмент формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Миляева Елена Валерьевна

Материалы АПО могут использоваться в практике воспитательно-образовательной  деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_milyaeva_e.v.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Миляева Елена Валерьевна

Содержание

Информация об опыте ……………..………………………………………..…....3

Технология опыта………………….………………………..………………….....7

Результативность  опыта …………………………………………………..…....12

Библиографический  список…….……………………………………….……...15

Приложение к опыту…………………………………………………………… 17

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

     Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области.

Дошкольное учреждение расположено на окраине города Валуйки, на улице М.Горького, д.96 во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий. Оно является звеном системы образования города, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста. Здание детского сада типовое, двухэтажное. Вблизи детского сада проходит главная трасса.

В дошкольном учреждении функционирует 12 групп, 2 из которых группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными формами, методами, технологиями.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что особой проблемой в воспитании  и развитии дошкольников является развитие познавательной активности: дети недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по выявлению особенностей развития познавательной активности у детей дошкольного возраста по методике В.С. Юркевич «Древо желаний»   (Приложение 1).

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что 46% воспитанников относятся к III группе развития познавательной активности, 33% - ко II, и лишь 21% отнесены к I группе. Это свидетельствовало о недостаточном уровне развития познавательной активности у выпускников детского сада.

Полученные данные побудили более глубоко заняться обозначенной проблемой. Поиск эффективных технологий развития познавательной активности у детей привел педагога к мысли об использовании технологии «Эйдетика», которая направлена на развитие познавательной активности дошкольников. В процессе применения методов эйдетики в различных видах работы ребенок самостоятельно обнаруживает новые свойства предметов и явлений, устанавливает их причинно - следственные связи, изобретает новые способы решения поставленных задач.

Следовательно,  выявленные особенности познавательного развития определили необходимость проведения педагогической работы,  направленной на организацию и проведение мероприятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через технологию «Эйдетика».

Актуальность опыта

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является формирование познавательных интересов  и познавательных действий  ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволяет эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы. 

Проблема  развития познавательной активности дошкольников на современном этапе приобретает особое значение, поскольку является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативы.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. 

Главная задача педагогов – организовать детскую деятельность так, чтобы ребенок выступал в роли экспериментатора, исследователя, открывал для себя «взрослые» законы через понятную ему систему действий.

Анализ научно-методической литературы и практических наблюдений за развитием познавательной активности у детей дошкольного возраста позволил выделить следующие противоречия:

  • между необходимостью повышения эффективности работы по развитию познавательной активности  у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием единой образовательной  системы, направленной на   решение этой задачи;
  • между актуальностью  развития познавательной активности у воспитанников и недостаточной мотивацией к проявлению познавательного интереса;
  • между объективной потребностью в использовании современных технологий развития  познавательной активности и их   недостаточной адаптированностью  для внедрения  в образовательную деятельность ДОО.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий, способствующих повышению эффективности работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «Эйдетика» во всех видах детской деятельности.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2019 по 2022 годы.

I этап - аналитико-диагностический (сентябрь 2019 – ноябрь 2019 года). Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач, методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации, мониторинг, разработка тематического планирования.

II этап – практический (декабрь 2019 – март 2022 года). Проведение работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе; организация мероприятий с использованием методов и приемов эйдетики, направленных на создание особенных педагогических условий образовательной деятельности по развитию познавательной активности; реализация сотрудничества с родителями воспитанников в части повышения их педагогической грамотности в данной области.

III этап - аналитико-обобщающий (апрель 2022 – май 2022 года). Проведение итоговой диагностики. Обобщение результатов.

Диапазон опыта представлен

Внедрение инновационных форм и методов эйдетики охватывает организованную образовательную деятельность, совместную работу детей и взрослых, взаимодействие педагога с детьми в режиме дня и вовлечение родителей в педагогический процесс.

Теоретическая база опыта

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики развития познавательной активности. Однако в литературных источниках трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте. Автором опыта были изучены взгляды ученых по обозначенной проблеме. Педагог обратилась к трудам А.К. Марковой [16], которая считала, что познавательная активность – это  активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества.

Н.Н. Поддьяков [19] подчеркивал, что на современном этапе следует давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Познавательная активность в полной мере обеспечивает стимулирование дошкольников к самостоятельному освоению эталонов, правил поведения и способов действия.

Л.С. Выготский отмечал, что познавательная активность ребёнка проявляется в любознательности, в стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания.  [4]  

Т.И. Шамова [28]   выделяла  познавательную активность как цель, средство и результат деятельности человека. Педагог убеждён, что одним из самых эффективных методов развития познавательной активности дошкольников является организация деятельности детей с применением разнообразных форм и приёмов эйдетики.

        Т.А. Аристова  [1] определяла технологию «Эйдетика» как новое направление, специальную методику, ориентированную на развитие образного мышления у ребёнка, как один из методов формирования детских  универсальных способов познания действительности, который даёт импульс к их  саморазвитию, самоорганизации и самооценке, а так же к непроизвольному запоминанию изучаемого материала.

        Е.В. Жулина [24] считала, что использование методов эйдетики способствует развитию ребенка в согласии со своей природой, раскрытию потенций его образного восприятия мира, развитию памяти, мышления, речи и воображения, снятию стрессов, в увлекательной, интересной игре.

Все вышеперечисленные характеристики определили очевидность  выбора применения технологии «Эйдетика» как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

При построении  развивающей предметно – пространственной среды в группе учитывались  методические рекомендации   А. А. Вальковой, описанные в пособии «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»[3].  

Выстраивая систему  образовательной деятельности по развитию познавательной активности с применением методов эйдетики, были выделены  основные этапы работы, опираясь на методические рекомендации  И.Ю. Матюгина  «Инновационные методики: Эйдетика» [10].  

В основу работы с родителями была положена идея Бутыриной Н.М., описанная в книге «Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» [2], которая определяет, что максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, побуждают  ребёнка  уточнять имеющиеся знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, успешно усваивать способы познания,  применяя их  в других ситуациях.  

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании педагогических условий  по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством комбинированного внедрения различных методов и приемов эйдетики в образовательно-воспитательный процесс.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта работы могут использоваться в практике работы в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет. Опыт охватывает всех участников образовательных отношений и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является повышение уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста по средствам применения технологии «Эйдетика».

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности организации детской деятельности для разработки комплекса развивающих игр с применением новых форм и методов эйдетики в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие реализацию задач познавательного развития, создать предметно- пространственную среду, активизирующую интеллектуальные способности дошкольников.  

4. Стимулировать интерес детей к проявлению познавательной активности, самостоятельности и инициативы, желания решать поставленные задачи средствами  неординарного мышления.

5. Совершенствовать процесс образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в результате внедрения в практику учебно-игровых ситуаций с элементами эйдетики.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе с применением заявленной технологии.

По итогам мониторинга, проведенного  в соответствии с требованиями методики В.С. Юркевич «Древо желаний» (Приложение 1), было  выявлено, что 46% воспитанников не  проявляют познавательный интерес к обозначенной проблеме, 33% детей включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает, 21% детей принимают задачу и разворачивают поисковые действия, однако, действуют непоследовательно, редко проявляют самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать её.

На основе полученных данных был составлено тематическое планирование работы по развитию познавательной активности, включающий в себя систему образовательной деятельности с применением новых форм, методов и приёмов эйдетики (Приложение 2).

Работа строилась с учетом общепедагогических принципов:

- принцип сознательности и активности предполагает выработку глубоких и осмысленных знаний;

- принцип наглядности предполагает привлечение наглядных средств  организации образовательной деятельности;

- принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в изучении отдельных тем, обеспечения логических связей между усвоением способов действий, предусматривает непрерывный переход от легкого материала к более трудному;

- принцип мобильности и доступности обеспечивает использование разнообразного игрового материала, соответствующего возрастным особенностям детей. 

Образовательная деятельность  по развитию познавательной активности  у дошкольников включала три направления:

- создание особой развивающей предметно-пространственной среды;

- организация работы с детьми;

- взаимодействие с родителями (законными представителями).

Работа по оснащению развивающей предметно – пространственной среды в группе осуществлялась в соответствии с поставленной целью и задачами:

- разработан комплекс развивающих игр и упражнений для организации и проведения работы по развитию познавательной активности посредством методов эйдетики (Приложение 3);

-  создана картотека упражнений, направленных на развитие внимания, образно-ассоциативного мышления, памяти, любознательности;

- составлены схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения заданий, карточки-подсказки; личные блокноты детей для фиксации результатов своих достижений (Приложение 4);

- дополнен демонстрационный материал.

        Применяя на практике методы эйдетики, было разработано дидактическое развивающее пособие  «Остров фантазий», которое включало в себя несколько модулей для работы с детьми. Каждый модуль содержал раздаточный наглядный материал, необходимый для реализации применения определенного метода эйдетики. Материал был отобран по принципу «от простого к сложному». Он помог использовать задания разной степени трудности, что обеспечивало реализацию дифференцированного подхода к каждому ребенку. В центре был расположен помощник, который играл с детьми, давал им задания по секторам, право выбора для самостоятельной деятельности, а также помогал определить результат выполненной работы.

При наполнении его  оборудования соблюдались  следующие условия:

  • развивающие предметы и игрушки были выполнены из безопасного материала;
  • обеспечивался  свободный  доступ  ко всем игровым пособиям;
  • осуществлялась сменяемость и наполняемость дидактического материала по мере изучения;
  • созданы условия,  как для самостоятельной работы детей, так  и для занятий с воспитателем.

        Основатель «школы Эйдетики» И.Ю. Матюгин полагает, что познание ребенком окружающего мира и переработка информации одновременно  достигается за счет развития и формирования эйдетических способностей, гармонизации логического и образного мышления и способствует раскрытию творческой личности, ее потенциала.

        Поэтому в работе с детьми внедрение технологии «Эйдетики» в воспитательно-образовательный процесс было направлено на создание новых учебно-игровых ситуаций на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, а именно:

-включение динамических пауз по развитию внимания, памяти, инициативы дошкольников, стремления к познанию;

-проведение занятий с элементами развивающих упражнений, содержащих методы и приемы эйдетики;

-создание групповой традиции «Минутка памяти»;

-организация работы с новым дидактическим пособием.

В процессе работы был  определён алгоритм деятельности с дошкольниками по системе эйдетики, который включает несколько этапов:

Первый этап: Постановка  целей  и вовлечение дошкольников в решение проблемы.

Педагог вместе с детьми обозначает проблему, которую необходимо решить.

Второй этап: Определение плана действий. 

Убедить ребенка в правильности его действий и способностях, обсудить возможные пути решения поставленной проблемы.

Третий этап:  Работа с  материалом с использованием методов эйдетики.

Четвертый этап:  подведение итогов деятельности.

        Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, поэтому основные её методы, которые были применены на практике,  направлены на развитие ассоциативно-образного мышления.

        Технология «Эйдетика» предусматривает поэтапное включение развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.                                                                 Знакомство с ними началось с детьми средней группы. Воспитанникам предлагались игры, способствующие развитию умений воспринимать, запоминать, считать, сравнивать, обобщать информацию. Дети работали с флэш-карточками и тактильными листами, слушали аудиозаписи, воображали выдуманные предметы, устанавливали причинно-следственные связи. На начальном этапе дети пользовались подсказками: моделями с алгоритмами выполнения заданий, карточками-помощниками; личными блокнотами детей для фиксации результатов своих достижений.

         В работе с детьми старшего дошкольного возраста наиболее эффективными оказались следующие методы: метод цветовых, тактильных, предметных, звуковых ассоциаций, метод ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами. Игровая составляющая данных методов позволила сохранять интерес старших дошкольников к познавательной деятельности на протяжении всего занятия, увеличивая его продуктивность.        

Большое значение при реализации технологии «Эйдетика» имел метод графических ассоциаций, особенно использование загадок-головоломок под названием «друдлы». «Друдлы» – это рисунки, о которых невозможно четко сказать, что это такое. При его показе дети  разворачивали картинку под разными углами, чтобы они смогли увидеть как можно больше ракурсов этого изображения. Дошкольники с помощью своего воображения превращали «друдлы» в различные предметы, придумывали сказки, составляли рассказы.

На начальном этапе с детьми средней группы автор опыта применял «друдлы» параллельно с картинками-подсказками, но в последствие к старшему дошкольному возрасту, все дети отказались от опоры и с легкостью  работали с данным развивающим материалом. Это способствовало развитию мышления, памяти, умения находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

        Высокую продуктивность в работе со старшими дошкольниками  показало применение таких методов эйдетики, как методы запоминания точной информации. К ним относится акровербальная и мнемотехника, основанные на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и т.д. Эти методы использовались с детьми для заучивания новых слов, терминов, сведений об объектах и явлений окружающего мира, пересказов.

В подготовительной группе с дошкольниками при знакомстве с цифрами, буквами и при заучивании стихотворений главную роль играл метод зрительной прорисовки. Он заключался в том, что каждый символ или слово дополнялся целым зрительным изображением или деталями. И таким образом, он превращался в какой-то предмет. Детям 6-7 лет предлагались цифры, буквы, и они деталями дополняли контур, развивая при этом память и прочно запоминая графический образ цифры или буквы с помощью «зашифрованного» в нем знака.

Подготовка к каждой образовательной деятельности познавательного направления выстраивалась в соответствии со следующими требованиями:

- создание благоприятной атмосферы для детей (интересное начало – точка удивления,  то есть, создание условий, способствующих  появлению у детей познавательного интереса к предстоящей деятельности);

- выбор наиболее эффективных методов эйдетики, актуальных для заданной темы (это  позволяло успешно отбирать и комбинировать только  необходимые продуктивные элементы работы);

- отбор развивающего игрового материала, соответствующего возрастным особенностям детей, их интересам и безопасности.

Модель построения деятельности менялась в зависимости от поставленной задачи. Такая система работы позволила с помощью активных методов эйдетики включить в познавательную деятельность каждого воспитанника, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, которая обеспечивает развитие умственной активности, становление опыта, выработку своего собственного мнения.

Изучаемый материал с помощью методов эйдетики содержал в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающего  интерес у дошкольников к познанию окружающего мира.

Об этом свидетельствует итоговое мероприятие «Путешествие в Лесную школу» в старшей группе (Приложение № 5). 

В процессе работы автор опыта создавал благоприятные условия для развития не только познавательной активности, но и коммуникативных способностей детей, отводя себе роль координатора детской деятельности, активного помощника, консультанта. Взаимодействие осуществлялось на основе равноправия и умения взрослого направлять детей на самостоятельное решение поставленной задачи.  Работа с дошкольниками предполагала соблюдение  определенных принципов:

- ответы детей выслушивались очень  внимательно;

- отрицательные оценки и критика в адрес ребенка отсутствовали;  

- привычные оценочные слова заменялись  синонимами, например, использовалось не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение»;

- оказывалась эмоциональная поддержка ребенку, когда он хотел выразить взрослому свое особое мнение, поощрялось стремление дошкольников доказывать, аргументировать, отстаивать точку зрения;

- поддерживалась тенденция не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.

В процессе деятельности осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями (законными представителями),  включающая  организацию консультаций, занятий-тренингов, а так же мероприятий, направленных  на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам развития у дошкольников познавательной активности с помощью методов эйдетики.

При планировании использовались различные формы взаимодействия: мониторинг, консультации, родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, мастер-классы, деловые игры.

Были разработаны методические рекомендации, буклеты, листовки для родителей по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, содержащие советы по организации детского досуга с элементами   технологии «Эйдетика» в домашних условиях (Приложение 6).

        В качестве наиболее эффективных форм повышения компетентности родителей выступали мероприятия (родительское собрание «Организация развивающих игр школы «Эйдетика»», круглый стол «Вечер вопросов и ответов «Технология Эйдетика» есть вопросы …»», мастер-класс «Секреты эйдетики в познавательном развитии дошкольников») (Приложение 7).  

 За время работы над опытом были собраны методические материалы, которые включали в себя сценарии ОД, совместные с родителями  тренинги и мастер-классы, упражнения для детей старшего дошкольного возраста, разнообразные виды игр, описания ситуаций, обучающие и итоговые презентации по развитию познавательной активности.

Результативность опыта

Критерием результативности опыта являются данные диагностики по выявлению особенностей развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по методике по В.С. Юркевич «Древо желаний» (Приложение 1), представляющие собой графическую запись (диагностические карты).  В диагностическом обследовании приняли участие 16 воспитанников – респондентов.

По итогам мониторинга были определены 3 группы, которые характеризуют степень развития познавательной активности у детей. На начало обследования (2019 год) выявлено 7 детей (46%), которые не проявляли познавательную активность, удовлетворялись односложной информацией, их интересовала только реальность услышанной когда-то информации,  они боялись проявить инициативу в выборе способа действия, затруднялись выдвинуть гипотезу и обосновать ее.  

5 детей (33%)  включались в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухала. Дошкольники действовали хаотично, потребность в знаниях отмечена, но привлекала их только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Всего 3 воспитанников (18%)  проявляли интерес к проблеме, принимали поставленную задачу, активно стремились к её разрешению, проявляли познавательный интерес к окружающему миру,  анализировали исходное состояние ситуации, высказывали предположения по способам ее решения.

В ходе работы по развитию познавательной активности  через применение в деятельность старших дошкольников методов эйдетики с 2019 года по 2022  год выявилась позитивная динамика,  о чём свидетельствует сравнительная характеристика результатов мониторинга, представленная в таблице:

2019/2020

учебный год

2020/2021

учебный год

2021/2022

учебный год

I группа -21 %

II группа -33 %

III группа - 46 %

I группа - 32%

II группа -45%

III группа -23 %

I группа -47 %

II группа -22 %

III группа - 15 %

Данные, полученные в ходе диагностического обследования (Приложение 2),  свидетельствуют  об эффективности представленной  системы работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.  В  2021-2022 учебном году III  группа развития познавательной активности диагностировалась всего у 3 воспитанников (15%), что на 31%  меньше, чем на начальном этапе работы, I группа составила 47% (8 детей).

Используемые в ходе работы современные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск помогли  детям научиться  видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы. 

Вследствие проделанной работы дети научились самостоятельно конструировать полученные  знания,  ориентироваться в информационном пространстве, что  позволило успешно решить задачу развития познавательной активности у дошкольников.

        Опрос родителей показал, что, став активными участниками  процесса стимулирования познавательного интереса своих детей, они стали более ответственно подходить к этому вопросу, поскольку внося свой вклад в образование ребёнка, они приобретают новый уровень его успешного развития.

        Таким образом, проведенное диагностическое исследование подтверждает эффективность применения технологии «Эйдетика» в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста для развития познавательной активности.

Библиографический список

  1. Аристова, Т.А. «Секреты эйдетики» [Текст]: программа дополнительного образования / Т.А. Аристова, М.К. Прудник - Спб.: Бостон, 2010. - С.105 .
  2. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
  3. Валькова, А.А. «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста» [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.А. Валькова и др. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - С. 57 - 60.
  4. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст]. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. 3. – 366 с.
  5. Габова, И.А. Экспериментальное изучение влияния методов эйдетики на развитие у детей познавательной активности [Текст]// Вектор науки, Тольят. госуд. ун-та, Сер. Педагогика, психология. - 2012. - № 4 (11). - С. 57 - 60.
  6. Дыбина, О.В.  Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ «Сфера», 2017. – 128 с.
  7. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через методы запоминания [Текст] / Н.В. Исакова.- Спб.: Детство - Пресс, 2016. - 64 с.
  8. Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. Разработано в соответствии с ФГОС [Текст]. - М.: Наука, 2004. - 180с.
  9. Короткова, Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2002.- №1. - С. 42.
  10. Кудинова, Л.С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Л.С. Кудинова // Вестн. Тамбов. ун-та, Сер. Гуманитар. науки. - 2009. - № 6. - С. 213 - 216.
  11. Леонтьев, А.Н. О формировании эйдетических способностей [Текст]/ А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1996. - 241с.
  12. Лосева, Е.В. Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников [Текст] / Е.В.Лосева. - Спб.:  Детство - Пресс,  2016. - 128с.
  13. Маркова, А.К.  Формирование мотивации учения в дошкольном и школьном возрасте [Текст]/ А.К. Маркова.- М.: Наука, 1983. – 250с.
  14. Матюгин, И. Ю. Инновационные методики: Эйдетика [Текст] / И.Ю. Матюгин // Проблемы дошкольного образования на современном этапе - 2009. - Вып. 7, ч. 1. - С. 131-139.
  15. Нищева, Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника: опыты, эксперименты, игры / Н.В.Нищева.- Спб.:  Детство - Пресс, 2017. - 240с.
  16. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст]/ Н.Н. Поддъяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 150с.
  17. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И.Савенков. - М.: Наука, 2006. - 320с.
  18. Соловьева, Е.А. Как организовать поисковую деятельность детей [Текст] /Е. А. Иванова // Дошкольное воспитание.- 2005.  - №1. - С 54 – 56.
  19. Тугушева, Г.П.Чистякова А.Е. Мнемотехника для детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - Спб.: Детство - Пресс, 2013. - 128с.
  20. Умнова О.А., Бабушкина А.А.,  Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет изд.  [Текст]/ О.А. Умнова, А.А. Бабушкина // Клуб семейного досуга - М.: Наука, 2011. - 150с.
  21. https://nsportal.ru/milyaeva-elena-valevna

Приложение

Приложение 1 – Методика изучения особенностей развития познавательной активности у детей дошкольного возраста «Древо желаний» (автор В.С. Юркевич»).

Приложение 2 - Тематический план образовательной работы по развитию познавательной активности  (для детей среднего и старшего дошкольного возраста).

Приложение 3 - Комплекс развивающих игр с применением методов эйдетики.

Приложение 4 -  Индивидуальный лист моих достижений

Приложение 5 – Конспект итогового мероприятия «Путешествие в лесную школу» в старшей группе

Приложение 6 - Буклет для родителей «Эйдетика в помощь родителям!».

Приложение 7 - Мастер-класс для родителей «Секреты эйдетики в познавательном развитии дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»

Сенсорное  воспитание  служит  основой познания мира,  первой  ступенью  которого является  чувственный  опыт. Успешность  умственного,...

Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует на...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...

«Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ»

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является формирование познавательных интересов  и познавательных действий   реб...

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок

Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста посредством решения головоломокПроблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности д...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста...