Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
материал

Арутюнян Светлана Владимировна

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.

Целью духовно нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных идей.
Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, через наблюдение расширяется кругозор и усваиваются знания о Родине, но оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов.
В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей, прививается любовь к родному краю, к Родине.
Классификация наблюдений: представлена на слайдах
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности младших дошкольников.
Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями. Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты.

Начиная с младшего дошкольного возраста мы проводим наблюдения за животными: кошкой, собакой, птичками и т.д.
Поскольку наличие животных в детском саду запрещено, мы их организуем через приглашение родителям   принести на прогулку, для рассматривания ,живого животного  (предварительно, проверив справки о состоянии  здоровья животного). Рассматриваем, рассказываем чем питается животное, какую роль оно играет в жизни человека.
 Для привития правильного, экологически грамотного поведения детей мы приучаем заботиться о братьях наших меньших, о птицах.
На прогулке мы наблюдаем за птицами. Это могут быть и шустрые сороки, воробьи, кросногрудые снегири, синички, трясогузки и грачи, случайно залетевшая чайка.
 В холодный период на каждом участке вешается кормушка для птичек. Мы приносим им крошки хлеба, который остается от обеда , подвешиваем сало , для синичек.
Мы взращиваем семена любви и добра к окружающему миру ребенка .
Наш садик достаточно молодой, и именно руками воспитателей и родителей воспитанников посажены деревья и кустарники в детском саду и вокруг него , благодаря им мы можем на прогулке с детьми наблюдать как распускаются  на деревьях  первые листочки весной, как цветут наши деревья и кустарники, наглядно увидеть чем дерево отличается от кустарника .  Ребенок может узнать о многообразии деревьев и кустарников, сравнить листики березы и елки, елки и сосны. Найти ответы на вопрос: «Все ли деревья сбрасывают листву осенью?». Ребенок наблюдает как появляется первый листочек весной, распускается первый цветочек, завязываются первые плоды на деревьях, как прилетят их клевать птички. Как с приходом осени деревья меняют окраску, затем теряют листву и уходят в глубокий зимний сон; одни деревья остаются без листьев: береза, липа, рябина, лиственница , другие с листьями  елка, сосна. Ребенок узнает, как деревья заботятся о птицах (плоды на деревьях), как птицы, скушав плоды переносят семена на различные расстояния. Дети учатся ухаживать за деревьями: поливают летом, окапывают весной и зимой.
У нас в садике в теплый период оформлены прекрасные клумбы, где мы наблюдаем за первыми цветами. Дети имеют возможность сравнивать, как выглядит клумба весной, летом, осенью , развивается познавательный интерес :как появляется цветок, расцветает , появляются семена ,почему завяли осенью цветы, и как они зимуют под снегом.
На каждом участке есть свой огород .Наши , городские дети, имеют возможность познакомиться с тем, как растут овощи на огороде ;в течении летнего периода дети вместе с воспитателями ухаживают за растениями, (полют, рыхлят, поливают), а осенью собирают урожай. Все это направлено на экологическое воспитание подрастающего человека.
 Через наблюдения мы знакомим с различными профессиями, учим ценить трудовую деятельность людей труда .
Например  знакомим с трудом дворника.
Во время прогулки  воспитатель обращает  внимание на убранные дорожки в садике и подводит  детей к  ответу на вопрос «Кто же навел здесь порядок?»
   Педагог  помогает понять детям  необходимость работы дворника. Прививает уважительное отношение к труду.  Учит анализировать, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком .
Помогает оценить результаты труда. Прививает экологическое воспитание «Чисто там, где не мусорят.» Дети начинают бережно относиться к результатам труда.
 Знакомство с профессией «водитель». Мы можем через забор понаблюдать  за проезжающими машинами, за их многообразием,  за работой светофора, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода проезжей части дороги.
 Начиная с младшей группы мы  провидим наблюдения и за неживой природой.
Проводим наблюдения за солнцем, облаками, ветром.
Часто мы проводим целевые экскурсии на нашу метеостанцию (в садике). Там мы изучаем солнечные часы, направления ветра, у нас организована целая лаборатория: стоят ветряки , вертушки,  есть флюгер, который показывает направление ветра.
В нашем садике организован (на теплый период) пруд с живущими там пресмыкающимися , туда часто прилетают стрекозы, бабочки, шмели.
Наши дети имеют возможность понаблюдать за насекомыми в естественной среде обитания. У них складывается представление об обитателях озер и прудов. Мы рассказываем, как нужно бережно относиться к водоемам, к их жителям. Дети получают знания о взаимосвязи всего живого и растительного мира.
   В теплый период   на прогулке организованы целые центры игры и исследования свойств воды, где дети сами могут понаблюдать за свойствами воды.
        Дети могут самостоятельно, в процессе игры, переливать воду из одного сосуда в другой, пускать лодочки, играть насосами, переливая воду заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Узнать, что вода может быть тёплой, холодной.
Ребенок узнает, для чего нужна вода растениям и животным. Узнает ценность воды, закладывается бережное отношение к природным ресурсам.    В осенний период наблюдаем за первым снегом   воспитатель рассказывает откуда берется снег,дети получаю знания, как деревья и растения засыпают под белоснежным покрывалом.
      Мы исследуем снег, проводим опыты с ним, вместе с родителями строим постройки из снега, изучаем его свойства, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Все наблюдения, которые мы проводим с детьми затрагивают самые тонкие струны души ребенка, идет закладка фундамента к трепетному, бережному отношению ко всему живому.
Все, что окружает ребенка: первый цветок, первый жучок, первая перелетная птичка, все это хочет жить и ребенок получает первые экологические знания о пользе цветов, насекомых, птиц, деревьев, он учится береженому отношению к окружающему миру, воспитываются нравственные качества, прививается чувство патриотизма.
Все это в дальнейшем позволяет детям быть самостоятельными  и активными, эмоционально отзывчивыми, в умении проявлять инициативу, творческие способности, практические умения и навыки для внесения положительных изменений в окружающий мир. Важно объяснить детям, чтобы они были другом природы и жили с ней в гармонии. Ценили красоту родной природы и хотели сделать свой край еще прекраснее и чище. Поэтому мы, педагоги стараемся при любом удобном случае пробудить интерес к природе и малой Родине, научить детей удивляться природе , отзываться на ее красоту.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_4_proveren.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.

Целью духовно нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных идей.
Можем ли мы, воспитатели, повлиять на изменение духовно-нравственного воспитания детей?  Да, если научим детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ведь тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям своему краю. Воспитание чувств ребенка является важной педагогической задачей, и какие качества у него разовьются, прежде всего, зависит от окружающих его взрослых.
Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, через наблюдение расширяется кругозор и усваиваются знания о Родине, но оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов.

В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей, прививается любовь к родному краю, к Родине.

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком и под руководством воспитателя.  При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

Классификация наблюдений:
Наблюдение можно организовывать в различных формах:
По месту проведения:

- на участке;

- в групповой комнате;
- на экскурсии ( на экологической тропе д.с. ; в лесу, поле и т. д.).
По количеству детей:
- коллективные (вся группа);

- групповые (5–10 детей);

- индивидуальные (1–4 человека).

По причине проведения
- запланированные;
- случайные;

-как ответ на вопрос ребёнка.
По характеру включения в педагогический процесс:
- систематические;

- эпизодические.
По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут);
По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
- однократные;

- многократные, или циклические.
По месту в цикле:
- первичные;
- вторичные;
- заключительные, или итоговые.

По характеру объектов:
- наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения)
- наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности младших дошкольников. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями. Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты.

Начиная с младшего дошкольного возраста, мы проводим наблюдения за животными: кроликом, кошкой, собакой, птичками и т.д.
Поскольку наличие животных в детском саду запрещено, мы их организуем через приглашение родителям   принести на прогулку, для рассматривания, живого животного  (предварительно, проверив справки о состоянии  здоровья животного). Рассматриваем, рассказываем, чем питается животное, какую роль оно играет в жизни человека.

Для привития правильного, экологически грамотного поведения детей мы приучаем заботиться о братьях наших меньших, о птицах.
На прогулке, мы часто наблюдаем за птицами. Это могут быть и шустрые сороки, воробьи, красногрудые снегири, синички, трясогузки и грачи, случайно залетевшая чайка. В холодный период на каждом участке вешается кормушка для птичек. Это наши родители воспитанников приняли активное участие в конкурсе «Кормушка для пернатых».
В осенний и зимний период мы приучаем детей заботиться о птичках, приносим им крошки хлеба, который остается от обеда, подвешиваем сало, для синичек. Мы взращиваем семена любви и добра к окружающему миру ребенка.
Наш садик достаточно молодой, и именно руками воспитателей и родителей воспитанников посажены деревья и кустарники в детском саду и вокруг него, благодаря им мы можем на прогулке с детьми наблюдать, как распускаются  на деревьях  первые листочки весной, как цветут наши деревья и кустарники, дети могут наглядно увидеть, чем дерево отличается от кустарника. Узнать о многообразии деревьев и кустарников, сравнить листики березы и елки, елки и сосны. Найти ответы на вопрос: «Все ли деревья сбрасывают листву осенью?». Ребенок наблюдает, как появляется первый  листочек весной, распускается первый цветочек, завязываются первые плоды на деревьях, как прилетят их клевать птички. Как с приходом осени деревья меняют окраску, затем теряют листву и уходят в глубокий зимний сон;
 одни деревья остаются без листьев: береза, липа, рябина, лиственница, а другие с листьями  елка, сосна. Ребенок узнает о разнообразии деревьев, способах адаптации к окружающей среде, знакомятся с листвой деревьев, с их особенностями. Узнает, как деревья заботятся о птицах (плоды на деревьях), как птицы, скушав плоды, переносят семена на различные расстояния.
Дети учатся ухаживать за деревьями, а поскольку деревца еще маленькие, мы часто сравниваем их с нашими детками, рассказываем, что нужно дереву для хорошего роста,  и дети с удовольствием поливают их в жаркие дни, окапывают снегом  в морозы,  берегут их.

В нашем садике организован (на теплый период) пруд с живущими там пресмыкающимися, туда часто прилетают стрекозы, бабочки, шмели. Даже чайки временами посещают наш пруд. Наши дети имеют возможность понаблюдать за насекомыми в естественной среде обитания. У них складывается представление об обитателях озер и прудов. Мы рассказываем, как нужно бережно относиться к водоемам, к их жителям. Дети получают знания о взаимосвязи всего живого и растительного мира.

У нас в садике  в теплый период оформлены  воспитателями  вместе с родителями прекрасные клумбы, где мы наблюдаем за первыми цветами. Дети имеют возможность сравнивать, как выглядит клумба весной, летом, осенью, развивается познавательный интерес: как появляется цветок, расцветает, появляются семена, почему завяли осенью цветы, и как они зимуют под снегом. На каждом участке есть свой огород, где дети не только являются наблюдателями, но и созидателями, они вместе с родителями и воспитателями сначала выращивают рассаду у себя в группе, проводя проекты «Огород на подоконнике», а затем высаживают растения на грядку. Наши, городские дети, имеют возможность познакомиться с тем, как растут овощи на огороде; в течение летнего периода дети вместе с воспитателями ухаживают за растениями, а осенью собирают урожай. Все это направлено на экологическое воспитание подрастающего человека.

Начина с  младшей группы мы  провидим наблюдения и за неживой природой: за солнцем, облаками, ветром т.д. Дети на практике узнают сезонность, и характерные признаки каждого времени года. Летом – жарко, зимой – холодно. Они знакомятся с климатическим разнообразием нашего края. Часто мы проводим целевые экскурсии на нашу метеостанцию (на территории). Там мы изучаем солнечные часы, направления ветра, у нас организована целая лаборатория. Стоят ветряки, вертушки,  есть флюгер, который показывает направление ветра. Все это помогает  заметить детям, что при порыве ветра раздувается колпачок на флюгере, крутятся вертушки, петушок смотри в определенную сторону, а  в природе, шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, с  земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают. В зимний период наблюдаем, как ветер наметает сугробы снега, как вьется поземка. Воспитатель помогает понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду.

В теплый период   на прогулке организованы целые центры игры и исследования свойств воды, где дети сами могут понаблюдать за свойствами воды. Дети могут самостоятельно, в процессе игры, переливать воду из одного сосуда в другой, пускать лодочки, играть насосами, переливая воду заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Узнать, что вода может быть тёплой, холодной.
Ребенок узнает, для чего нужна вода растениям и животным. Узнает ценность воды, закладывается бережное отношение к природным ресурсам.    В осенний период наблюдаем за первым снегом   воспитатель рассказывает откуда берется снег, дети получаю знания, как деревья и растения засыпают под белоснежным покрывалом. Мы исследуем снег, проводим опыты с ним, вместе с родителями строим постройки из снега, изучаем его свойства, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Что тоже позволяет расширять знания ребенка о снеге, о том, как его можно укрепить и сделать твердым, или наоборот податливым и мягким, что позволяет развивать познавательный интерес в ребенке.

На прогулках и экскурсиях в процессе наблюдения мы учим бережному отношению к природе, стараемся донести до детей, что сохранение и приумножение природных богатств происходит за счет вкладываемого труда человеком, и бережное отношение – это миссия экологически грамотного человека.

Через организацию наблюдений мы знакомим не только с природой и окружающим, но и с различными профессиями, учим ценить трудовую деятельность людей труда. Например,  знакомим с трудом дворника. Во время прогулки  воспитатель обращает  внимание на убранные дорожки в садике и подводит  детей к  ответу на вопрос «Кто же навел здесь порядок?». Педагог  помогает понять детям  необходимость работы дворника. Прививает уважительное отношение к труду.  Учит анализировать, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора. Помогает оценить результаты труда. А в дальнейшем все вместе приходят к выводу что «Чисто там, где не мусорят». В ходе организованных наблюдений мы знакомим детей с профессией «водитель». Мы можем через забор понаблюдать  за проезжающими машинами, за их многообразием,  за работой светофора, вспомнить правила дорожного движения, правила перехода проезжей части дороги. 

Все наблюдения, которые мы проводим с детьми, затрагивают самые тонкие струны души ребенка, идет закладка фундамента к трепетному, бережному отношению ко всему живому. Все, что окружает ребенка: первый цветок, первый жучок, первая перелетная птичка, все это хочет жить и ребенок получает первые экологические знания о пользе цветов, насекомых, птиц, деревьев, он учится береженому отношению к окружающему миру, воспитываются нравственные качества, прививается чувство патриотизма.
Все это в дальнейшем позволяет детям быть самостоятельными  и активными, эмоционально отзывчивыми, в умении проявлять инициативу, творческие способности, практические умения и навыки для внесения положительных изменений в окружающий мир. Важно объяснить детям, чтобы они были другом природы и жили с ней в гармонии. Ценили красоту родной природы и хотели сделать свой край еще прекраснее и чище. Поэтому мы, педагоги стараемся при любом удобном случае пробудить интерес к природе и малой Родине, научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Наблюдение с детьми младшего дошкольного возраста

Конспект занятия наблюдение за насекомыми...

«Формирование навыков ЗОЖ через экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой с...

Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста

Наблюдения - это важнейший источник знаник о рироде. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения....