Игры и упражнения для обучения детей старшего дошкольного возраста умению задавать вопросы
картотека (старшая, подготовительная группа)

Губина Алёна Анатольевна

Ваши дети задают вопросы? «Конечно, - скажете вы, - с утра до вечера!»  Важное значение имеет не только количество, но и КАЧЕСТВО задаваемых ребенком вопросов. В повседневной жизни, играя с ребенком, можно постепенно расширять грани и плоскости задаваемых вопросов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для обучения детей старшего дошкольного возраста умению задавать вопросы.

1. «Угадай, что в ящике» (Э.А. Баранова). Используется черный ящик с вложенным предметом, часто встречающимся в окружающей обстановке. Ребенку предлагается задавать вопросы для того, чтобы по ответам взрослого угадать, что находится внутри. Время выполнения задания 10 минут. Детские вопросы фиксируются.

По преобладанию поисковых вопросов определяется сформированность познавательной потребности ребенка.

2. Игра «Интервью».

Сначала познакомьте ребенка с новыми словами : что такое интервью, кто такой репортер, респондент. Репортер всегда заранее выбирает героя и тему интервью, готовит вопросы. Для создания большего интереса само интервью ребенок может записывать при помощи микрофона. Предложите ребенку самому выбрать тему и респондента. Помогите составить вопросы. Примерные темы: обсуждение похода в музей/ на спектакль, впечатления от праздника, прочитанной книги, новой игрушки, самого интересного события и др. В системе, предложенной Т.А.Сидорчук, интервью берется у героя сказки (эту роль берет на себя взрослый). Нельзя спрашивать о том, что и так описано в сказке, герой отвечает только на те вопросы, которые находятся за границами сюжета, но можно сделать косвенные выводы. Вопросы дети задают, используя "ромашку вопросов".

3. Игра «Соедини нас вопросом».

Предлагаются два слова, не связанные между собой по смыслу. Нужно придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Используйте разноцветные фишки для каждого игрока. Кто придумает больше? Например: ракушка и огонь. Горит ли ракушка в огне? Чем огонь похож на ракушку? Где на ракушках разводят огонь? И т.д.

4. Игра «Задай вопрос герою».

Ребятам предлагается картинка или кукла с определенным настроением.

Например, веселый клоун.

Задание: Какие вопросы, вы можете задать герою? Что вы хотите узнать у него? Примерные вопросы: Почему ты смеешься? У тебя сегодня праздник? Какой   праздник?   Чему   ты   радуешься?... (данную   игру   можно   провести   в   двух вариантах:   задавать   только   вопросы,   а   можно   кого-то   из   детей   попросить отвечать на поставленные вопросы, т.е. взять на себя роль выбранного героя)

5. Игра «Отгадай вопрос по ответу».

Ведущему предлагается карточка с вопросом "Ты любишь природу?". Он читает этот вопрос про себя, а  отвечает на него громко: "Я люблю природу". Остальные должны угадать вопрос, на который ответил ведущий.    

6. Игра «Найди загадочное слово».

Игру можно проводить в разных вариантах.

Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете,  начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в  вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».    

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он  держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М».  Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»;  «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки  грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать  вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или  «Это мост?».    

7. Игра «Вопросы домашних животных».

Ребятам задается вопрос: «Как ты думаешь, какие вопросы задали бы тебе животные, если могли бы говорить? (твой попугайчик, твоя кошка, твой щенок и др.)

«Котенку Ваське стало скучно. Он решил задать своему хозяину Диме несколько вопросов. Но говорил котенок еще плохо и знал только первые слова, с которых начинаются вопросы: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?», «почему?»

Продолжи вопрос, о чем он хочет спросить? Помоги Ваське задать вопрос хозяину.

8. Игра «Вопросы машине времени».    

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.

9. Игра «Вопрос – ответ»

Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.

Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой команде дают игрушку и одинаковое число фишек (10 – 15).

Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая – отвечать. Если команда не сможет ответить на какой – то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания -3 – 4 минуты.

Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не порицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.

В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

10. Что мы видим на картинке?

Материал. Картинка, на которой изображен какой – нибудь сюжет (переезд на новую квартиру, стройка, зимние развлечения и т. п.; главное чтобы было изображено движение, действие), карточки с символами всех вопросов, квадраты, соответствующие цвету карточек, фишки какого – либо цвета, например красного, молоточек, свисток либо что – то другое для подачи сигнала, флажок.

Ход проведения. Карточки находятся в поле зрения детей.

Воспитатель говорит: «Сегодня в вопросах и ответах будут соревноваться две команды – «Вопрошайка» и «Почемучка». Одна задает вопрос, а другая отвечает; потом наоборот. За каждый заданный вопрос команда получает фишку определенного цвета, за ответ – красного цвета. Члены команды должны задавать вопрос по очереди, а чтобы не забыть, кому спрашивать, будем передавать друг другу флажок. Выигрывает та команда, у которой больше фишек разного цвета. По моему сигналу игра начинается и по сигналу заканчивается. Посмотрите внимательно на картинку (1-2 минуты)».

Игра продолжается 12 – 15 минут. Затем подводится итог: подсчитывается общее число фишек разного цвета; поощряются дети, задавшие интересные вопросы и давшие развернутые ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе

Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе...

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре"

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общен...

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккейХоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры в...

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯпо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол....