Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (подготовительная группа)
рабочая программа

Кутузова Светлана Васильевна

Рабочая программа кружковой деятельности "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.odt40.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 18»

662155 г.Ачинск Красноярский край привокзальный р-он, 3-й м-он, дом 36 «А»

Телефон: 8(39151) 6-32-98 Email: achinsk-shkola18@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет                                                                 Директор МБОУ «СШ№18»                    

МБОУ «СШ № 18»                                                                      ___________ Н.В. Ягодкина                                                  Приказ № _______________

Протокол №_____ от «____»_______ 2021г                             Приказ №______________

                                                                                                       от «___ »___________2021 г

Рабочая программа кружка

по художественно-эстетическому развитию

 «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(подготовительная группа)

Разработала воспитатель

Кутузова С.В.

г. Ачинск, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы

2

  1. Пояснительная записка

3

  1. Цель и задачи программы

4

  1. Мониторинг освоения результатов

5

  1. Содержание программы

5

  1. Методы и приемы обучения

5

  1. Этапы работы

6

  1. Организация занятий

6

  1.  Оборудование и материалы

6

  1. Тематическое планирование

7

Список литературы

11

Список детей, посещающих кружок

11

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (подготовительная группа)

5.

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.        СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09.2020 г. №28).

4.       Устав МБОУ «Средняя школа №18»

6.        Образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Средняя школа № 18» дошкольный уровень

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности

Задачи программа

Познакомить детей с различными техниками рисования, аппликации и лепки.

Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами, клеем.

Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

Авторы программы

Воспитатель Кутузова Светлана Васильевна

Направление деятельности программы

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Сроки реализации программы

2021-2022

Участники программы

Педагогический коллектив ДОУ, дети, родители.

Ожидаемый результат

1. Организован в группе центр творчества «Умелые ручки», содержащий различные виды материалов, операционные схемы, шаблоны, результаты ручного труда

2. Повышение уровня развития творческих способностей у старших дошкольников.

3. Расширение и обогащение художественного опыта детей.

4.  Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

5. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).

6. Сформируются навыки трудовой деятельности и самостоятельности.

  • 7. У детей разовьется мелкая моторика рук.

2. Пояснительная записка

     Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

     Этому я хочу научить детей своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

    Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность

   В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

  1. Цели и задачи:

ЦЕЛЬ: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с различными техниками рисования, аппликации и лепки.

Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами, клеем.

Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять

6.формировать   творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

2.2. Мониторинг освоения результатов

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3 .Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и

способы скрепления, соединения деталей.

9. Показывает уровень воображения и фантазии.

10.Использует в работе разные способы ручного труда.

  1. Содержание программы
  1.  Методы и приемы обучения.

       Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на

занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные,

практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы,

образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание,

поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности

товарищей.

     Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету

(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий

наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия

ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата,

развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

     

     Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление

поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание

вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и

проговаривать действия.

     Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели

эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей,

обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не

давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной

фантазии.

  1. Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

      1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов

занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

      2 этап - знакомство со свойствами материалов.

      3 этап - обучение приемам изготовления.

      4 этап - изготовление поделок.

      5 этап – выставки детских работ.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

      1 Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо

мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,

проводятся беседы.

       2 Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют

форму, обращают внимание на цвет, структуру.

       3 Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

       4 Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию

предложений о последовательности выполнения задания, отметить

особенности работы с данным материалом.

       5 Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

       6 Самостоятельное изготовление поделки.

       7 Анализ готовых поделок своих и товарищей.

       8 Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

  1. Организация занятий.

      Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на

развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные

наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;

на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих

способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке

происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей

Программа предполагает проведение одно занятия в две недели в режиме дня.

Продолжительность занятия 30 минут. Программа разработана на 1 год обучения для детей 6-7лет. В год 18 занятий.

3.4.Оборудование, материалы.

·Краски – гуашь, акварель; тушь.

·Бумага разных форматов, цвета, фактуры;

·Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;

·Свеча, мелки восковые.

·Палочки или старые стержни для торцевания.

·Матерчатые салфетки;

·Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная,

гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной,

тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.

·Ткань.

·Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер,

стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания

нетрадиционных изделий.

·Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся

пленка разных цветов.

·бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики,

стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.

·Клей ПВА и «Момент».

·Ножницы, кисточки, линейки, и пр.

·Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи

игрушек.

3.5.Тематическое  планирование.

Дата

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛ

1

Сентябрь 2021

«Осенние фантазии» (из природного материала)

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Листья (березы, дуба, клена…), цветы, картон,ножницы,клей.

2

Сентябрь 2021

Лебедь» (из природного материала).

Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.

Еловая шишка, пластилин белый, 3 перышка.

3

Октябрь 2021

 1.«Чайный сервиз»

(аппликация).

Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.

Альбомный лист, трафарет чайной посуды, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос.

4

Октябрь 2021

Картина « Море» (рисование). 

Учить рисовать графически волнистые линии. Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Лист белого картона, гуашь белая, синяя, трафареты морских обитателей, простой карандаш, ножницы.

5

Ноябрь

2021

«Барашек» (соленое тесто)

Продолжать учить детей лепить из соленого  теста. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), соединение. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.

Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).

Гуашь серая и белая, стаканчики с водой, кисточки. Соленое тесто, стека, шаблоны.

6

Ноябрь

2021

« Дом в котором я хочу жить» (пластилино -графия)

Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.

Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цветной картон, пластилин, стека, дощечка

7

Декабрь

2021

«Снеговичок» (сминание, надрывание бумаги, оригами)

Закрепить знания детей в технике «надрывания» полоски бумаги.

Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги, развивать фантазию и воображение детей, а также приучать их к аккуратности, прилежанию и усидчивости.

Гофрированная бумага (белая, синяя, красная, зеленая, желтая), ножницы, клей – карандаш, клеенка, карандаш.

8

Декабрь 2021

«Собачка» (игрушки из полос бумаги)

Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.

Цветная бумага (коричневая, черная, белая), ножницы, карандаши, шаблоны, клей-карандаш, клеенка.

9

Январь

2022

«Зима» (лепка)

Продолжать учить лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе

Пластилин разного цвета, лист белого картона, стека, салфетка.

10

Январь

2022

 “Клубнички-невелички” (рисование).

Учить смешивать краски, поучать новые оттенки розового цвета из красной и белой краски. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

Гуашь белая, красная, зеленая, кисть, салфетка.

11

Февраль

2022

«Мимоза» (объемное наклеивание)

Продолжать учить детей наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги

Альбомный лист, 2 желтые бумажные салфетки, 3 прямоугольника светло-зеленого цвета размером 3 х7см, розетка с влажной губкой, ножницы, клей ПВА, кисть, зеленый фломастер

12

Февраль

2022

«Маленький солдат»

(аппликация)

Усовершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет.

Картон белого цвета, желтого цвета с выполненным на нем контуром мальчика, пшено, клей ПВА, кисть клеевая, гуашь, кисть для рисования.

13

Март

2022

Подарки для мам «Нарциссы» (симметричное вырезывание)

Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краям. Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора. Упражнять детей в аккуратном наклеивании. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту и рассказывать о ней.

Одноразовая белая тарелка, полоски зеленой бумаги разных оттенков 3х12см, полоски желтой, оранжевой гофрированной бумаги, ножницы, шаблоны, карандаши, клей, клеенки.

14

Март

2022

Открытка «Мак» (аппликация из картона).

Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного.

Картон красный, вишневый, зеленый и бежевый, зеленая пуговица, карандаши, ножницы,

клей, черный фломастер.

15

Апрель

2022

«В космосе» (оригами)

Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.

Цветная бумага: желтая, красная, синяя, зеленая, золотая (на звезды)), ножницы, карандаши, клей, клеенки.

16

Апрель

2022

«Цыпленок» (бумагопластика)

Закрепить умение работы с бумагой, складывая ее, получая поделку, передавая образ животных. Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.

Картон белого цвета, цветная бумага, ножницы, карандаши, клей ПВА, кисть, салфетка.

17

Май

2022

«Закладка для книги». (аппликация)

Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку.

Картон, простой карандаш, ножницы. Цветная бумага, клей ПВА

18

Май

2022

«Бабочка» ( из бросового материала).

Продолжать  развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.

Трафарет бабочки, фломастеры, ножницы, клей, проволока, бусины.

 Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в центре творчества, в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, составление альбома лучших работ. Развлечение для детей «Путешествие в страну ИЗО» (ноябрь).Мастер класс «Подарок для папы» (февраль)

Список литературы

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз

– Дидактика», 2006

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006

3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного

творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001

4. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа,

2007 г

5.С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо

2005г

6. Азбука соленого теста» О.Чибрикова.- М.:Эксмо, 2008.- (Азбука рукоделия).

     7.«Бумажная мозаика» Х. Линд ООО «Издательство «Айрис-Пресс», 2007г.

   8. «Бумажная пластика. Конструирование» «Издательство «Какрапуз», 2002г.

 9.«Волшебная бумага, или бумажные фокусы» О.В. Белякова, А.В. Щеглова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.

   10.«Волшебные полоски». - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; 2009г.

11.Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Изд. «Мозаика - синтез», 2014.

12.  Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещен .

13.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.ие»

Список детей, посещающих кружок

Винник Ярослав

Гноинский Матвей

Дурнева Мария

Даутова Александра

Кравцова Кира

Свиридова Яна

Кузьменко Анастасия

Павленко Анастасия

Перегеря Александра

Плавко Сережа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....

Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию «Умелые ручки» для воспитанников 4-5 лет

Данная методическая разработка способствует развитию индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадици...

Рабочая программа кружка по Художественно- эстетическому развитию «Пластилиновый мир» (разновозрастная группа)

Рабочая программа составлена для детей 2.5-7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государ...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»

Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его п...