СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.
статья

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • социальные акции направлены на формирование активной жизненной позиции ребенка.
  • с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме и вовлечь в совместную деятельность.
  • выбор интересной и значимой для ребенка тематики социальной акции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ   ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

Карнаухова Т.Ю.  учитель-логопед

Новичкова Н.В.  воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

МБДОУ г.Иркутска детский сад№150

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей.

Приоритетным направлением   воспитательного процесса нашего ДОУ является социально-коммуникативное воспитание дошкольников. Оно выражается [в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознании ценности собственной личности и других людей, проявлении своего отношения к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе].

Социально-коммуникативное развитие реализуется в образовательной деятельности в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации;  в различных видах детской деятельности.
Значимый эффект социализации в воспитательном процессе  нашего ДОУ достигается путем применения технологий  Гришаевой Н.П. «Клубный час», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети волонтёры», «Ситуация месяца», «Телефон доверия». Данные технологии носят инновационный характер. Они позволяют качественно изменить образовательный процесс, сформировать у дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. Овладение ими  дает возможность педагогам реализовать принципы преемственности между ДОУ и другими социальными учреждениями, создать коллектив единомышленников среди всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в рамках этого направления не первый год применяют технологию «Социальные акции».

По определению Гришаевой Н.П.: [«Социальная акция – есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса».]

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • социальные акции направлены на формирование активной жизненной позиции ребенка.
  • с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме и вовлечь в совместную деятельность.
  • выбор интересной и значимой для ребенка тематики социальной акции.

Нами организованы социальные акции «Посылка солдату», «Синичкин день», «Подари тепло души», «Поклонимся великим тем годам», «Озорная буква».

Социальная акция «Посылка солдату» была приурочена к празднованию Дня защитника Отечества и проведена в несколько этапов. Предварительная работа заключалась в чтении художественной литературы, рассматривании альбомов «Наша армия», заучивании поговорок и пословиц о службе, воинском долге. Также проведен опрос среди родителей, получено согласие на проведение акции.

На первом этапе детям была показана презентация «Рода войск». Проведена игра в кругу «Передай пилотку», в ходе которой ребята называли качества солдата, необходимые ему. Воспитателем группы подготовлено сообщение о воинской службе и её трудностях. Перед детьми стояла проблемная задача «Как можем порадовать солдат в преддверии праздника 23 февраля». Дошкольниками было принято решение – оказать помощь солдату, облегчить его армейские будни и организовать сбор посылки для отправки в воинскую часть. В сборе посылки проявили активность не только дети, но их родители. Каждый принес свой небольшой подарок, рисунок и письмо с пожеланиями.

На втором этапе в игровой форме детям предложено сложить вещи в коробку для посылки и отправить её солдатам воинской части. Сюрпризным моментом был приход почтальона, организовавшего сбор посылки. Дети вместе с ним с удовольствием складывали принесенное из дома, вместе подписывали адрес воинской части на коробке.

На третьем заключительном этапе ребята просмотрели   видеоролик, в котором прозвучали слова благодарности от личного состава воинской части. Был проведен рефлексивный круг, на котором воспитанники делились впечатлениями о том, что больше всего понравилось. Дети нашей группы испытали гордость за совершенное ими совместное дело.

В социальной акции «Синичкин день», проведенной в нашей группе приняли участие педагоги, дети и их родители. Родители совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, приготовили корм. Педагогами была проведена беседа с детьми, где дети узнали об экологическом празднике «Синичкин день». Была организованна выставка рисунков и поделок на тему «Синичка-невеличка». В ходе проведения этой акции у детей формировалось чувство ответственности, желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь.

Социальные акции «Подари тепло души», «Поклонимся великим тем годам» были организованы в рамках сотрудничества с домом-интернатом для престарелых и инвалидов.

Акция «Подари тепло души» была приурочена ко Дню пожилого человека. Дети группы компенсирующей направленности для детей с ТНР изготовили поздравительные открытки и передали их людям, живущим в интернате, что способствовало формированию у них чувства уважения и милосердия.

Акция «Поклонимся великим тем годам» организована к празднованию Дня Победы. Дошкольники исполнили музыкальную композицию на ложках «Едут-едут казаки», прочли стихи о войне. Педагогами смонтирован видеоролик и отправлен в дом-интернат для престарелых и инвалидов.  В ответ ребята получили благодарственное письмо от пожилых людей и сладкий подарок. В группе было организованно чаепитие. Дети получили массу положительных эмоций. Эта акция – лишь малая доля благодарности старшему поколению  за их самоотверженный труд и мудрость.

Одна из самых интересных и значимых акций, среди выпускников, организованных в нашем ДОУ, - «Озорная буква». Задачами данной акции явилось укрепление детско-родительских отношений, сотрудничество с коллективом детей другой группы, проявление творчества. Дошкольникам совместно с родителями было предложено создать букву с использованием различного материала. Такая идея получила живой отклик не только среди детей, но и их мам и пап. В создании буквы приняли участие все воспитанники подготовительных групп. Педагоги же подготовили и провели интересный праздник с конкурсами и увлекательными заданиями. Каждый из ребят представил свою букву и рассказал стих о ней. Итогом этого мероприятия стал  обмен  буквами между дошкольниками-выпускниками. Между детьми возникли дружеские взаимоотношения. Такая акция стала традиционной в нашем ДОУ.

Таким образом, в результате проведенных социальных акций:

  • дети приобрели эмоционально положительный опыт общения в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей;
  • у родителей возник интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, в ходе совместной деятельности;
  • изменилось качество общения детей и взрослых;
  • педагогами созданы условия для развития полноценной социально успешной личности ребенка.

Считаем, что данное инновационное направление выбрано нами верно, так как реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Педагог-родитель-ребенок».

Список литературы:

1.Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации в дошкольной образовательной организации: методическое пособие – Издательство: Просвещение/ Вентана. Граф, 2015.- с.34.

2.Харчевникова А.Н. Теоретические основы дошкольной педагогики: презентация. Российский педагогический университет им.А.И.Герцена, кафедра дошкольной педагогики, 2022. – ppt-online.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

Подвижная игра с правилами – её роль в формировании личностных качеств дошкольника.

подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков....

семинар для воспитателей на тему: методика формирования личностных качеств дошкольников

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте - центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В э...

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...