Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников
материал (младшая группа) по теме

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Воспитание в бытовой повседневной деятельности
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малышей.

Воспитание гигиенических навыков и навыков культурного по­ведения в первой младшей группе предусматривает обучение им каждого ребенка в отдельности, так как конкретность восприятий не позволяет малышу отнести к себе указания, направленные ко всем детям. Воспитатель учит выполнять их правильно, не допу­скает отступлений от установленного порядка.

Важно иметь в виду, что наряду с выработкой умения умы­ваться взрослые учат ребят элементарным формам положитель­ных взаимоотношений, воспитывают различные культурные навыки. Прежде всего воспитатель разъясняет малышам необхо­димость вести себя в умывальной, спальне, раздевальной орга­низованно: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, не за­держиваться подолгу у крана. Нормы поведения раскрываются на конкретных фактах: «Надя, отойди от Саши, не стой так близко около него, ты мешаешь ему умываться». Или: «Вася, не стой так долго у раковины. И Сережа хочет умыться, и Олечка». Надо обращать внимание детей на правильные поступки, по­ощрять малышей, вызывать радость и желание соблюдать уста­новленные правила поведения, взаимоотношений со сверстника­ми: «Оля хорошо сделала, что не оттолкнула Витю от крана, а вежливо попросила его отойти. Она сказала: «Ты уже чисто вы­мыл руки. Теперь иди вытираться». «Молодец, Оля! Так и всем надо поступать». «Какой хороший Максим! Поднял салфеточку Лене». Или: «Молодец Оля, что отодвинула немного свой стуль­чик. Теперь удобно сидеть и ей, и Насте».

В одевании и раздевании дети третьего года жизни первона­чально проявляют большую беспомощность, поэтому воспитатель по-преж­нему показывает и подробно объясняет, как делать, что в первую очередь снять или надеть, куда положить. Одновременно он по­буждает ребенка активно участвовать в одевании: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раз­деваться и одеваться следует в первую очередь тем детям, кото­рые больше всего в этом нуждаются. Ребенок смотрит, слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут само­стоятельнее, примерно к трем годам, взрослый начинает просить их помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздевать­ся, проявлять самостоятельность в этой форме самообслужива­ния, воспитатель показывает детям сюжетные картинки, на которых изображены определенные действия. Например, разгля­дывая картинку «На прогулку», дети говорят: «Девочка берет свою шапку с полочки»; «Этот мальчик сам надевает пальто». Рассматривание сюжетных картинок и беседы по их содержанию помогают закреплять представления о способах действий, осо­знавать их.
По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель переходит от непосредственной помощи к напоминанию действий. Большое внимание при этом пе­дагог уделяет воспитанию навыков правильного поведения и отношения к сверстникам. Он учит детей быть организованными: не отвлекаться, не разбрасывать одежду, не шуметь и не шалить, не мешать товарищам. На данной возрастной ступени воспитанию навыков поведения помогают поощрения педагога, пример ребенка, действия которого отвечают требованиям взрослого.

Для формирования самостоятельности и желания ее проявлять очень хорошо использовать игрушки, организовывать игры с детьми (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить), устроить кукольный театр. Содержанием спектаклей могут быть пьесы, придуманные самими воспитателями, с использованием фактов из жизни детей группы.

Художественные образы нередко больше воздействуют на детей, чем уговоры. Эффективно использование песенок, потешек, чтобы вызвать у детей желание умываться или одеваться, сделать для них данные процессы легкими и приятными.

Среди воспитываемых у малышей нравственных качеств, пра­вил поведения важное место занимает доброжелательное отно­шение к окружающим. Многие воспитатели знают из опыта, как приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает благоприятную атмосферу, для того чтобы приучить к этому ма­лышей. На ступени младшего дошкольного возраста приветливый тон педагога, няни, окружающих людей составляет одно из важных методических средств в воспитании у детей доброго отношения к сверстникам и взрослым.

Заботливое отношение к каждому ребенку способствует вос­питанию отзывчивости, предупреждает возникновение конфлик­тов. Взрослый заботится, чтобы дети не оставались равнодушными к неудаче товарища, учит их сочувствовать, выражать готовность помочь. Сначала малыши проявляют сочувствие по предложению воспитателя и делают это иногда неосознанно. Но систематиче­ская работа приводит к тому, что дети начинают понимать, как можно проявить внимание, как выразить благодарность. Для воспитания у детей доброго, внимательного отношения к сверстникам педагог использует конкретные примеры, постоянно обращает внимание на положительные поступки, объясняет, что и как нужно делать, чтобы всем было хорошо.

Для формирования у малышей привычки заботиться друг о друге взрослый привлекает ребенка к оказанию помощи товарищам. Разъясняя значение элементарных правил вежли­вости, воспитатель убеждает малышей на их собственном опыте, что хорошее поведение доставляет много радости окружающим.

Так изо дня в день без нажима и скучных нравоучений, на конкретных примерах учит воспитатель детей быть добрыми, от­зывчивыми. Формируя у детей добрые чувства и гуманное отно­шение к окружающим, воспитатель стремится к тому, чтобы эти чувства постоянно проявлялись в деятельности, в конкретных по­ступках, в общении с товарищами. Навыки вежливо обращаться с просьбой к сверстнику, благо­дарить за услугу, уступать место у крана, вешалки для полотенец и другие можно сравнительно легко воспитать у детей уже к трем годам, если педагог с первых дней пребывания малышей в группе познакомит их с определенными правилами, научит соблюдать их. Указания воспитателя, а также совместные наблюдения за положительными поступками других детей, поощрения помогают выполнению и закреплению необходимых правил взаимоотно­шений.

Большое внимание воспитатель уделяет формированию целе­направленности и устойчивости поведения. Нельзя допускать, чтобы у детей создавалась привычка к бес­порядочным действиям то с одним, то с другим предметом. Для предупреждения этого воспитатель старается заинтересовать ре­бенка занятием или игрой, сам занимается или играет с ним и таким образом направляет и удерживает его внимание на чем-то одном. Воспитатель побуждает детей к проявлению усилий для достижения поставленной цели, поощряет их удачные попытки, в случае необходимости помогает действием или советом выйти из затруднительного положения.

Инициатива, проявленная ребенком в игре, в общении со сверстниками, бережно поддерживается, поощряется. Но воспи­татель должен уметь своевременно прийти на помощь, если ребе­нок не знает, чем заняться. В начале года воспитатель подсказывает детям, чем можно заняться, помогает организовать их занятие, игру. Позднее, примерно со второй половины года, взрослый путем наводящих вопросов, напоминания, что дети делали, побуждает их самостоятельно выбирать для себя занятие. Для воспитания у детей целеустремленности важно, чтобы дела были им посильны. Вот почему, поддерживая и поощряя стремления малышей найти себе занятие, взрослый помогает им конкретизировать их деятельность, чтобы быть уверенным в том, что дети справятся собственными силами. Но даже тогда, когда ребенок сам нашел себе занятие, важно поощрять усилия, попытки довести дело до конца, преодолеть трудности.

В повседневной жизни детского сада много возможностей для воспитания бережного отношения к окружающим ребенка предметам. Умение аккуратно пользоваться личными вещами выра­батывается быстрее, когда одежда, обувь, полотенце и другие предметы хранятся в порядке и в определенном месте. Если воспитатель содержит в порядке шкаф с пособиями и материалами, няня — буфет и рабочие места, то тем самым взрослые приучают к порядку и детей. Воспитатель учит также ребят сохранять игрушки, а в случае поломок старается своевременно починить их.

Настойчиво, терпеливо воспитатель учит детей придерживаться установленных правил поведения в группе, спальной комнате, на участке детского сада, в общении со сверстниками. Чтобы достигнуть результата в воспитании желания выполнять предъявляемые взрослыми требования, испытывать радость от осознания своих возможностей, чаще использовать положительный пример и положительную оценку. Опыт воспитания детей младшего дошкольного возраста показывает, что даже при нарушении ими установленного правила важно найти форму положительной оценки, помня, что обычно малыши нарушают порядок не сознательно, а просто по забывчивости. Следует помнить, что всегда оценивается конкретный поступок ребенка. Кроме того, даже на этой ранней возраст­ной ступени надо стараться раскрыть малышу смысл правиль­ного поступка.



Воспитание на занятиях
Одной из важных задач, осуществляемых педагогом на занятиях, является воспитание у детей разнообразных моральных качеств, гуманных чувств и формирование интереса к общественной жизни, т. е воспитатель постоянно заботиться о нравственном развитии малышей. Содержание и методика занятий с детьми данного возраста своеобразны. Многие из них проводятся в форме игр (игры – занятия). В самом содержании этих игр заложены возможности формирования положительных взаимоотношений, добрых чувств, навыков культурного поведения. И воспитатель, используя персонажи этих игр, учит детей, как надо проявлять заботу о маленьких, быть вежливыми, оказывать помощь, содержать в порядке игрушки, свои и общие вещи.
Поэтому при проведении игр-занятий «Уложим Машеньку спать», «Машенька проснулась» и т. п.педагог решает не только дидактические. Нои воспитательные задачи, показывая малышам такие действия, которые вызывали бы у ребенка желание подражать проявлению добрых чувств и отношений. Так, в игре-занятии с куклой «Разбудим куклу Машу» воспитатель вызывает у детей нежность, заботливость, внимание. Проводя игры-занятия воспитатель должен помнить, что дело не в том, чтобы научить произносить добрые слова, а в том, чтобы вызывать добрые чувства, которые дети выражают вначале с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.
Хорошо, если играм-занятиям предшествуют наблюдения определенных явлений в жизни. Пример проявления внимания, доброты к окружающим, данный педагогом в реальных отношениях, позволяет вызывать подражательные действия, имеющие нравственный смысл, нравственную направленность. Закрепление этих действий, обогащение их происходит на занятиях.
Некоторые занятия можно проводить в форме инсценировок, а так же воспитанию добрых чувств, усвоению моральных представлений о поведении, взаимоотношениях с окружающими способствуют народные сказки, песенки, потешки, образы которых эмоционально воздействуют на детей. Одновременно воспитатель приручает малышей быть на занятиях внимательными, не мешать друг другу, не отвлекаться, не перебивать чтение или рассказ взрослого. Это достигается путем эмоциональной оценки, которую воспитатель использует в конце занятия.
Организуя на занятиях рассматривание картин, воспитатель не только побуждает детей к восприятию содержания картины, но и на воспитание правильного отношения к тому, что изображено. Своими репликами, уточнениями ответов детей, тоном, выражением лица воспитатель стремиться вызвать радостные чувства, хорошее настроение у малышей.
Занимаясь с детьми продуктивной деятельностью, воспитателю следует помнить, чтобы ни сделал ребенок, надо оказывать должное внимание результатам его усилий. Педагог поощряет малыша, ставит его работу рядом со всеми. Такое понимание взрослого радует ребят. Не допустимо неудачные работы уничтожать в присутствии детей, это приведет к разочарованию. Отказу от деятельности, исчезновению интереса. Не только своевременная и правильная оценка детских работ полна воспитательного значения, во время занятий педагог всегда найдет способ привлечь каждого ребенка к участию в общей работе, приучить к более смелому, уверенному поведению в обществе сверстников.
Уже на младшей дошкольной ступени педагог воспитывает у детей любовь к Родине. Это выражается в интересе к тому, что их окружает, в добрых чувствах к людям, с которыми они находятся в общении. Поэтому формирование у маленьких детей любви к Родине взрослый начинает именно с воспитания чувства привязанности, любви к семье, воспитателю, няне. На простых конкретных фактах воспитатель помогает ребенку почувствовать общественную роль близких ему людей, ту заботу, которую взрослые проявляют о нем. Для формирования любви к педагогу, няне, другим сотрудникам детского сада, воспитатель организует наблюдения за их деятельностью.
Организуя подобные наблюдения, педагог использует все моменты, которые позволяет малышам принять элементарное участие в труде взрослого. Выполнение элементарных трудовых поручений доступно для детей данного возраста и вместе с тем ценно, так как готовит детей к трудовой деятельности, становление которой происходит в старшем дошкольном возрасте.Много интересных наблюдений в зависимости от местного окружения можно сделать с детьми во время целевых прогулок, они очень полезны, поскольку дают представление о труде взрослых, позволяют формировать у детей интерес к нему, вызывать добрые чувства к взрослым.
А так же эффективны для воспитания у детей интереса и любви к природе, памятуя о том, что она одно из наиболее действенных средств воспитания любви к родному краю, к своей стране. Вместе с тем природа обогащает детский ум и чувства, делает жизнь ребят интересной, яркой, способствует формированию бережного и заботливого отношения к растениям и животным, отзывчивости и доброты. Необходимо помнить, что личный положительный пример вызывает у малышей подражание: они незаметно учатся доброте, умению проявлять элементарную заботу о живом.
Разнообразные эмоциональные переживания пробуждают у малышей музыкальные занятия и развлечения. Педагог стремиться вызвать у детей интерес к содержанию песенки, к веселой или грустной музыке, создавая тем самым соответствующее настроение и вместе с тем побуждая к отражению воспринятого как на занятии, так и в свободной деятельности, в часы игр. Атмосфера общего веселья, радости на таких занятиях позволяет вызвать активность у застенчивых ребят, объединить их совместными переживаниями, воспитывать добрые чувства к сверстникам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»

Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности  дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)...

Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...

Мастер- класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

laquo;Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Добрый день, уважаемые коллеги!Все мы знаем, что безопасность - это не просто сумма ...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:социальные акции направлены на формирование активной жизненной позиции ребенка.с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого к...