Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Для детей подготовительной группы (6-7лет) «Путешествие в шахматное королевство»
план-конспект занятия

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx116.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Для детей подготовительной группы (6-7лет)

«Путешествие в шахматное королевство»

Подготовил старший воспитатель

Р.Р. Мамедгулиева

Пыть-Ях

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление знаний детей о шахматной доске;
  • Закрепить названия шахматных фигур.
  • Закрепить понятие «шахматное поле»
  • Повторить количество клеток в горизонтали, вертикали.

Развивающие:

  • Активизация словаря по теме «Шахматы»;
  •  Развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, зрительного внимания;  
  • Развитие способности оценивать себя и окружающих;
  • Развитие памяти, внимания, связной речи.
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Формирование умения  внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • Формирование умения  выполнять поставленную задачу;
  • Формирование умения работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Воспитание нравственных качеств

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Центры активности детской деятельности:

  • Центр познавательно-исследовательской деятельности;
  • Центр математики;
  •  Центр искусства;

Формы деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Форма проведения: игра-путешествие.

Активизация словаря: названия шахматных фигур (король, слон, конь, ладья, пешка), вертикаль, горизонталь, шахматная клетка, черные поля, белые поля

Предварительная работа: просмотр мультфильмов про шахматы, работа в шахматной тетради Касаткиной, интерактивная игра «Динозавры учат шахматам», знакомство с историей создания и развития шахмат.

Методические приемы: беседа, игра, дидактическая игра, физминутка,
художественное слово, практическая деятельность детей, вопросы-ответы, показ, объяснение.

Материалы и оборудование: ростовые шахматные фигуры (король, слон, конь, ладья), изображение пешек на шнурках, листки с заданием «Дождь в шахматном лесу», шахматы деревянные, корона шахматной королевы, полосы шахматного поля, карандаши.

ТСО: Интерактивный комплекс.

  1. Организационно-мотивационная часть.

Круг приветствия:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Раздается звон колокольчика.

Воспитатель: Ой, ребята, что это там за звон. Подождите минутку, я посмотрю.

Воспитатель выходит, переодевается и появляется перед детьми в образе Шахматной королевы.

  1. Основная часть.

Королева: Здравствуйте ребята. Я -  Шахматная королева. В моем королевстве случилась беда. Прилетел злой волшебник и заколдовал все мои шахматные поля, черные и белые. И сидят теперь мои поданные, шахматные фигуры, на одном месте, и не могут ходить друг к другу в гости. А злой колдун вернет все шахматные поля только если я выполню все его задания. Но они такие сложные. Мне очень нужна ваша помощь. Согласны?

Дети: Да

Королева: Тогда превращаю вас в пешки, своих верных помощников.

Воспитатель надевает на детей медали с изображением пешек. И произносит заклинание «Раз, два, три, обернись и в пешки превратись.

Королева: Мы с вами отправляемся в путь. Первое задание хранит фигура, которая называется «Слон». Это мой первый помощник, он стоит на шахматной доске  всегда рядом со мной.

Воспитатель вместе с детьми проходят в центр искуства. Там стоит шахматная фигура «Слон». На столе разложены листочки с заданием.

Королева:  В шахматном лесу пошел волшебный дождь. И из тучи пролилось много всего. Вам надо выбрать и обвести карандашом только шахматные фигуры.

Дети садятся и выполняют задание.

Королева: Какие вы ребята молодцы! А вот и первые шахматные поля. Идем дальше? Следующую загадку хранит фигура под названием «Конь»

Воспитатель берет 3 полоски и вместе с детьми проходят в центр двигательной активности.  Там стоит шахматная фигура «Конь»

Королева: Конь у нас первый спортсмен в королевстве.  Он отдаст нам шахматные клетки, только если мы ему покажем, что мы тоже любим заниматься спортом.

Физминутка:

Ну-ка пешки, поиграем, головою повращаем.

Влево-вправо, а потом

Три – четыре, приседаем.

Наши ножки разомнем.

Раз, два, три – на месте шаг

Встали дружно пешки в ряд.

Мы размялись от души

К приключениям спешим.

Королева: Молодцы. Коню понравилась наша физминутка и он отдает нам еще две полосы шахматного поля. Идем дальше? Следующая загадка у фигуры, которая называется «Ладья».

Воспитатель с детьми проходят в центр Пид. Садятся полукругом у интерактивной доски.

Интерактивная игра «Что лишнее».

Королева: Злой колдун решил всех запутать. В окошках будут появляться фигуры, а вам надо будет угадать, какая из них лишняя, неправильная.

Воспитатель включает картинки, а дети говорят, что лишнее.

Королева: И с этим заданием вы справились. Берем еще 3 полоски. И идем к нашему королю. Вперед!

Воспитатель вместе с детьми проходим в центр математики. Стоит фигура короля.

Королева: Осталось самое важное. Надо сложить все полоски и посмотреть, что же получилось.

Дети с помощью воспитателя складывают полоски и получают шахматное поле.

Королева: Что у нас получилось?

Дети: шахматное поле

Королева: Давайте проверим, правильно ли вы его собрали. Сколько клеток черных в ряду? Сколько белых? А всего сколько?

Ответы детей

Королева: С клетки какого цвета начинается всегда шахматное поле? Сколько вертикальных полос, сколько горизонтальных?

Ответы детей.

Королева: Какие же вы умницы. Вы помогли мне выполнить все задания и вернуть в королевство шахматное поле.

Пора нам вернуться в группу.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель с детьми возвращаются в центр группы.

Королева: Превращаемся опять в ребят. «Раз, два, три, обернись, в ребят превратись».

Воспитатель снимает с детей медали.

Королева: Расскажите, что вы сегодня узнали? Что запомнили?

Ответы детей.

Королева: За то, что вы мне помогли, я хочу вас наградить. Я дарю вам шахматы. Учитесь играть. Спасибо вам. До свидания мои храбрые помощники.

Прощается с детьми и уходит.

Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию  

для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Тема: «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление знаний детей о шахматной доске;
  • Закрепить названия шахматных фигур.
  • Закрепить понятие «шахматное поле»
  • Повторить количество клеток в горизонтали, вертикали.

Развивающие:

  • Активизация словаря по теме «Шахматы»;
  •  Развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, зрительного внимания;  
  • Развитие способности оценивать себя и окружающих;
  • Развитие памяти, внимания, связной речи.
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Формирование умения  внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • Формирование умения  выполнять поставленную задачу;
  • Формирование умения работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Воспитание нравственных качеств

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Центры активности детской деятельности:

  • Центр познавательно-исследовательской деятельности;
  • Центр математики;
  •  Центр искусства;

Формы деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Форма проведения: игра-путешествие.

Активизация словаря: названия шахматных фигур (король, слон, конь, ладья, пешка), вертикаль, горизонталь, шахматная клетка, черные поля, белые поля

Предварительная работа: просмотр мультфильмов про шахматы, работа в шахматной тетради Касаткиной, интерактивная игра «Динозавры учат шахматам», знакомство с историей создания и развития шахмат.

Методические приемы: беседа, игра, дидактическая игра, физминутка,
художественное слово, практическая деятельность детей, вопросы-ответы, показ, объяснение.

Материалы и оборудование: ростовые шахматные фигуры (король, слон, конь, ладья), изображение пешек на шнурках, листки с заданием «Дождь в шахматном лесу», шахматы деревянные, корона шахматной королевы, полосы шахматного поля, карандаши.

ТСО: Интерактивный комплекс.

  1. В процессе данной  образовательной деятельности решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

По познавательному развитию: закрепление знаний детей о шахматной доске; закрепить названия шахматных фигур; закрепить понятия «шахматное поле»; повторение количества клеток в горизонтали, вертикали.

По социально-коммуникативному развитию: формирование умения  внимательно слушать педагога и своих сверстников; развитие способности оценивать себя и окружающих; формирование умения работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками; воспитание эмоциональной отзывчивости; воспитание нравственных качеств

По развитию речи: активизация словаря по теме «Шахматы»; развитие общей и мелкой моторики, слуховой памяти, зрительного внимания; развитие связной речи.

По физическому развитию: способствовать закреплению умений детей действовать по сигналу выполняя свободные координированные движения рук и ног в соответствии с текстом.

  1. Организация и структура  образовательной деятельности

Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей на протяжении 20 минут. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

      По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы способствовать и поддерживать познавательный интерес. Образовательная деятельность  велась  воспитателем.

Организационная  часть включала психологический настрой, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности.

На организационном этапе образовательной деятельности  был применен

Сюрпризный момент с появлением Шахматной королевы. В основной части образовательной  деятельности использовались разные методы: словесные, беседа, вопросы-ответы, показ, объяснение, игровые ситуации. Также использовались приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к  речевой деятельности. Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, в процессе образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности.  Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование физкультурной паузы, позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. Ребята остались довольны, что смогли выполнить все поставленные задачи, дети закрепили свои , знания о шахматной доске, шахматных фигурах, повторили понятия «горизонталь», «вертикаль», «шахматное поле».

Методы и приёмы обучения.

 Основной метод – игровой, также использовались и другие методы:  наглядный, словесный, дидактическая игра, использование художественного слова, практическая деятельность детей,  беседа, игровая ситуация, вопросы-ответы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки. Образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные методы и приемы соответствовали её задачам и материалу, были направлены на познавательное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.

Результативность по образовательной деятельности

Задания, поставленные  детям, были посильны, и задания выполнены. В ходе занятия я чувствовала, что ребята ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным.

Вывод: поставленные   задачи реализованы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста. «Путешествие на поезде»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

              Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения про...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы по теме: «Загадочная находка»

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы (6-7 лет).Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: " Загадочная находка"....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Заколдованные буквы»

Цель: создание условий для развития социально-личностных качеств дошкольников, через формирование положительной мотивации к учебной деятельности.Задачи:1.Продолжать развивать счетные навыки2.Закреплят...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «В гости к хозяйке медной горы»

Интеграция образовательных областей:Речевая образовательная областьПознавательная образовательная областьСоциально-коммуникация образовательная областьФизическая образовательная область...