Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»
материал

Доклад на тему:

«Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.      

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Детский дом для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков, обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность воспитанников нашего детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. 

Одним из первых и важных шагов в процессе развития социальной самостоятельности детей с умственной отсталостью является -развитие навыков самообслуживания.

 Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Через практическую деятельность (режимные моменты в течение всего дня) происходит целостное восприятие того, что делает ребенок. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку. Важно развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести - чтобы с тобой дружили, чтобы нравится, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. 

Бытовой труд является одним из простых видов человеческой деятельности. С ним ребенок сталкивается повседневно и повсеместно с первых дней своей жизни. В жизни надо уметь самостоятельно (или с минимальной помощью) принять пищу, помыть посуду, одеться, убрать в комнате.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге. Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и спальне, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе и др.). Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается с младшего возраста. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям. Так как освоение навыков хозяйственно-бытового труда детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля, то неоднократно необходимо проговаривать с детьми алгоритм действий: «Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками»«Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво». Ведь именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.

Трудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания.

У детей младшего возраста подражание трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой. Нужно обращать внимание на инструменты и предметы, как люди пользуются ими; учить детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх. В этом же возрасте воспитанники начинают осваивать приёмы ухода за жилищем, создание и сохранение порядка в группе. Поэтому важно учить их раскладывать аккуратно в шкафу одежду, убирать в группе на места игрушки.

У детей старшего возраста трудовая деятельность уже приобретает самостоятельное значение. Для детей становятся интересны и доступны мотивы труда. В условиях детского дома воспитанники учатся ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать листья и др. В процессе труда они приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Освоение детьми простых трудовых действий в природе (сгребание листьев в определенное место, расчистка дорожек, бордюров от снега) позволяет решать одновременно две задачи: формировать бережное отношение к окружающему миру растений и животных и закреплять трудовые навыки, необходимые для дальнейшей социальной адаптации.

Дети старшего возраста, на занятиях в своих группах, делают бутерброды, готовят салаты из овощей, пекут пироги, варят компот и т.д.

В специальном кабинете социально-бытовой ориентировки(СБО), есть оборудование, необходимые предметы быта, есть бытовая техника, приборы и посуда для приготовления пищи, что делает занятия для детей не просто полезными, но и интересными.

На занятиях детям дается определенная система знаний и начинают формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. 

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения.

Это-демонстрация, наблюдение, экскурсия, занятия-игры, занятия-путешествия, занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда: (уход за одеждой, обувью, помещением, приготовление простейших блюд), беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов.

Значимую роль играют беседы. Они учат детей общаться со сверстниками и взрослыми, выбирать правильные формы поведения и общения, уверенно использовать в общении вежливые слова.

Развитие умственно-отсталых детей, обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.  Поэтому при усвоении материала на занятиях, главной опорой детям должны служить наглядные средства обучения.

На занятиях целесообразно использовать различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещения, учреждения); муляжи, игрушки, изображения (предметные, сюжетные); практический показ действий. Так же при демонстрации предметов окружающего мира дети не просто должны рассматривать, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус (если это возможно) и т.д.

Большое место в системе методов формирования социально-бытовых знаний и умений нужно отводить экскурсиям. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта, столовая и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

Так же в нашей работе применим один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировки – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Поведение в общественных местах», «Покупка» и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине, пассажир в автобусе). Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.  

                                             

                                             Заключение

Успешность развития социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью, определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений, навыков, но и способностью применить их в разнообразных жизненных ситуациях. Они должны обязательно закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни.  

Ну и конечно же, обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно давать ребёнку необходимые знания. Учитывая данную категорию детей, невозможно получить быстрый результат, но идя таким путем у детей с нарушением интеллекта, будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни. 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вспомогательные способы коммуникации - обучение и развитие навыка у детей с умственной отсталостью

Из-за повреждений ЦНС некоторые дети с умственной отсталостью не могут говорить. Но они понимают речь и с помощью жестов, фотографий, картинок, пиктограмм, символов общаются с другими людьми....

2017 г.- "Формирование сенсорных навыков у детей с умственной отсталостью"

Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д., т.е. воспринимать бескон...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"

Цель данной работы: " Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта."...

Конспект открытого занятия по формированию социально-трудовых навыков у детей с умственной отсталостью

Открытого занятия по формированию социально-трудовых навыков  у детей с умственной отсталостью....

Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. Успех интеграции в зн...

Развитие социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача, для специалистов, родителей воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Для повышения качества жизни и...

Методическая разработка учителя- дефектолога по теме «Формирование графо- моторных навыков у детей с умственной отсталостью»

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.Среди различных категорий детей с ОВЗ особое м...