Конспект литературно-музыкальной гостиной "Моя родина Каргат в стихах и песнях"
план-конспект занятия (старшая группа)

Фесенко Анастасия Александровна

Конспект совместной деятельности музыкального руководителя и детей старшей группы на тему «Моя родина Каргат в стихах и песнях».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina-kargat.docx28.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности музыкального руководителя и детей старшей группы на тему «Мой город Каргат в стихах и песнях».

Цель:  обогатить представления  детей о родном городе, его истории, о людях прославлявших родные места.

Задачи:

  1. Вызывать желание больше узнавать о родном городе и чувство восхищения красотой родных мест.
  2. Расширять знания детей о родном городе Каргат.
  3. Учить любить детей свой город и гордиться тем, что они в нём живут.
  4. Развивать умение выражать свои мысли, творческую активность, воображение.

        Предварительная работа: изучение песни «Здравствуй, Родина моя!» Муз. Ю. Чичкова, сл. Т. Ибряева ; песни "Прогулка по городу Каргат"(слова и муз. авторские);  стихотворение Владимира Степанова «Что мы родиной зовем?». 

Оборудование: герб города, разрезанный на 5-6 частей, проектор, экран, звуковое оборудование, фотоаппарат.

Оформление зала: в музыкальном зале стоят столы, на которых лежат книги, горят искусственные свечи и стоят бутафорские перья в чернильницах.  На экран выведен слайд заставка с фотографиями нашего города. (Слайд 1)

Ход занятия:

Дети друг за другом, под музыку марша С. Прокофьева  входят в музыкальный зал. Пройдя по периметру,  в центре зала образуют круг.

Исполняют приветственную попевку "Здравствуйте!"

После приветствия, под эту же музыку марша, шагая друг за другом, присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Россия!

Музыкальный руководитель:  Молодцы! Все верно! А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей:

  • Родина – это наш город, дом, улица...
  • Родина – это страна, в которой мы живём.
  • Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Это место, по которому люди скучают находясь далеко от дома.

Музыкальный руководитель:  А как можно красиво сказать о Родине, какая она?

Дети: красивая, любимая и т. д.

Музыкальный руководитель: Да, вы все правильно сказали! Вася, Вика и Степа приготовили для вас стихи, давайте послушаем!

(Слайд 2) Дети,  под музыку выходят на сцену.

1. Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2.Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

3.Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Край, в котором мы живём.

Музыкальный руководитель:  А мы с вами знаем песню про Родину? Как она называется? Дети: «Здравствуй, Родина моя!» 

Музыкальный руководитель : Давайте ее исполним!

Слайд 3. Дети,  под музыку,  шагая друг за другом, выстраиваются на сцене.

Исполняют песню «Здравствуй, Родина моя!» Муз. Ю. Чичкова, сл. Т. Ибряева

После исполнения песни, под эту же музыку, шагая друг за другом присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель:  Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочту.

Слайд 4.

Мы живем в стране большой – матушке-России.

В ней так много городов все они красивы.

Но среди родных просторов есть одно местечко

Все зовут его Каргат  -  здесь моё сердечко!

Музыкальный руководитель: Скажите о чем это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о  нашем городе.

Музыкальный руководитель: Правильно! Как называется наш город?

Дети: Каргат.

       Слайд 5.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе, который имеет название- Каргат! Вам интересно узнать,  как же он появился?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Тогда слушайте! В конце 18 века на пересечении реки Каргат и транссибирской железной дороги было основано не большое поселение с названием Каргат. Станция Каргат занимала выгодное географическое положение. Тысячи переселенцев выгружались здесь, обзаводились лошадьми, телегами и двигались дальше на юг. С наступлением зимы по санному пути в Каргат из степей тянулись обозы с зерном, мясом, шерстью. Здесь все скупалось, обычно по низким ценам, и вагонами отправлялось в крупные города и за границу.  Поэтому наличие железнодорожной станции и определило дальнейшее развитие нашего города. Постепенно численность населения выросла и в 1925 г.  Каргат стал селом . , в 1957 г. его преобразовали в рабочий посёлок, а  30.11.1965 в  город Каргат.

Музыкальный руководитель: Вот так появился наш город Каргат. Но вот почему его так назвали? Может быть из вас кто-то знает?

Каргат, носит название реки Каргат, в переводе с тюркского языка обозначает чёрная смородина. Раньше по берегам  нашей реки были просто заросли черной смородины, поэтому ее так назвали.

Музыкальный руководитель: А как называют наших жителей?

Музыкальный руководитель: Каргатцы.

Музыкальный руководитель:  Давайте  исполним песню "Прогулка по городу Каргат"

Слайд 6. Дети,  под музыку,  шагая друг за другом, выстраиваются на сцене.

Исполняют песню "Прогулка по городу Каргат"(слова и муз. авторские)

Если стало скучно вдруг

А с тобой всегда есть друг.

Если солнце  за окном

Мы гулять тогда пойдем

Друг за другом встанем в ряд,

Получается отряд.

Мы по городу идем

Дружно песенку поем.

Мы идем дорожками

Узкими тропинками

Солнце улыбается

Деревца качаются

Жители Каргатские

На пути встречаются,

И при встречи нам всегда,

Мило улыбаются.

Очень город свой люблю

Про него сейчас пою

Нагуляемся когда,

Нам домой идти пора.

Обязательно опять

Скоро мы пойдем гулять

Да, да, да, да…

Нам так весело всегда!

После исполнения песни, под эту же музыку, шагая друг за другом, присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: (Слайд 7) Город Каргат имеет свой герб, который отражает историю города, корни возникновения его названия, особенности местной природы. Герб является официальным символом города Каргата.  Черная перевязь символизирует транссибирскую железнодорожную магистраль. Лазоревая перевязь символизирует реку Каргат, а в центре герба листья смородины с гроздью ягод символизируют богатство и красоту местной природы.

Конкурс "Собери наш Герб"

Дети делятся на две команды. Каждой из команде дается конверт, внутри которого разрезанный на разные фигуры герб г.Каргата. Задача детей их собрать.

(слайд 8) Музыкальный руководитель: На нашей Каргатской земле жили и живут замечательные люди, которые любят и уважают свою малую родину. Среди них, есть люди, которые стали поэтами и музыкантами. И сегодня мы немного познакомимся с творчеством некоторых из них… В стихах и песнях они передали свои чувства к родному городу, к своей малой родине.

Сейчас я прочту стихотворение, которое называется «Улочка детства»

 Маленькая улочка в Каргате,                                           
 Аккуратно домики бегут.
 Я на ней жила давно когда-то,
 Улочки впитала той уют.
 Помнится: за огородом речка,
 В палисадниках цветы цвели…
 Наше детство было так беспечно,
 Здесь мы, как подсолнухи, росли.
 Точно знаю: улочки роднее
 Ни за что на свете не найти!
 Никогда мне не расстаться с нею,
 В сердце доброту её нести.
 Все мы дети улочек любимых -
 Города ль, деревни ли, села.
 Каждому из нас необходимо
 Чтоб такая улочка была!

Музыкальный руководитель: Это стихотворение написала поэтесса Валентина Михайловна Высочина, которая родилась и проживает в городе Каргате. Слайд 9.

Какое настроение  передает это стихотворение? (Дети отвечают)

Музыкальный руководитель: Сейчас мы прослушаем еще одно стихотворение нашей землячки, Волковой Татьяны Александровны. Слайд 10. На сегодняшний день она живет в городе Новосибирске и работает учителем русского языка и литерватеры.

Малая Родина.

Ничего не бывает роднее,

Чем ромашки в полях Каргата!

И ничто так сердца не греет,

Как река наша в ликах заката!

В такт сердечный церковный звон,

Томный отзвук железной ветки!

Малой Родине низкий поклон

Лёгким шелестом кислой ранетки!

Музыкальный руководитель: О чем это стихотворение? (Ответы детей)

Следующее стихотворение Анны Александровной Беляк. Слайд 11. Она  родилась в селе Петровск Каргатского района. На сегодняшний день проживает в городе Новосибирске. И я вам прочту отрывок из поэмы «Мамонтово».

Мамонтово

/отрывки из поэмы/

…Знают где-нибудь в архиве:

В исторической дали,

Прямо здесь,

По Волчьей Гриве,

Важно мамонты брели.

Пусть эпохи между нами,

Лет немыслимая даль –

Тех зверей мне временами

До отчаяния жаль.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему эта поэма называется «Мамонтово»? (ответы детей)

Слайд 12. На самом деле, там, в 1957 году ученые обнаружили кости мамонтов. Поначалу ее приняли за кладбище мамонтов, но летом 1969 года академик А.П. Окладников определил, что это не кладбище, а уникальнейшая стоянка людей древнекаменного века, которые никогда не изготавливали каменных орудий: в данной местности не было выходов камня, пригодного для хозяйственного использования. Волчья грива является палеонтологическим памятником природы областного значения. Жившие около 14,5 тысяч лет назад.  На Волчьей гриве охотники сооружали жилища из бедренных костей и бивней мамонтов. Шкуры шли на крыши, ребра — на копья, а мясо, конечно, использовалось в пищу. Всего учеными было обнаружено 1,5 тысячи скелетов мамонтов. Основная коллекция находится в Новосибирском Академгородке, а место обитания последних сибирских мамонтов  получило название село Мамонтово.

Слайд 13. Владимир Петрович Воронов. Много лет он прожил в с. Мамонтовое Каргатского района, работая аккомпаниатором в «Алабугинском  сельском доме культуры»». Сейчас он проживает в г. Каргате и работает в районном доме культуры. Он с молодых лет начал  писать стихи и заниматься музыкой, у него более 200 песен собственного сочинения.

Милый край

Седеющий ветер огульным дыханьем
Овеял седые поля.
Мечтая о лете, о солнечном свете,
Уснула родная земля.
Скрипит под копытами снег серебристый.
Повозка несёт меня вдаль,
Туда, где я рос и взрослел очень быстро,
Где радость была и печаль.

Где я любовался и грезил природой,
Её неземной красотой,
С которой провёл свои лучшие годы,
И в сердце обрёл свой покой.

Так счастья тебе, деревенька родная,
Расти и всегда процветай.
Живи без забвения, горя не зная,
Мой милый безоблачный край.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы просмотрим видеоклип про наш чудесный город Каргат. Автор которого Юрченко Е., автор музыки и слов А.А.Беляк. Исполняет А.А. Беляк и Евсикова Н.А.

Видео

Музыкальный руководитель: Вот такая вот история у нашего с вами городка! Вот такая у нас с вами малая родина!  Давайте будем ее любить, ценить и уважать! На этом наше с вами занятие подошло к концу! До свидания!

        Список использованных источников

Источник: https://poembook.ru/poem/1684596

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://sibculture.ru

http://www.sib-zharki.ru/node/18438/contact

https://admkargat.nso.ru/page/857

https://rustih.ru/vladimir-stepanov-chto-my-rodinoj-zovyom/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературно-музыкальной композиции, посвященной 9 Мая.

Конспект литературно-музыкальной композиции "Великий и светлый день Победы!" для детей подготовительной группы....

Конспект литературно-музыкального праздника «Никто не забыт, ни что не забыто», посвященный празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне для детей старшего дошкольного возраста.

Работа по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Расширять представления детей о соб...

План – конспект литературно – музыкального развлечения по мотивам сказок А.С. Пушкина для детей 5 -6 лет.

Итоговое мероприятие по закреплению знаний о произведениях А.С. Пушкина....

«Мы учим просто – Родину любить!» КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНОГО ПОЗДРАВЛЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ ВОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Поздравление ветеранов ВОВ .Воспитание уважения к героям ВОВ, любви к Родине.Пробуждение интереса и уважения к памятникам боевой  славы....

Литературно-музыкальная композиция "Моя Родина - Россия" Сценарий для детей старшего дошкольного возраста

Литературно-музыкальная композиция "Моя Родина - Россия" Сценарий для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, ценност...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА Литературно – музыкальная гостиная «Наша Родина - Россия»

Создание  условий для формирования представлений о России, как многонациональной стране. Формирование в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.Восп...