Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья

Вера Сергеевна Кузнецова

Цель данной статьи - показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rol_semi_v_preodolenii.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей

 дошкольного возраста

Цель: повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи и преодолении речевых нарушений.

Задачи:

  • показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
  • повысить компетентность родителей в вопросах развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста;
  • предоставить родителям методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой будет формироваться его собственная.

Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается произношение слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось. Одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов, неправильное ударение и т. д. В то же время бытует мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершено напрасно, потому что неправильное произношение, - иногда даже забавное – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее.

Дошкольника не учат, а развивают, учебный процесс — основной вид деятельности только школьника. А ребенок дошкольного возраста новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Играя на занятиях с детьми, мы даем им все те знания, которые ребенку необходимы. Но в виду индивидуальных способностей каждого ребенка, не все дети получают знания в полном объеме. Единого для развития всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему мы научим ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Также необходимо, чтобы введение ребенка в школьную жизнь стало общей задачей: специалистов, педагогов детского сада и родителей!

С приходом ребенка в школу вопрос о чистоте речи приобретает особую значимость. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с нарушениями речи.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Преодолеть речевые нарушения (нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, фонетико-фонематические нарушения, темпо-ритмические нарушения, общее недоразвитие речи и пр.), сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут учитель-логопед и воспитатели детского учреждения. Но очень важная роль в обучении ребёнка правильной, грамотной, развитой речи отводится его родителям. Если родители уделяют недостаточно внимания на развитие речи своих детей, а отработанное логопедом и воспитателями не закрепляется, то проблемы усугубляются, усложняются, наращиваются.

Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами. Для повышения результативности в детских садах систематически используется такая форма работы, как тетрадь взаимосвязи для родителей, которая выдается с индивидуальными заданиями для закрепления знаний и умений детей, полученных в конце каждой недели.

Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна. Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

Позвольте ознакомить вас с методическими рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики. 

Одним из условий формирования правильного звукопроизношения у детей является четкая, скоординированная, полноценная работа органов артикуляционного аппарата.

К подвижным органам артикуляции относится: язык, губы, щеки, нижняя челюсть, мягкое нёбо; к неподвижным - зубы и твёрдое нёбо.

Соотношение между подвижными и неподвижными органами артикуляции называется артикуляционным укладом, или артикуляционной позой. Воспроизведение различных звуков речи требует различных артикуляционных укладов.

Из всех органов артикуляции самым активным является язык. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (за исключением губных). Язык создает с другими органами речевого аппарата смычки и щели, устремляясь в которые, выдыхаемый нами воздух (или воздух с голосом) образует язычные звуки речи.

У детей 5-8 лет в большинстве случаев страдает произношение не всех согласных, а только определенных звуков речи. Наиболее часто искажаемые детьми при недостатках произношения звуки: С, Сь, З,Зь, Ц (свистящие), Ш,Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Ль, Р, Рь (сонорные).

При коррекции произношения любого из названных звуков, прежде всего, следует добиться определенного артикуляционного уклада. Зачастую это невозможно без специальной подготовки, тренировки мышц языка, губ, щек, т. е. артикуляционной гимнастики. Причем наибольшая нагрузка в ней приходится на мышцы языка, укрепить которые помогут статические и динамические артикуляционные упражнения.

Статические упражнения направлены на выработку силы, точности и устойчивости движений языка.

С помощью динамических упражнений удается развить плавность, переключаемость, четкость движений языка.

Совокупность статических и динамических упражнений составляет оптимальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Набор карточек для проведения упражнений артикуляционной гимнастики с детьми рассчитан на дошкольников и младших школьников, имеющих различные дефекты речи, проявлением которых является нарушение звукопроизношения.

Указания на каждой карточке позволяют сделать артикуляционные упражнения более наглядными, направленными, четкими, занимательными и, следовательно, результативными.

Приступая к артикуляционным упражнениям, следует помнить, что конечная цель каждого из них - выработка необходимого уклада органов артикуляции перед вызыванием соответствующего звука речи.

Если ребенок после показа упражнения может расположить органы артикуляции (язык, губы, зубы) в требуемом положении и удержать позу 5-7 секунд, то цель артикуляционного упражнения можно считать выполненной.

При составлении индивидуального комплекса упражнений артикуляционной гимнастики следует учесть количество нарушенных звуков речи, характер нарушения, степень неполноценности артикуляционной моторики, а также количество упражнений и их последовательность; примерную продолжительность всего комплекса; количество повторений комплекса за день; объем упражнений со зрительным контролем (зеркалом) и без такового.

Лучшее место для индивидуальных занятий – перед зеркалом, в котором видны лица взрослого и ребенка. Выполнять упражнения ребенок может как стоя, так и сидя. В сидячем положении, когда большинство мышц тела расслаблено, ребенку наиболее удобно.

Необходимо обеспечить достаточное освещение и отсутствие отвлекающих факторов.

На первых порах, при индивидуальных занятиях, наличие зеркала, в котором видны лица взрослого и ребенка, необходимо. Зрительный контроль позволяет малышу ориентироваться на образец - движения взрослого и, подражая им, уточнять собственные.

Когда упражнения выполняются правильно, плавно, легко, зрительный контроль убирается. В таком случае ребенку следует ориентироваться только на кинестетические ощущения от движений и положений органов артикуляционного аппарата.

Выбирая время для занятий, взрослому следует помнить, что данные упражнения требуют от малыша собранности, активности, значительных мышечных усилий в течение примерно 7-10 минут. Поэтому для индивидуальных занятий лучшее время - до обеда или сразу после дневного сна.

Помните, что занятия дадут заметный результат только при положительных эмоциях, максимальной заинтересованности и активности ребенка.

Родители должны понимать, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно сотрудничество учителя – логопеда, воспитателей и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет

В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...

Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »

Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по исправлению речевых нарушений у ребёнка....