Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему

Падюкина Ирина Викторовна

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semyi_v_preodolenii_rech_nar.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей МДОУ «Детский сад «АБВГДейка» Учитель-логопед И.В.Падюкина

Слайд 2

Возрастные нормы речевого развития К пяти годам: запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000 он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи» и т.п.) называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности в словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор) в предложении используются все части речи ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Слайд 3

Проявления речевых нарушений в дошкольном возрасте: • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов • Неправильное грамматическое оформление высказывания • Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Слайд 4

Причины речевых нарушений Невостребованность речи Заболевания и поражения головного мозга Нарушения слуха Различные заболевания в первые годы жизни ребенка Неблагоприятные социально-бытовые условия Различная внутриутробная патология Родовая травма, кесарево сечение и асфиксия во время родов

Слайд 5

Компоненты устной речи Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя Формирование лексического строя речи (словаря) Развитие связной речи

Слайд 6

Дыхательная гимнастика Цель : развитие дыхательной мускулатуры, речевого дыхания. Приемы : Дуть через соломинку; Дуть на ватные шарики; Игра «Кто спрятался?» «Фокус» «Греем руки» и др.

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика Цель : развитие и совершенствование «тонких» движений пальцев рук Приемы : Пальчиковый самомассаж ; Пальчиковая гимнастика в стихах; Пальчиковые шаги и др.

Слайд 8

Пальчиковые шаги

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика Цель : выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные . Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .

Слайд 10

Артикуляционная гимнастика

Слайд 11

Развитие связной речи, увеличение словаря Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух. Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, ведь это способствует увеличению словарного запаса ребенка и помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает умственные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.

Слайд 12

Методы развития связной речи · Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное. · Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии. · Сравнительное описание предметов . Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов. · Творческий рассказ . Развивает у дошкольника способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённому и последующие. Рассказ – описание пейзажной картины . Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником.

Слайд 13

Описание

Слайд 14

Схемы для описания

Слайд 15

Рекомендации для родителей: Р ечь по наследству не передается, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому старайтесь ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения. Б ыстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите сами ясно, четко, интонационно выразительно, называя предметы правильно, не позволяйте говорить ребёнку быстро. Н е перегружайте ребенка информацией, не ускоряйте его развитие. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Слайд 16

Результаты логопедического обследования детей старшей группы

Слайд 17

Результаты логопедического обследования детей старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание " Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста". Собрание проводится в I квартале учебного года....

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по исправлению речевых нарушений у ребёнка....

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Цель данной статьи - показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоцион...

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...