Программа дополнительного образования По кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет
рабочая программа

Филиппенкова Мария Сергеевна

Программа дополнительного образованию по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obraz._netrats._sr._gruppa.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 44 «Красная Шапочка»

                Принято                                                                                             «Утверждаю»
Педагогическим советом МБДОУ                                                         заведующий МБДОУ
   ДС № 44 «Красная Шапочка»                                                 ДС № 44 «Красная Шапочка»
            От 30.08.2020                                                                        ____________ Коваль Т. Е.
                                                                                                              « » ____________ 2020г.

Программа дополнительного образования

По кружку нетрадиционная техника рисования
«Маленькие волшебники»

с детьми 4-5 лет на 2021-2022 учебный год

Руководитель:

Нилова М.С.

Смоленск

 2021 г.

                                           Содержание

  1. Целевой раздел программы
  1. Пояснительная записка ................................................................................3                                                        
  2. Цель программы............................................................................................3                                                                              
  3. Задачи программы.........................................................................................3                                                                          
  4. Межпредметные связи..................................................................................4              
  5. Методы и приемы..........................................................................................5
  6. Расписание занятий ......................................................................................5                                                                          

II. Содержательный раздел

  1. Работа с родителями .....................................................................................6                                                                    
  2. Перспективное планирование......................................................................7                                                    
  1. Организационный раздел
  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе....................................................................................................11
  2. Планируемый результат..............................................................................12                                                                
  3. Диагностический аспект.............................................................................12                                                                
  4. Список детей................................................................................................14                                                                                    
  5. Список используемой литературы.............................................................15                                              

  1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка

Направленность: на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Разработанная программа развития творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования рассчитана на три года обучения и представляет собой обобщенный опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей среднего и старших возрастов.

Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развивать способности, которые помогут ему стать личностью.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

В процессе рисования ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что – то не получается, стремиться преодолеть трудности.

Цель программы

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник.

Формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи программы

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Образовательные:

- Знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием различных изобразительных материалов.

- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Развивающие:

- Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать.

- Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Межпредметные связи по разделам:

  1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок, стихотворений. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функций речи, развитие связной речи.
  2. «Ознакомление с окружающим миром».

Для занятий по изо деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

  1. «Сенсорное восприятие».

Занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном положении, развивается мелкая моторика рук.

  1. «Музыкальное воспитание».
  2. «Физическое воспитание».

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

Основные методы работы:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

Наглядный -  показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Используемые методы:

- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Расписание занятий

Занятия проводятся  1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для средней дошкольной группе (4-5 лет) составляет: 20 минут.

 

  1. Содержательный раздел программы

Работа с родителями

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

-  Проведение бесед

- Консультации

- Родительские собрания, с целью усвоения родителями определенных знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов

- Совместное проведение мероприятий

- Совместное творчество родителей и детей        

- Анкетирование

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.

Проводимая работа, не только даст родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приемах  работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

Перспективный план работы

по нетрадиционной технике рисования         

детей средней группы.

    Тема

Реализуемые задачи

месяц

«Разноцветная тучка»

«Дождик»

«Золотая осень»

«Овощи»

Учить детей смешивать такие цвета, которые сочетаются между собой. Учить задумывать и реализовывать свой замысел.

Учить детей рисовать дождь – методом тычок. Учить, правильно подбирать и сочетать цветовую гамму, пользуясь уже имеющимся опытом.

Учить использовать технику печатания (листьями). Воспитывать умение любоваться своей работой.

Учить использовать технику - оттиск смятой бумагой. Развивать у детей воображение.

сентябрь

«Листопад»

«Журавли улетают на юг»

«Озеро с лебедями»

«Закружился надо мной, дождь из листьев озорной»

Учить детей техники рисования пальцами. Учить использовать всё пространство листа. Развивать пространственную координацию.

Учить детей техники рисования в сочетание с кистью и штампами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда.

Показать, как рисовать с помощью ладони. Вызвать желание к данной работе. Воспитывать аккуратность. Коллективная работа.

Учить подбирать цветовую гамму осенних листьев для работы, учить аккуратно делать тычок ватной палочкой.

октябрь

«Ёжики»

«Украсим платье кукле»

 «Ночное небо»

«Первый робкий снег»

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью». Учить дополнять изображение подходящими деталями.

Знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать воображение.

Знакомить с техникой сочетания свечи и акварели. Воспитывать выдержку, усидчивость.

Учить детей наносить краску смятым комком бумаги. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью.

ноябрь

«Зимушка - Зима»

«Новогодняя ночь»

«Шарики на елке»

«Праздничная елочка»

Учить детей наносить белую краску смятым комком бумаги, создавая образ снега. Учить детей выполнять работу аккуратно, не выходя за края рисунка.

Продолжать знакомить с техникой сочетания свечи и акварели. Прививать любовь к искусству.

Закреплять умение рисовать пальчиками разноцветные шарики. Воспитывать аккуратность.

Учить способу рисования - оттиск поролоном, смятой бумагой. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью. Коллективная работа.

декабрь

«Страна фантазий»

«Снежинки»

«Покормите птиц зимой»

«Вьюга»

Знакомить с техникой - кляксографией. Способствовать развитию воображения.

Закреплять умение рисовать пальчиками, ватными палочками. Развивать чувство композиции. Коллективная работа.

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о птицах. Учить рисовать корм пальчиками, ватными палочками.

Учить рисовать используя метод - кляксография с трубочкой. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение.

январь

«Украсим коврик»

«Веселый ветерок» «Папин день»

«Солнышко»

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка). Закреплять умение подбирать фон для работы.

Учить сочетать различные приёмы. Воспитывать выдержку, усидчивость.

Учить рисовать, совмещая различные нетрадиционные техники и приёмы. Воспитывать любовь к Родине и уважение к защитникам Родины.

Продолжать знакомить с техникой сочетания свечи и акварели. Воспитывать выдержку, усидчивость.

февраль

«Волшебные ладошки»

«Интересные узоры»

«Подарок для мамы»

«В гостях у цветочной феи»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Создать праздничное настроение у детей.

Воспитывать удовлетворение от завершённости работы. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя поролон, печатки. Прививать любовь к изобразительной деятельности. Коллективная работа.

март

«Весеннее дерево»

«Паучок»

«Космос»

«Сады в цвету»

Учить продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Учить рисовать используя метод - кляксография с трубочкой. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Совершенствовать умение использовать в рисунке штампы. Развивать у детей представление о космосе. Воспитывать любознательность.

Закреплять технику - печатание. Развивать чувство цвета.

апрель

«На летней опушке»

«В пруду»

«Праздник»

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить использовать в одном рисунке несколько техник нетрадиционного рисования.

Закреплять умение рисовать подводный мир пальчиками. Закрепить знания об обитателях пруда и его растительного мира. Развивать чувство композиции.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить выбирать самостоятельно технику и тему.

май

  1. Организационный радел

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 Работа кружка «Нетрадиционные техники рисования» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа

                              Материал:

- акварельные кисточки, гуашь;

- восковые мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- коктейльные трубочки;

- палочки или старые стержни для процарапывания;

- стаканы для воды;

- подставки для кисти.

                          Метод обеспечения

Нетрадиционные техники:

- Тычок жесткой полусухой кистью;

- рисование пальчиками;

- рисование ладошкой;

- оттиск поролоном;

- оттиск смятой бумагой;

- восковые мелки и акварель;

- свеча и акварель;

- кляксография;

- кляксография с трубочкой;

- тычок жесткой полусухой кистью;

-  отпечатки листьев.

Планируемый результат:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы и уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположение частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков, поделок;

- аккуратно и экономно использовать материалы;

- создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

- освоят технику рисования нетрадиционными способами.

Оценка результативности кружка проводится по методике Урунтаевой  Г.А.

Диагностика по нетрадиционной технике рисования

Обследование проводилось по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребенок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.
  2. Рисование предметное: ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм. Подбора цвета. Аккуратного закрашивания, использование знакомых материалов и инструментов.
  3. Рисование сюжетное: ребенок передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.
  4. Рисование декоративное: ребенок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

Ожидаемый результат кружка:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

-  тематические выставки в ДОУ.

Список литературы:

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы

Основная  цель  программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....

программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования

Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...

Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...

Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет

Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования«Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет...