Методическая разработка "Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО".
методическая разработка (младшая группа)

Щёголева Алиса Зурабовна

Адаптация – это приспособление к новым условиям существования.

Адаптация детей к новым социальным условиям часто протекает очень

болезненно. Период адаптации у многих детей может сопровождаться

тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности. Для

детей в новых условиях кажется непривычным всё: отсутствие мамы,

присутствие незнакомых воспитателей, большое количество детей, новый

режим дня.

Успешная адаптация детей к новым условиям во многом зависит от

работы воспитателей, которые в свою очередь планируют совместную

деятельность с детьми таким образом, чтобы установить доверительный

контакт, чтобы создать благоприятную атмосферу.

В период адаптации можно использовать в работе с детьми ряд игр и

игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_mladshimi_doshkolnikami_v_period_adaptatsii_k_doo.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

        Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО.

Адаптация – это приспособление к новым условиям существования.

Адаптация детей к новым социальным условиям часто протекает очень

болезненно. Период адаптации у многих детей может сопровождаться

тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности. Для

детей в новых условиях кажется непривычным всё: отсутствие мамы,

присутствие незнакомых воспитателей, большое количество детей, новый

режим дня.

Успешная адаптация детей к новым условиям во многом зависит от

работы воспитателей, которые в свою очередь планируют совместную

деятельность с детьми таким образом, чтобы установить доверительный

контакт, чтобы создать благоприятную атмосферу.

В период адаптации можно использовать в работе с детьми ряд игр и

игровых упражнений.

Продолжительность игр зависит от характера

движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей,

ориентировочно от 5 до 8 минут.

  • Цель: способствование успешной адаптации детей к ДОО. Создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста путем использования игровых технологий и методов

Задачи

  • обеспечить развитие их адаптационных возможностей;
  • развивать у детей формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формировать доверительные отношения со взрослыми на телесно – игровом и предметно – игровом уровне;
  • корректировать психоэмоциональное напряжение;
  • развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

- обогащать и совершенствовать физический опыт детей, познавательный

интерес;

- побуждать к подражанию;

- вызывать чувство радости от совместных действий с взрослыми и

сверстниками;

- формировать доверительные отношения к воспитателям.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребенка. Особенно уязвим для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего подготовлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требует и от ребенка, и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависит и течение адаптационного периода.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса детей раннего возраста является период адаптации.

Лучшим средством для преодоления трудностей в период адаптации ребенка в детском саду является игра. Однако недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Важно заинтересовать малыша, вовлечь его в игру, предложить ему поиграть вместе с другими детьми. Если ребенок боится или стесняется, нужно дать ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего чуть позже он сам захочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно пропал интерес к игре, в которую он увлеченно играл, следует предложить ему заняться тем, что ему интересно в данный момент. Именно игра помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции, игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.

Примерные игры в адаптационный период с детьми 2– 3 лет.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

 «Передай»

Воспитатель и дети встают в круг. У воспитателя в руках игрушка котёнок.

Воспитатель: «Котёнок, подойди к Мише». Подходит к ребёнку и отдаёт

Ребёнок выбирает, кому бы он хотел передать котёнка.

Ребёнок: «Котик, подойди к Оле» и т.д.

«Курочка и цыплятки»

Дети – «цыплята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель

– «курочка»: Ну-ка, к маме под крыло!

"Цыплята" бегут к "курочке" и прячутся под "крыльями". Ни один

"цыплёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.

«Урожай овощей»

Первый вариант игры:

Для игры необходимы игрушечные овощи или муляжи овощей. Можно

предложить детям посадить овощи, закопав их наполовину в песке.

Поинтересоваться, что дети посадили.

Второй вариант игры:

Овощи посажены воспитателем. Он может предложить детям по

очереди выкопать определённый овощ и положить его в корзину.

«Поезд»

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

«Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

«Шарик»

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

Игра №9. «Солнечный зайчик»

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

Потрогай зайчикавот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать!

«Коготки-царапки»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:

ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

 «Часики»

Ход игры: в начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.

«Догоню-догоню!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

 Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

—Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!

Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог  ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.

Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации

Этот материал поможет планировать работу в группах с детьми от 1,5 до 3 лет в самый сложный момент, момент - АДАПТАЦИЯ.Содержание:Методические разработки для старшего воспитателя (тематическая проверк...

Методические материалы "Ознакомление младших дошкольников с природными явлениями в весенний период"

Несмотря на то, что весна – самое короткое время года, в этот период предоставляются широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы....

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду...

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду

Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду...

Доклад на тему "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ"

Сформировать у педагогов представление о "рефлексивном круге" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации....

Рекомендации для родителей младших дошкольников в период адаптации

советы для родителей, которые начали водить ребенка в детский сад...

Методическая разработка на тему " Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО"

Цель:-способствование успешной адаптации детей к ДОО-формировать доверительные отношения к воспитателям...