Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Касимова Юлия Сергеевна

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Овладение коммуникативными навыками является одним из самых важных приобретений дошкольного детства, помогающем, в общем развитии личности ребенка (наряду с нравственным, интеллектуальным), способом введения дошкольников в культуру общества, условием саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Введение. Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Овладение коммуникативными навыками является одним из самых важных приобретений дошкольного детства, помогающем, в общем развитии личности ребенка (наряду с нравственным, интеллектуальным), способом введения дошкольников в культуру общества, условием саморазвития.

Теоретическая база опыта. Большой вклад в изучение проблемы игры и развития навыков общения и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. По их мнению, коммуникативные способности играют важную роль в социальном развитии дошкольников. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

В настоящее время, вопрос о несформированности коммуникативных навыков детей, стоит довольно остро и вызывает особую тревогу у педагогов, психологов и родителей. Специалисты-психологи Е.О. Смирнова, О. Гударева подчеркивают, что детям, имеющим проблемы в сфере коммуникации, с большим трудом удаётся наладить отношения в детском коллективе: они не умеют договариваться со сверстниками, играть, трудиться, выполнять поручения. Вследствие этого они нередко оказываются в определенной изоляции, из-за чего испытывают значительный эмоционально-личностный дискомфорт. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра. Игра в представлении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)  выступает как особая форма социализации ребенка. Посредствам игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в деятельность, метод стимулирования их активности.

Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых  воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.

Условия возникновения и становления опыта. Работая с детьми не один год, наблюдая за их играми, я отметила, что год  от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм. Поэтому пришла к выводу, что развитие коммуникативных способностей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка. Мною было принято решение более углубленно заняться этой проблемой.

Актуальность формирования коммуникативной сферы дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности

ребенка.

Сюжетная игра -  самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.  Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - космонавт», «Я - доктор», но, что  самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим  как бы  отождествляет себя с ним. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё « как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и  зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному  для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов.  Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В  условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное  развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра  способствует  тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения.  Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом  пространстве  способствует  тому, что дети приобретают способность  к творческому воображению.

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования  действий. Играя со сверстниками,  дети начинают учитывать  желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей  в этот период.

Воспитательное  значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.  Игра помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх  воспитывается сознательная дисциплина,  дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,  умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

В игре дети учатся помогать друг другу и достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.

Актуальность педагогического опыта. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает  духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.

 Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании  информационно-коммуникативных технологий, инновационного метода проектной деятельности при активном сотрудничестве с родителями.

             Практическая значимость опыта работы заключается в том, что его результаты позволяют выделить основные направления деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Система работы не ставит целью достичь высоких результатов. Главное – помочь детям максимально развить свой интеллектуальный и творческий потенциал. Основные задачи – развитие игры как деятельности, расширение тематики детских игр, углубление их содержания, постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений, использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Главный метод развития, предлагаемый данным опытом, – игровая деятельность, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Адресность педагогического опыта. Данная технология может быть использована в практической в работе всех педагогов ДОО и родителей в решении проблемы общения в дошкольном возрасте.

Диапазон опыта. Срок реализации опыта работы - три года. Возрастной состав детей от 4 до 7 лет.

Постановка целей и задач педагогической деятельности. Свою работу я построила по следующим направлениям:

  • диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;
  • создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
  • проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно ролевой игры.

В качестве критериев изучения коммуникативных навыков старшего дошкольника были выделены:

- желание вступать в контакт;

- умение организовать общение;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В результате оценки  стартовой  диагностики  в средней группе в октябре 2021 г. выявлено: недостаточный  уровень сформированности коммуникативных умений показали 20% детей (рис. 1)

Рис.1

Проанализировав полученные данные, я увидела, что у большинства испытуемых не сформированы коммуникативные навыки, позволяющие детям включаться в общение. Из общего числа обследуемых – 4 ребенка (16 %) владеют необходимыми навыками общения и чувствовать себя среди сверстников комфортно и уверенно. У 21-ого ребёнка (84%) не сформирован коммуникативный навык. Это дети, владеющие лишь определенной группой коммуникативных умений, имеющие общие представления о том, как правильно вступать в контакт, и поддерживать диалог. Эти дети испытывали затруднения в умении вести содержательный диалог со сверстниками, отсутствовали умения принимать участие в коллективных делах,  разрешать конфликтные ситуации.

В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Главная задача воспитателя - помочь им перебороть страх, стеснение, малоактвность, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков. Были намечены основные этапы деятельности.

Этапы деятельности

Этапы

Цели

Содержание

Первый этап

Определение проблематики, актуальности темы; определение цели и задач для работы.

На этом этапе формулировалась актуальность, проблема, ставились цели и задачи работы.

Анализ предметно-развивающей среды группы, изучение передового педагогического опыта по теме.

Подбор диагностического материала.

Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности темы, определение цели и задачи работы.

Второй этап

Разработка перспективного плана сюжетно-ролевых игр для каждой возрастной группы.

Создание условий для реализации задач.

Определение цели и задач для каждой возрастной группы, содержания и формы работы с детьми и родителями.

Разработка перспективного плана работы; организация развивающей предметно-игровой среды в группе; накопление дидактического материала.

Результатом этого этапа стало ресурсное обеспечение реализации программы: создание тематического планирования, обогащение развивающей предметно игровой среды.

Третий этап

Проведение мероприятий с детьми и родителями, направленными на развитие сюжетно-ролевой игры. Развитие и обогащение предметно-игровой среды

На этом этапе проводилось исследование и обработка данных, полученных результатов.

Цикл занимательных дел, бесед, экскурсий, досугов.

Работа с родителями: консультации, беседы, педагогические гостиные, мастер классы, проектная деятельность, совместное посещение экскурсий.

Участие родителей в обогащении развивающей предметно-игровой среды.

Организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение мероприятий).

Четвертый этап

Результативность

Мониторинг. Обобщение и распространение опыта работы. На этом этапе формировались выводы, предложения. Разрабатывались шаги к дальнейшему исследованию темы.

Основная цель моей работы: формирование положительных взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые необходимо решить в процессе формирования положительных взаимоотношений:

  • воспитание желания и умения совместно играть;
  • воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
  • воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые буду использовать в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

  • участие воспитателя в игре (главная роль);
  • использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
  • внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
  • изменение игровой среды;
  • наблюдение, экскурсия;
  • создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, оформила игры. В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью я проводила кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, я показываю пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включаю куклу- младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому я привлекаю ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей. Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Я учу детей приемам организации в игре, помогаю каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорю детям.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу. В работе с этими детьми выявляла их особенности, выводила их из состояния малоактивности путем организации игровой деятельности. Предлагала ребенку сделать своими руками поделки.В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Мое эмоциональное поведение, моя увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия ко мне как к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.

Мое проявление, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д.

В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога - необходимые условия для воспитания культуры поведения.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя - занятие началось позже, насорил во время еды - дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, я забочусь о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

Дети эмоциональны, поэтому приёмы, используемые мною не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, использую картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

В каждом конкретном случае ищу причину неправильного поведения ребенка, использую индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае помню о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не делаю замечаний, обижающих его.

В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Поэтому в работе с детьми создаю специальные ситуации, побуждающие детей поступать правильно. Обсуждаю с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, хвалю тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учу детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждаю детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее.

Обращаю внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Кроме разговоров с детьми, обязательно показываю им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Для этого использую кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому использую естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Обращаю внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждаю их так же общаться между собой.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Воспитываю в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Обсуждаю с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Говорю о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, обсуждаю с ними форму отказа, учу выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).

Основные трудности организации игровой деятельности связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Дети первоначально недоверчиво относятся к изменившейся позиции взрослого и воспринимают его поведение как игру, которая скоро закончится. По моим наблюдениям дети достаточно часто настороженно воспринимают входящего в группу взрослого. Вхождение воспитателя в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Я заметила, что дети стали часто обращаться ко мне, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда я поддерживала беседу детей о героях мультфильмов, находилась в курсе детских интересов, включалась в обсуждение детского замысла, считалась с мнением других детей, подчеркивала достоинства замысла ребенка.

В ходе организации сюжетно-ролевых игр значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

            Результативность опыта. Завершающим этапом является подведение итогов и сравнительный анализ результатов проведённой работы. Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень сформированности коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста, проявление устойчивого интереса к окружающему миру (рис. 2).

Рис.2

С – сформирован, ЧС – частично сформирован, НС - сформирован

Из диаграммы видно, что у детей средней группы на конец 2022 учебного года повысился уровень сформированности коммуникативных навыков: достаточный уровень – 20% (5 чел.), частично достаточный уровень – 72% (18 чел.), не достаточный уровень снизился до 8% (2 чел.).

 Анализируя, полученные данные в старшей группе, мы также видим, что уровень коммуникативных навыков дошкольников в старшей группе на начало учебного года составлял: достаточный уровень – 37% (10 чел.), частично достаточный уровень – 62% (18 чел.), не достаточный уровень – 0%. На начало января 2023 г. Уровень сформированности коммуникативных навыков вырос на 17% и составляет: достаточный уровень – 55% (15 чел.), частично достаточный уровень – 44 % (12 чел.), недостаточный уровень – 0%.

 Контрольное обследование детей будет проведено в мае 2023 г.

             Исходя из сравнительного анализа результатов диагностики, можно говорить о том, что

сюжетно-ролевые игры действительно оказывают существенное влияние на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, если соблюдаются требования к организации игровой деятельности.

Цель и задачи, поставленные мною, были реализованы в полном объеме. На основании проделанной работы, мною были разработаны рекомендации по организации игрового взаимодействия в сюжетно-ролевой игре с целью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста для воспитателей; перспективное планирование игровой деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста на учебный год. Обновлено содержание игровых зон в группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, салон красоты, сбербанк. Изготовлены атрибуты, оборудование для игр «Мой дом», «Моя семья», «Супермаркет» и др.

Составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на развитие сюжетно-ролевых игр детей (знакомство детей с игровым образом, сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями: беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы.

Параллельно велась работа с родителями по данной теме. Были проведены консультации, родительские собрания, беседы.  В родительском уголке обновлялась тематическая информация по организации сюжетно-ролевых игр в семье. С большим желанием родители включились в работу по обновлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм. 

Вывод: сюжетно-ролевую игру можно расценивать как наиболее доступное средство, способствующее социально-коммуникативному развитию детей, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Она делает возможным в естественных для ребенка условиях познать и отработать нормы и правила общения, способствующие нормальному психическому развитию ребенка и формированию его личности.

Для развития коммуникативных навыков необходим продолжительный период времени и постоянный контакт с окружающими ребенка взрослыми и сверстниками.

Благодаря целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети научились навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развили коммуникативные навыки, научились общаться в конфликтной ситуации стали требовать от взрослых меньше внимания. Снизилась агрессивность у детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали играть с другими детьми.

В целом реализация данной педагогической технологии позволила достигнуть следующих результатов:

- наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей дошкольников, дети активно и содержательно общаются в совместных видах деятельности

- минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении воспитанников свидетельствует о положительной динамике  развития коммуникативных навыков и навыков самоконтроля;

- активно вовлечена родительская общественность в работу по формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

В результате проведенной работы подтвердилось то, что сюжетно-ролевые игры благополучно влияют на взаимоотношения детей среднего и старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. 

Список использованной литературы

1. Венгр Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство и отрочество», Просвещение, 2008

2. Козлова А.В. «РАБОТА ДОУ с семьей», Москва « Творческий центр», 2008

3. Коссаковская Е.А. «Игрушка», Москва, « Просвещение», 2009

4. Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л. «Методика комплексного руководства игрой, 1992

5. Логинова В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение»,2010

6. Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984 г. (стр. 14 - 26)

7. Менджерицкая Д.В. « Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение»,2008

8. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду», 1990

9. Новоселова С.Л..«Игра дошкольника» М. Просвещение 1989г. 43-46с.

10. Петерина С.В «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», «2009

11. Швайко Г.О. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 2009

12. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014 года №1155.

13. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра.Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли вз...