Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции" в старшей группе.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Глитняк Ирина Николаевна

Способствовать развитию потребности детей к познанию народной культуры, традиций русского народа, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_nardnye_traditsii.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план на тему «Народная культура и традиции» (старшая группа,5-6 лет)   (20.03.- 25.03)

Утренняя гимнастика  ежедневно 8.10.-8.20.;гимнастика после дневного сна 15.00.(комплекс упражнений №11(см.приложение)

Итоговое мероприятие –Создание мини-музея «Народная игрушка»(25.03)        

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуника

тивное  развитие

Создавать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации  и  личностного развития.

Способствовать становлению сознания, формированию первичных представлений о народной культуре и  традициях, культурных ценностях нашего народа.

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам

Формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;  своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Продолжать учить детей анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Познавательное развитие

Познакомить с разнообразием народных промыслов России. Расширить представление детей о традициях своего народа.

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части,учить называть части и сравнивать целое и часть.Совершенствовать навыки счета в пределах 10,умение обозначать число цифрами; представления о треугольниках и четырехугольника.

Развитие познавательной активности,способности к мыслительной деятельности.

Формирование представлений об окружающем мире,предпосылки исследовательских умений и навыков.

Речевое развитие

Развивать монологическую и диалогическую речь детей, учить составлять описательные рассказы по народным игрушкам.

Упражнять в правильном использовании грамматических форм.  

Объяснять значение таких слов, как: традиции, обычаи, культура .

Знакомить  с детской литературой, развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие

Формировать  элементарные представления о видах искусства.

Развивать  предпосылки  ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного изобразительного искусства,способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

Обучать детей изготовлению игрушек по мотивам дымковской, филимоновской народных игрушек.

Учить составлять декоративные композиции по мотивам народных орнаментов.

Создавать условия для реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.

Физическое развитие

Развивать навыки   ежедневной двигательной активности.

Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Формировать интерес к спорту и  начальные представления о некоторых видах спорта.

Воспитывать  привычки быстро и правильно одеваться.

Воспитывать  опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Способствовать формированию ориентации детей на здоровый образ жизни,сохранение и укрепление их здоровья, повышение стрессоустойчивости.

                                                                                                                                           

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для  поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная)  поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Понедельник  20  марта

Утро

Игра МП «Будь внимательным» - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности, закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.

(Саша,Артем,Матвей)

Работа с календарем природы

(Дамир,Настя)

Игра «Добрый взгляд»-упражнение на развитие положительной самооценки (я могу)

(Саша,Ваня,Богдан,Гриша)

Утренняя гимнастика.

Беседа» Русские народные промыслы»(деревянная, глиняная игрушки)

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, культурой родного края.

Русская народная игра «Зайчик» - закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры.

 Разучивание заклички «Приходи весна»

Утреннее приветствие» Собрались все дети в круг..»

П.Г.»Фруктовая ладошка» -развитие мелкой моторики рук.

 Внести фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов,  народной игрушки.

Прослушивание русской народной музыки с целью знакомства, развития интереса к русской народной музыке.

ООД

Развитие речи.Пересказ рассказов  из книги Г.Снегирева «Про пингвинов»

Цель:Учить детей свободно без повторов и ненужных (мешающих восприятию слов )пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева»Про пингвинов»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»,стр.95

Музыка.(см.приложение)Программное содержание:Музыкально-ритмические движения: «Шаг с притопом. Осторожная ходьба». Развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве. Развитие умения реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения. Развитие чувства ритма: «Комар». Формирование ритмического, звуковысотногослухаРазвитие умения петь согласованно, правильно интонировать интервалы. Пляска, игра: «Как на тоненький ледок». Развивать коммуникативные навыки, творчество в движении. Формировать выдержку и умение быстро реагировать на смену музыки

Ознакомление с окружающим»Органы чувств»(с использованием здоровье сберегающих технологий) 15.20.-15.45.

Программное содержание:Формировать осознание у детей необходимости каждого органа чувств при восприятиии окружающего мира,приобщать детей к ценностям здорового образа жизни,расширять понятия о значении для человека слуха,зрения,вкуса,обояния.Развивать интерес к исследовательской деятельности,умения обобщать ,делать выводы.Воспитыватьлюбознательность,потребность быть здоровым.

Конспект занятия

Прогулка

И. работа – элементы хоккея – учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота

(Арина,Ульяна,Матвей)

П.И «Затейники» - закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.(Гриша,Глеб)

Разучивание скороговорки »От топота копыт пыль по полю летит» (Майя,Глеб)

Наблюдение за воробьем – закреплять знания о зимующих птицах, формировать представления об особенностях поведения птиц в весеннее время

Труд.поручения: предложить ребятам посыпать корм в кормушки

П. И «Пожарные на учениях» закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

П.И. Васька кот»-познакомить детей с правилами русской народной игры,развивать ловкость,быстроту.

Игры с выносным материалом –для формирования у детей коммуникативных  навыков

Эксперименты с водой с целью развития экспериментальной деятельности

Вечер

ДИ «Найди слово со звуком «р» - совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определенным звуком, находить эти слова в предложении, определять место звука в слове.

(Настя,Матвей)

ПИ «Кто где живет?» - формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности, закреплять умение справедливо оценивать результат игры. (Аня,Дамир)

Гимнастика после дневного сна,ходьба по массажным дорожкам.Дыхательные упражнения.

Тема»Гуляй,да присматривайся»

Беседа о характерных признаках весны.Разучивание заклички о весне»Жаворонки прилетите»

М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,стр.78

Строительные игры»Русская печь»-учить детей из деталей конструктора сооружать русскую печь.Систематизировать знания о русской печи и быте русского народа.

Вечерний круг-обсудить с детьми что сегодня получилось,что не получилось,чтодля этого нужно сделать завтра.

Создать условия для самостоятельной конструктивной деятельности - предложить детям кубики, конструктор – закрепить умение подбирать детали для элементарных построек.

Вечерняя прогулка

И. работа: упражнение «Назови правильно»

 - развивать грамматический строй речи, внимание.

(Ульяна,Саша)

П.И «Бездомный заяц» - учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

(Глеб,Богдан,Ваня)

С.Р.игра «Мы спортсмены»-продолжать учить детей развивать сюжет игры,умение распределять роли

.

П.И «Кто скорее добежит до флажка?» - отрабатывать навыки подлезания под дугу.

Внести спортивный инвентарь для самостоятельных игр детей

-

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для  поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная)  поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Вторник  21  марта

Утро

П.И. «Пронеси мяч не задев кеглю»-развивать координацию движения,ловкость и быстроту

(Матвей,Гриша)

П.Г. «Мы играем»-развитие мелкой моторики рук

(Настя,Катя,Саша,Богдан)

Утренняя гимнастика

Беседа о сиволике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма

Просмотр  слайдов «Русский народный костюм»

Утренний круг-формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению.

Внести фотоальбом с русскими народными костюмами для самостоятельного рассматривания

ООД

Лепка»Птицы прилетели» (с использованием слайдов «Птицы на кормушке»)

Программное содержание:Учить лепить птицу по частям ;передавать форму и относительную величину туловища и головы,различие в величине птиц разных пород;правильное положение головы,крыльев,хвоста.Развивать умение оценивать результаты лепки,радоваться созданным изображениям.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.87

Физкультура(см.приложение)

Задачи:Учить прыгать через скамейку,соблюдать правила игры;развивать координацию ловкость.Упражнять в прыжках. в метании.

Прогулка

Т.П. в уборке детской веранды -развивать необходимые навыки в разных видах труда

(Ваня,Дамир,Артем)

Проблемная ситуация (в квартире пожар,что ты будешь делать?)-развитие познавательной активности,умения рассуждать.

(Глеб,Аня,Настя,Ульяна)

Наблюдение за капелью-закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе.

П.И. «Ловишки»-развивать быстроту ,умение увертываться от других играющих.

Эксперименты со снегом –закрепить знания детей о свойствах снега

П.И. по желанию детей-предоставить детям право самостоятельного выбора игры

Выносной материал(лопаты для разбрасывания снега, метелки)

Вечер

Д.игра «Выбери нужное»-упражнять в умении   находить  нужный ответ.

(Катя,Марина,Арина)

Разучивание заклички «Приходи весна»

(Ульяна,Артем)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по тропе «здоровья».Дыхательные упражнения.

Просмотр мультфильма «Дымковские кони»-расширить представление детей о многообразии окружающего мира; развивать умение поддерживать беседу.

Хоровая игра с пением «Чики-чики-чикалочки»-воспитывать интерес к народным играм

Вечерний круг-обсудить с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня.

Внести музыкально-дидактические игры.

Создать игровое поле для развития сюжета игры «Музыкальный магазин»

Вечерняя прогулка

Конструирование из конструктора «Лего» на тему «Дом моей мечты»-развивать у детей фантазию,конструктивные навыки

(Дамир,Матвей,Саша)

П.И. по выбору детей-развивать быстроту и ловкость,умение договариваться с партнерами по игре,учить проявлять честность и справедливость.

Внести атрибуты для подвижных игр.

Конструктор «Лего»

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для  поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная)  поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Среда  22  марта

Утро

И.Р. «Укрась народный костюм»-развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов

(Артем,Ваня,Ульяна,Майя)

Решение проблемной ситуации(у слоненка заболела бабушка,надо вызвать доктора.но он не знает как)

(Ульяна,Дамир,Арина,Саша)

Утренняя гимнастика

Беседа «Необыкновенная история о чудо-самоварах»-раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа;рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах.

Просмотр слайдов «Русский самовар»

Утреннее приветствие «Настал день,я улыбаюсь вам…»

П.Г.»Фруктовая ладошка»-развитие мелкой моторики рук

Подготовить новые игрушки и оборудование , а также предметы-заместители для с.р.игры «Шоферы» с целью развития сюжетной игры.

ООД

Математика

Программное содержание:Учить делить квадрат на две равные части,называть части и сравнивать целое и часть.Совершенствовать навыки счета в пределах 10,умение обозначать число цифрами.Развивать представление о том,что результат счета не зависит от его направлении

И.А. Помораева «Ф.Э.М.П.»,стр.130

Физкультура на прогулке(см.приложение)

Задачи:Развивать координацию движений,ловкость,быстроту,силу,бороться за достижение своей цели.

Рисование(15.20.-15.45)»Была у зайчика избушка лубяная ,у лисы ледяная»(ИКТ)

Программное содержание:

Продолжать развивать у детей образные представления,воображение.Формировать умение передавать в рисунке образы сказок.строить сюжетную композицию,изображая основные объекты изображения.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.86

Прогулка

Беседа о свойствах воды-продолжать учить вести диалог с взрослыми и сверстниками.

(Матвей,Богдан)

П.Г.»Моя семья»-развитие мелкой моторики рук

(Саша,Гриша)

Наблюдение за ветром-учить определять направление ветраи его силу.Закреплять умение наблюдать за неживой природой..

Беседа о зимующих и перелетных птицах.Закреплять умение наблюдать за повадками птиц.

П.И. «Гуси-Лебеди»-воспитывать желание участвовать в играх с элементами бега.

Картинки с изображением  ветряной погоды,флюгера,вертушки.

Вечер

Упражнение «Повтори ритм»-развивать слуховые анализаторы.

(Глб,Гриша,Марина,Аня)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по тропе «здоровья».Дыхательные упражнения.

С.Р.И. «На праздничной ярмарке» -формировать желание организовывать С.Р.И.

«Русские посиделки»-воспитывать интерес к русским песням,хороводам

Вечерний круг-обсудить с детьми.что у нас сегодня получилось.что не получилось.почему,как в дальнейшем нужно поступить?)

Внести атрибуты к С.Р.И., вывеска «Ярмарка»

Вечерняя прогулка

И.Р. по обучению лазанию(Ульяна, Арина, Матвей ,Катя))

П.И. «Хвост дракона»-познакомить детей с новой игрой, упражнять в ловкости ,быстроте бега.

П.И. по желанию-предоставить детям право самостоятельного выбора

Самостоятельные игры детей со спортивным оборудованием.

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для  поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная)  поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Четверг 24   марта

Утро

Труд в уголке природы по уходу за растениями(Саша,Матвей)-учить с небольшой помощью взрослого выполнять необходимые трудовые процессы.

Работа с календарем погоды

(Майя,Артем)

П.Г.»Раз,два,три,четыре,пять..»-развитие мелкой моторики рук

(Гриша,Богдан)

Утренняя гимнастика.

Презентация о предметах быта прошлого-знакомство детей с предметами быта прошлого.

Игровая ситуация «Мы встречаем гостей,угощаем их блинами»-продолжать знакомить с народными традициями и обычаями,культурой родного края..

Утренний круг.Обсуждение проблемной ситуации»Майя пришла в новом платье»-учить  детей высказывать свое мнеие,как нужно правильно поступить в этой ситуации.

Внести в центр конструктор «Автодорога»-развитие пространственного воображения,умение работать по схеме

ООД

Рисование «Была у зайчика избушка лубяная ,а у лисы ледяная»(2 занятие по теме)

Программное содержание:Продолжать развивать у детей образные представления.воображения.Формировать умения передавать в рисунке образы сказок,строить сюжетную композицию,изображая основные объекты произведения.

.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.88

Физкультура(см.приложение)

Задачи:Учить прыгать через большой обруч;упражнять в равновесии,лазанье;развивать координацию движений,ловкость.

Прогулка

П.И. «Сделай фигуру»-знакомить с новыми играми,учить проявлять честность и соблюдать правила игры.

(Ульяна,Аня,Майя))

Наблюдение за деревьями-продолжать формировать у детей знания об отличиях деревьев в  холодное  и теплое время года.

Труд(помощь в уборке веранды)-воспитывать трудолюбие

П.И. «Ловишки»-развивать двигательную активность детей в разных видах деятельности.

П.И. по желанию детей с целью самостоятельного выбора детей.

Вынести лопатки,метелки,совки,формочки для самостоятельной деятельности детей.

Вечер

С.Р.И. «Ждем гостей»-учить разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих,развивать положительную самооценку у детей

  (Настя,Аня,Арина,Катя)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по  «тропе здоровья».Дыхательные упражнения.

Проблемная игровая ситуация для развития взаимоотношений детей

Инсценировка «Я собрался в гости к Мальвине» с целью развития  дружеских взаимоотношений между детьми

Вечерний круг-продолжать учить осознавать и анализировать свои поступки

Внести раскраски с изображением предметов гжельской росписи.

Вечерняя прогулка

П.И. «Кто дальше прыгнет?»-воспитывать у детей желание участвовать в играх с элементами соревнования

(Саша,Матвей,Дамир)

П.И. «Хитрая лиса»,»Затейники»-развивать двигательную активность детей.

Внести спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей.

День недели

Режим

Образовательная деятельность в режимных моментах в течении дня

(культурные практики)

Организация РПС предметно пространственная развивающая среда для  поддержки детской инициативы в самостоятельной деятельности

(Индивидуальная)  поддержка индивидуальности ребенка

(групповая, подгрупповая)

Пятница  25  марта

Утро

Д.И. «Музыкальный домик»-способствовать различению тембра музыкальных инструментов.

(Катя,Майя,Аня,Ульяна)

П.Г.»Ярмарка»-развитие мелкой моторики рук

(Саша,Богдан,Артем)

Утренняя гимнастика

Рассматривание альбома «Декоративно-прикладные изделия».Способствовать формированию интереса к декоративно-прикладным изделиям.

Д.И. «Подбери узор для сарафана,кушака»

Закреплять название деталей  русского костюма.

Утреннее приветствие детей» С добрым утром, с новым днем»..

Внести альбом для самостоятельного рассматривания «Хохломская роспись»

ООД

Развитие речи.Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Цель:Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных р.н.сказок,познакомить со сказкой «Сивка-Бурка»(обработка М.Булатова)

.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»,стр.97

Музыка(см.приложение)

Задачи:Развитие чувства ритма,умениеориенироваться в пространстве;развитие умения реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения.

Прогулка

Развитие движений- закрепление техники метания мешочков в даль.

(Дамир,Ваня,Гриша)

Наблюдение за солнцем- уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека ,развивать наблюдательность.

Д.И. «Части  света»-закрепление знаний детей о частях света(север,юг,запад,восток)

П.И. по желанию детей- развитие двигательной активности детей,предоставить детям право самостоятельного выбора игры

Игры со спортивным оборудованием (мячи,скакалки,обручи)

Вечер

И.Р. «Угадай сказку»- развитие наблюдательности, внимания, аналитических способностей.

(Арина,Гриша,Саша,Матвей,Майя)

Упражнение на развитие положительной самооценки-»Пожелания»

(Саша,Артем,Катя,Гриша)

Гимнастика после дневного сна. Ходьба по «тропе здоровья».Дыхательные упражнения.

Итоговое мероприятие-Создание мини-музея «Народная игрушка»

Цель:Создать условия для расширения кругозора детей о народной игрушке(глиняной,деревянной,берестовой)

Развивать познавательный интерес к ее истории, культуре,быту.

Воспитывать интерес к русской народной игрушке, играм,традициям.

Просмотр любимых мультфильмов-предоставить детям право самостоятельного выбора

Вечерний круг-обсуждение с детьми важных моментов прошедшего дня,чем хотели бы  заняться завтра?

Игры детей в театрализованном уголке

Игры со строительным материалом «Постройка русской избы»

Вечерняя прогулка

И. «Логические концовки»-развивать логическое мышление,воображение

(Глеб,Богдан,Артем,Саша)

П.И. «Кто самый меткий?»-развивать выносливость, смекалку.

Самостоятельные игры детей

Взаимодействие с родителями;

1.Папка «Приобщаем детей к русской народной культуре»; »Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»

2.Консультация «Сказка ложь, да в ней намек»

3.Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы «Народная культура и традиции»

4.Выставка народных промыслов(вязание,вышивание,плетение)

5.Создание мини-музея «Народная игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Знакомить  детей с  народными  традициями  и  обычаями. Знакомить  детей с  народными  песнями , плясками.Расширять  представления  о  разнообраз...

Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"

Ознакомление детей с игрушками  народных промыслов....

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"...

Календарно - тематическое планирование "Знакомство с народной культурой и традициями".

Календарно-тематический план в средней группе детского сада по знакомству детей с народной игрушкой....