Методические рекомендации новейших технологий
методическая разработка

Котко Людмила  Николаевна

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_noveyshih_tehnologiy.docx82.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации:

«Карта актуальных педагогических технологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Краткое описание

Когда можно применять

Здоровьесберегающие  технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей:

развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах

В специально организованных формах физкультурно- оздоровительной работы:

на занятиях по ФИЗО;

в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях

и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого

с ребенком и др.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Направлены:

на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;

накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его; формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи

В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки здоровья», проблемно-игровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий

Коррекционные технологии

Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей.

Реализуются с помощью:

арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии; волновых технологий;

психогимнастики; фонетической ритмики;

развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для

В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией

Краткое описание

Когда можно применять

детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами)

Технологии поддержки детской инициативы

Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы

Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание.

В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии

В разных формах совместной деятельности педагогов и детей (в том числе занятиях),

в организации самостоятельной деятельности воспитанников

Технология «Ситуация»

Позволяет развить у детей способности

к самостоятельному «открытию» новых знаний

в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов:

Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность.

Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной

с ними деятельности.

Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная

с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.

Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности.

Этап 5. Включение нового знания (способа действий)

Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому,

физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса – коллекционировании

(в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др.

Краткое описание

Когда можно применять

в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях).

Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели

и определяют условия, которые позволили ее добиться

Технологии позитивной социализации

Технология «Открой себя»

Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:

научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи;

научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос

и находя нужного адресата;

сформировать навык коллективно-распределенной деятельности;

развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;

воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов;

развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата

В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях), при реализации детских  проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии, конструктивного взаимодействия

Технология «Воспитание чувств»

Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей:

преодоление детских страхов;

воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения;

развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству; формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.

В различных формах взаимодействия педагога с детьми,

во взаимодействии детского сада с семьей, в условиях семейного воспитания

Краткое описание

Когда можно применять

Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки

Технологии организации экспериментальной деятельности

Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Включает шесть основных этапов:

формулировка проблемы; выдвижение предложений, гипотез; проверка гипотез;

фиксация результатов; вывод;

вопросы детей, ответы педагога.

Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться

При организации  наблюдений и поисковой деятельности, при

проведении элементарных опытов (кратковременных и долгосрочных, опытов-доказательств и опытов- исследований,  демонстрационных и лабораторных), в том числе

в самостоятельном детском экспериментировании

Технологии проектной деятельности

Тематический образовательный проект

Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который:

требует такой  организации  педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей;

предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей;

базируется на инициативе детей;

включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую.

Включает пять этапов:

Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует

их к познавательной активности.

Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы

В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии с семьями воспитанников (детско- родительские проекты)

Краткое описание

Когда можно применять

на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей.

Этап 3. Реализация запланированных мероприятий. Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта.

Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты

в реализации общего тематического образовательного проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Исследовательская технология при проведении экспериментальных занятий со старшими дошкольниками"

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками....

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях танцевального кружка."

Рекомендация преднозначина для руководителей дополнительного образования и музыкальных руководителей. Презентация, описание, буклеты....

Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"

   Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искус...

Методические рекомендации по технологии экспериментально-исследовательской деятельности с применением технологии «Лэпбук»

 С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возраст...

Методические рекомендации: «Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенностям традицион...

Методические рекомендации: «Новые подходы в организации праздников и развлечений в детском саду»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в Программу ДОО включён раздел по «Культурно-досуговой деятельности», посвящённый особенност...