Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"
методическая разработка

Шайнурова Алсу Владимировна

     Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Одним из направлений в ДО стало обучение старших дошкольников игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matodicheskie_rekomendatsii.docx207.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ОТСМ -  ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы

Шахматы – это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие люди считают, что шахматы – это всего лишь приятный досуг. Однако эта замечательная игра является не только занятием, помогающим интересно провести время и пообщаться с другими любителями шахмат. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним  из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте.

Популяризация шахматной игры в образовательных учреждениях сегодня очень актуальна. Развитие шахматного образования отражается в нормативных документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Утверждена дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях округа.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский  писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Программа «Шахматы» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет), по которой мы работаем, разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» с целью  формирования представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности.

Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Концепции развития шахматного образования в ХМАО – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы», утвержденной совместным приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры и Департаментом культуры и спорта ХМАО – Югры №1066/196 от 30.06.2017г.

Рабочая программа составлена на основе программы "Шахматы для самых маленьких" И.Г.Сухина с учетом Методических рекомендаций по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.

Для реализации  программы «Шахматы» в старших и подготовительных группахиспользуются следующие игровые приёмы:

- проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз;

- создание игровых ситуаций,игровая мотивация (король попал в беду, звучит сигнал о помощи);

- загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;

- введение элементов соревнования; 

- элементы драматизации, инсценировки (сказка «Терем-теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона;

- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга);

На протяжении многих лет (с 2006 года) в нашем дошкольном учреждении используется технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (Общая теория сильного мышления – Н.Н.Хоменко (далее ОТСМ) и Теория решения изобретательских задач – Г.С. Альтшуллер (далее ТРИЗ), где в качестве наглядного материала используется большое количество моделей, схем, символов, знаков.

Данная технология применяется нами при реализации всех образовательных областей. При анализе данной технологии на предмет соответствия ФГОС нами было обнаружено, что данная технология в полной мере позволяет реализовать принципы, условия и сформировать целевые ориентиры у дошкольников, обозначенные в ФГОС, а также подходит и для шахматного образования. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в её инструментальности и относительной универсальности. Таким образом, ТРИЗ -  педагогика может с успехом использоваться для обучения  и поддержания интереса к игре в шахматы.

Цель методических рекомендаций –  обучение детей игре в шахматы с использованием технологии ОТСМ -  ТРИЗ.

Задачи:

- создать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности;

- развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;

-  способствовать 100% освоению программы воспитанниками по шахматному образованию.

Нами применяются следующие модели и алгоритмы технологии ОТСМ – ТРИЗ с целью шахматного образования:

- модель «Объект – имя признака – значение имени признака»

- составление рифмовок и загадок

- морфологическая таблица

- круги Луллия

- системный оператор

- дихотомия: пространственная, числовая «Да-нет»

- составление загадок

- формулировка вопросов

- создание детских проектов.

Рассмотрим данные модели подробнее.

1. Модель «Объект – имя признака – значение имени признака».Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки. Так и с шахматными фигурами.

Сравнение шахматных фигур (различных шахматных наборов) по признакам: материал, цвет, части, величина, форма (плоскостные, объемные) и др.

C:\Users\Алёна\Desktop\ТРИЗ с шахматами\проект Шахматы\фото\20170426_071246.jpg    C:\Users\Алёна\Desktop\ТРИЗ с шахматами\проект Шахматы\фото\20170426_071316.jpg

2. Плоскостная или линейная «Да-нет-ка» (вертикальная, горизонтальная)

Игра «Да-нет» - главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска. На ее основе разработаны тренинги в разных предметных областях.

На ряду с формированием понятий, связанных с ориентацией в пространстве, использую эту игру и в ознакомлении с шахматами (фото).

C:\Users\Алёна\Desktop\Изображения\Фотки\мои малыши\ПОДГ.ГР\20171214_071610.jpg вертикальная линейная «Да-нет»

Игровая задача: отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.

Алгоритм сужения поля поиска в пространстве:

  1. Ведущий загадывает предмет, расположенный в каком-либо пространстве (линейном, плоскостном, объемном).
  2. Вводятся правила игры: нельзя перечислять объекты; при поиске обязательно использовать слова, обозначающие местонахождение объекта в пространстве.
  3. Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска в пространстве (механизмом сужения является отсечение части пространства – находим серединку, отсекаем половинку).
  4. Выигрывают те, кто выйдет на загаданный объект, задав наименьшее количество вопросов.

3. Круги Луллия–это приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны.

Круги Луллия можно использовать в работе с дошкольниками как метод развития воображения, в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речии  шахматами.

При работе с шахматами, на маленьком круге – шахматные фигуры; на среднем – количество; на большом - схема движения шахматных фигур. Возможны разные варианты (фото).

C:\Users\Алёна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180312_183748(0).jpg

4. На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф Цвикки создал метод под названием «Морфологический анализ». Суть его та же самая, что и в кругах Луллия, но мыслительные операции, основанные на комбинировании, осуществляются с помощью вертикалей и горизонталей таблицы.

Составление морфологической таблицы:

- Изображение шахматной фигуры,

- Название фигуры,

- Количество фигур у одного игрока,

- Схема движения шахматных фигур

C:\Users\Алёна\Desktop\ТРИЗ с шахматами\проект Шахматы\фото\20170419_101532.jpgC:\Users\Алёна\Desktop\ТРИЗ с шахматами\проект Шахматы\фото\20170419_101544.jpg

или

C:\Users\Алёна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20171214_071317.jpg

5. Составление лимериков и загадок.

Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Строчки рифмуются следующим образом: первые две строчки между собой; третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Например:

Жили-были пешки

Крепкие как орешки.

Как солдаты сражались,

Ни кого не боялись.

Отважные были пешки!

Жил-был умный Король.

Он придумал пароль.

Свое поле охранял,

Королеву защищал.

Настоящий рыцарь!

Загадки составляются из сравнений сделанных по одному объекту. Для этого нужно выбрать объект и перечислить его признаки. Затем перечислить объекты, имеющие такие же признаки и составить единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

Например:

Стоит на поле, но не зеленом.

Имя как у животного, но не природа.

Бывает черным и белым, но не лебедь.

Ходит по клеткам одного цвета, но не шашка.

6.Составление текстов сказочного содержания.

     Для того чтобы помочь ребенку сочинить сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки – это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно-придуманное содержание.

     Метод «Каталога» выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результат, затем переходить к другим моделям.

     Суть этого метода к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, действий, характеров). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

     Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

В старшем дошкольном возрасте составлять тексты сказочного содержания методом каталога дети могут самостоятельно, по рабочим листам или на планшетах.

В роли сказочных героев шахматные фигуры, которые выбираются с помощью считалки, так же как и характер героя.

Далее заполняется по схеме в соответствии с вопросами алгоритма.

Тексты составляются по алгоритму:

  1. Жил-был… Кто?
  2. Какой он был? Что умел?
  3. Пошел он гулять (путешествовать)… Куда?
  4. Встретил злого… Кого?
  5. У главного героя был друг… Кто?
  6. Какой был друг по характеру?
  7. Как друг помог герою?
  8. Что стало со злым героем?
  9. Где друзья стали жить?
  10. Что стали делать?

Сказки, составленные детьми:

Кирилл, 6 лет:

Жил-был белый Король. Он был добрый и веселый. Однажды отправился он на турнир…  И встретилась ему на пути черная Пешка. Хотела поставить Королю шах и мат, и взять его в плен.  Но у Короля был друг – белый Слон. Он был очень трусливый. Напугался Слон и стал громко плакать. Пешке даже стыдно стало и она ушла в свое Черное королевство.  А Король и Слон вернулись в свой замок. Они играли в умные игры: особенно любили они шахматы и шашки. Слону очень нравились шашки, потому что они тоже ходят по диагонали.

Виктория, 7 лет:

   Жил-был, в Шахматном королевстве, белый Конь. Однажды он отправился в лес полюбоваться природой.Но белая Пешка не хотела, чтобы Конь ходил в лес, и загораживала ему путь. «Вдруг он заблудится!» - думала она. У Коня был друг Слон, он был очень веселый и развеселил и успокоил Пешку. Решила Пешка пойти с ними вместе. Отправились они втроем в лес и нашли в его глубине старую избушку, в которой никто не жил. Там была большая библиотека со сказками. Остались Конь, Слон и Пешка в библиотеке читать сказки, и научились сочинять новые.

7.Проектно-исследовательская деятельность, представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способным прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Успешно проектная деятельность может использоваться и для решения задач шахматного образования.

Для реализации проектно-исследовательской деятельности мы используем технологию ОТСМ – ТРИЗ, где выделяются следующие этапы:

1. Проблема, цель - выявить интерес ребенка, помочь ему сформулировать проблему и поставить цель (что имею, что хочу, что мешает).

2.Копилка (копилки) - сбор предметов, информации, картинок, высказываний, песен и др. – однородных объектов, которые выявляются в проблеме. Копилкой может быть всё, что касается шахмат.

3. Картотека (картотеки)- все объекты из копилки разделить по различным признакам: цвет, форма, величина, место обитания, материал, функция, количество и т.д.

4. Создание модели - раскладывание картинок, рисование схем.

5. Создание продукта- помочь ребенку наделить объекты новыми свойствами.

6. Презентация – короткий рассказ. Что хотели, зачем, что делали, как делали. Главное – чтобы ребенок мог самостоятельно объяснить – для чего всё это. Малышам можно помогать вопросами.

7. Новая задача (проблема) – побуждать ребенка увидеть новую задачу и поставить следующую цель.

Нами были реализовано несколько проектов, посвященных проблеме шахматного образования (Приложения 1,2)

Названные выше модели и алгоритмы технологии ОТСМ – ТРИЗ с целью шахматного образования успешно используются нами в организованной образовательной деятельности при реализации рабочей программы. Технологические карты непрерывной образовательной деятельности представлены в приложении 3.

Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы позволило достигнуть следующих результатов:

1. Создать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности;

2. Развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности По результатам педагогической диагностики уровня  сформированности  предпосылок учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов)  у детей подготовительной группы, с высоким уровнем  мыслительных операций  выявлено  85% детей, средний уровень отмечен у 15%. Высокий уровень произвольности отмечен у 55% , средний -  45%. Высокий уровень развития коммуникативных навыков  отмечен у  56%, средний — 44%.

3. Освоение программы воспитанниками по шахматному образованию составляет 100%, при этом освоение программы на высоком уровне – 67%.

Список используемой литературы:

1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.а.Васильевой

2. Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, речи, воображения и речи дошкольников», 2015г.

3. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир», 2015г.

4. Сухин И.Г. "Шахматы для самых маленьких", 2016г.

5. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС  ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

Методические разработки по обучению детей игре в шахматы

модель организации педагогического процесса и  комплекс логических игровых упражнений по шахматному образованию; мониторинг качества образования детей по обучению игре в шахматы...

Мастер-класс для родителей "Использование ТРИЗ технологии в обучении детей игре в шахматы"

В мастер-класс вошли методы и приемы ТРИЗ технологии которые можно использовать как для обучения, так и поддержания интереса к игре в шахматы....

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине"....

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...

Методическая разработка "Организация процесса обучения детей игре в шахматы"

Данная методическая разработка представляет собой систему работы по обучению детей игре в шахматы. Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении заняти...