Главные вкладки

    План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме:
    Ознакомление детей со скульптурой

    Запалацкая Наталья Николаевна

    Обобщение знаний о скульптуре, знакомство с анималистикой в скульптуре. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_skulptura.docx18.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по ознакомлению детей со скульптурой

    (старшая группа).

    Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, её изготовляются скульпторы из разных материалов.

    Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.

    Материал: скульптурой малой формы, иллюстрации с изображением памятников в Москве, иллюстрации с изображением памятников собакам, скульптура собаки, скульптурный пластилин, дощечки, салфетки.

    Ход.

    На доске (мольберте) иллюстрации (монум. скульптуры, парковая, малой формы). (Эту часть я проводила в спальне).

    - Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите?(скульптуры)

    - Как вы думаете, случайно ли они попали сюда?

    - О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)

    - Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы)

    - Где можно встретить монументальную скульптуру?

    - Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)

    - Какие вы знаете памятники? (А.С.Пушкину, Ю.Долгорукому)

    - Для чего делают памятники?

    - Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)

    - Кто же делает скульптуры?

    П.: Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.

    (Снимаю покрывало со стола)

    - Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? (скульптура малой формы)

    - Почему эти фигурки так называются?

    - Для чего нужна скульптура м.ф.?

    П.: Сделаны они из разных материалов.

    - Из каких материалов делают эти скульптуры?

    П.: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)

    - Какой материал самый хрупкий;

    самый холодный;

    самый твердый?

    - Из какого материала фигурки тяжелее?

    П.: Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках (показать). Скульптор тоже оставляет свой знак.

    (Показать бюст)

    - Как называется такой вид скульптуры?

    П.: Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой

    - Давайте еще раз посмотрим на скульптуру Е. Чарушина «Медвежата».

    - Скажите, какими предстают перед нами медвежата? (ответы детей)

    - Давайте и мы передадим позу и характер медвежат. (физкульпауза)

    П.: Посмотрите на наши вылепленные скульптуры (лепка проходила ранее), расскажите о своей скульптуре, какими вы изобразили медвежат? (рассказы детей)

    П.: Е.Чарушин не только создавал скульптуры, но и был художником-иллюстратором, художником-анималистом, потому что изображал животных (показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина)

    - Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон)

    П.: Сейчас я предлагаю Вам посмотреть небольшой фильм, в котором вы увидите инструменты скульптора, и как работает скульптор. (фильм можно найти в интернете или создать самостоятельно)

    (Садимся за столы в группе)

    Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.

    Гладишь – ласкается,

    Дразнишь – кусается.

                         (собака)

    П.: Перед вами на доске изображения разных скульптур собак. В мире существуют даже памятники собакам. В нашей, в городе Санкт-Петербурге, памятник собаке установлен в саду института экспериментальной медицины (показ). В Москве есть памятник собаке лайке. Собаки этой породы первые побывали в космосе. В Париже установлен памятник собаке Барри. Этот пес спасал заваленных снегом в горах людей. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в метель, пургу лекарства умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. Собаки принесли огромную пользу во время войны. Сколько раненых они спасли на поле боя?! Недаром говорят: «Собака – друг человека». Во многих домах можно встретить различные скульптуры собак. У нас в группе тоже есть такие скульптуры (показ).

    - Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)

    П.: Вот эта собака породы такса.

    - Какая она?

    - Какое у нее тело, уши, хвост?

    - В какой позе изображена собака?

    (Рассмотреть еще две-три скульптуры)

    - Как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?

    П.: Перед началом работы проведем небольшую пальчиковую гимнастику (по выбору педагога). А теперь приступайте к работе, все необходимое имеется у вас на столах.

    По окончанию работы рассмотреть получившиеся фигурки. (Выставить на отдельном столе. Дети рассказывают о своих работах.)

    Итог.

    - Что нового сегодня узнали?

    - Что запомнилось больше всего?

    - Как называют скульпторов и художников, изображающих животных?