Педагогический проект "Научился вырезать - можешь в сказку поиграть"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Хлебникова Ольга Геннадьевна

Проект по совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста навыков вырезывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nauchilsya_vyrezat_-_mozhesh_v_skazku_poigrat.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №387»

Педагогический проект

«Научился вырезать – можешь в сказку поиграть!»

Руководитель проекта:

Хлебникова Ольга Геннадьевна

Пермь 2011

Тип проекта

педагогический

Участники

  1. Автор – Хлебникова О.Г. – воспитатель подготовительной группы
  2. Целевая группа – дети подготовительной группы, их родители

Масштаб

  1. Временной –9 месяцев (сентябрь – май 2011-2012)
  2. По количеству целевой группы – 20 детей подготовительной группы,     20 семей воспитанников.

Основание для разработки (актуальность).

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Очень велики потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Аппликация относится к образовательной области «художественное творчество» и решает задачи по развитию детского творчества и развитию продуктивной деятельности детей.  Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. И наоборот, недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности.

Именно такую проблему обнаружили мы в своей группе после диагностических занятий по изодеятельности с детьми 6 лет в начале учебного года. По результатам диагностики (Диагностическая карта 1) дети показали неплохой результат в лепке и рисовании 65% высокий и средний уровень и только 30% детей показали средний уровень умений и навыков в создании аппликации, а именно в технических навыках вырезывания. Всего   35 % детей проявили интерес к данному виду изодеятельности (средний уровень). Провели анкетирование родителей. По его результатам выяснилось, что:

  1. 30% детей (по мнению родителей) проявляют интерес к работе с ножницами в домашних условиях, и столько же не берут ножницы в руки дома;
  2. 20% родителей занимаются аппликацией и вырезыванием совместно с ребенком;
  3. 70% родителей считают, что умение владеть ножницами ни как не влияет на подготовку ребенка к школе;
  4. 100% родителей детей-левшей не знают о существовании специальных детских ножниц для леворуких;
  5. 30% родителей считают работу с ножницами для детей опасным делом.

Проанализировав ситуацию, выявили её причины:

  1. У детей понижен  интерес к данному виду изодеятельности.
  2. Детям не знакомы основные приемы вырезывания.
  3. Непонимание  родителями важности данного вида деятельности для развития детей.
  4. Данную группу детей мы взяли только в подготовительной группе.
  5. Детям – левшам неудобно вырезывать обычными ножницами.

(В группе 3 ребенка-левши).

Поднять интерес детей к аппликации и конкретно вырезыванию из бумаги можно при помощи приобщения детей к миру сказок.

Сказки занимают огромное место в жизни ребенка. До семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища – «не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб» (К.И.Чуковский). Сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие.  Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период – дошкольное детство.

Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить его  фантазию, творчество и творческую продуктивную деятельность. Так же создать условия для интегрирования знакомства с художественной литературой и продуктивной деятельности детей.

Под педагогическими условиями понимаются  «обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают  достижение заранее поставленных целей». В связи с этим была определена цель нашего проекта.

Цель проекта.

Создание  оптимальных  условий для повышения уровня владения навыками и умениями детьми подготовительной группы в вырезывании из бумаги, создании  аппликации и изделий ручного труда.

Задачи проекта.

Организационные:

  1. Разработать и апробировать систему образовательных ситуаций по обучению детей техническим навыкам вырезывания.
  2. Пополнение развивающей среды.

Образовательные:

  1. Научить детей пользоваться шаблонами и трафаретам.
  2. Познакомить детей с основными приемами вырезывания:
  1. вырезывание правильных геометрических форм,
  2. вырезывание из бумаги, сложенной вдвое,
  3. вырезывание из бумаги сложенной в несколько раз,
  4. вырезывание из бумаги сложенной гармошкой,
  5. вырезывание по частям,
  6. вырезывание силуэтное,
  7. вырезывание по контуру.
  1. Познакомить детей с техникой мозаики.
  2. Повысить интерес детей к аппликации и вырезыванию из бумаги.
  3. Повысить компетентность родителей по данному вопросу.
  4. Развивать творчество, фантазию при создании материалов к обыгрыванию сказок и иллюстрированию книжек-самоделок.

Этапы реализации проекта.

Организационный – 2 месяца (сентябрь – октябрь):

  1. Составление диагностических карт.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Подбор материала консультаций для родителей.
  4. Пополнение развивающей среды.
  5. Составление плана мероприятий по ознакомлению детей с героями и содержанием сказок.
  6. Составление перспективного плана работы по обучению детей технике вырезывания.
  7. Разработка планов-конспектов упражнений по обучению детей техническим навыкам вырезывания из бумаги.

Основной – 8 месяцев (октябрь – май):

  1. Знакомство детей со свойствами бумаги.
  2. Составление альбома «Виды бумаги».
  3. Знакомство детей с содержанием и персонажами сказок.
  4. Цикл занятий-упражнений по обучению детей использованию трафаретов, по обучению детей технике вырезывания.
  5. Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с аппликацией в технике мозаики.
  6. Творческая мастерская по изготовлению магнитного театра по русским народным сказкам.
  7. Совместная деятельность воспитателя с детьми по изготовлению книжек-малышек с любимыми сказками детей.
  8. Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по теме «Андерсен – художник».
  9. Работа с родителями:
  1. Консультация «Леворукий ребенок».
  2. Консультация «Как обычные ножницы могут подготовить ребенка к школе?».
  3. Мастер-класс для родителей «Новогодняя мастерская».
  4. Конкурс поделок  «Символ 2012 года из бумаги».
  5. Выпуск брошюры-пособия для родителей «Театр на пальчиках».

Аналитический:

  1. Организация выставки для родителей, сотрудников ДОУ и детей других групп «В гостях у сказки».
  2. Анкетирование родителей.
  3. Диагностирование детей.

Стратегия и механизмы реализации (план действий).

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Организационный

Составление диагностических карт.

Сентябрь

2011

воспитатель

Анкетирование родителей (Анкета 1).

Подбор материала консультаций для родителей.

Составление перспективного плана работы по обучению детей технике вырезывания (Работа будет вестись помимо занятий по изодеятельности во вторую половину дня).

Октябрь

2011

Составление плана мероприятий по ознакомлению детей с героями и содержанием сказок.

Октябрь

2011

Пополнение развивающей среды:

Приобретение картона и бумаги разной по…

фактуре,

размерам,

цветам,

оттенкам,

способам окраски и т.д.;

Приобретение ножниц для левшей;

Создание коллекции шаблонов и трафаретов (готовых, самодельных, нестандартных).

Формирование альбома с образцами, выполненных воспитателем, детьми и их родителями.

Изготовление дидактических игр, помогающих в вырезывании простых форм («Сложи квадрат», «Сложи круг», «Сложи фигуру» и т.д.)


Сентябрь – Октябрь

2011

воспитатель

Разработка конспектов упражнений по обучению детей техническим навыкам вырезывания из бумаги.


Сентябрь – Октябрь

2011

воспитатель

Основной

Знакомство детей со свойствами бумаги; создание альбома «Виды бумаги».

Октябрь

2011

воспитатель

Цикл занятий-упражнений по обучению детей использованию трафаретов:

  1. «Обведи и раскрась».
  2. «Нарисуй картину при помощи трафаретов».
  3. «Рисуем сказку».

Октябрь

2011

воспитатель

Цикл занятий-упражнений по обучению детей технике вырезывания.

(1 занятие в неделю)

1. Вырезывание правильных и геометрических форм:

  1. «Ковер из сказки «Царевна-лягушка».
  2. «Дымковская лошадка» (коллективная аппликация, вырезывание кругов).

2. Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое:

  1. «Сказочные бабочки».
  2. «Три медведя».

3. Вырезывание из бумаги сложенной в несколько раз:

  1. «Снежинки – подружки Снегурочки».
  2. «Цветы объемные».

4. Вырезывание из бумаги сложенной гармошкой:

  1. «Забор для сказочного домика».
  2. «Весёлые человечки».

5. Вырезывание по частям:

  1. «Сказочный дворец».
  2. «Карета для Золушки».

6. Вырезывание силуэтное без готового контура:

  1. «Золотая рыбка».
  2. «Гадкий утенок» (коллективная работа).

7. Вырезывание по контуру:

  1. «Сказочные загадки и отгадки».
  2. «Декорации к сказкам».
  3. «Иллюстрации к книжке-самоделке».




Ноябрь

2011








Декабрь

2011







Январь

2012






Февраль

2012


воспитатель

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с аппликацией в технике мозаики:

  1. «Контурная мозаика».
  2. «Снежинки – подружки Снегурочки».


  1. «Дед мороз», «Снеговик».
  2. «Медной горы хозяйка» (коллективная).




Ноябрь

Декабрь

2011

Январь

Февраль

2012

воспитатель

Творческая мастерская по изготовлению магнитного театра по русским народным сказкам.

(Сказки по желанию и выбору детей)

Март – Май

2012

воспитатель

Совместная деятельность воспитателя с детьми по изготовлению книжек-малышек с любимыми сказками детей.

Май – Май

2012

воспитатель

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по теме «Андерсен – художник».

Март

2012

воспитатель

Работа с родителями:

Консультация «Леворукий ребенок».


Консультация «Как обычные ножницы могут подготовить ребенка к школе?».


Мастер-класс для родителей «Новогодняя мастерская».


Конкурс поделок «Символ 2012 года из бумаги».


Выпуск пособия для родителей «Театр на пальчиках».


Октябрь

2011

Ноябрь

2011


Декабрь

2011


Декабрь

2011


Март

2012

воспитатель

Аналитический

Организация выставки для родителей, сотрудников ДОУ и детей других групп

«В гостях у сказки» (лучшие работы детей).

Апрель

2012

Анкетирование родителей (Анкета 2).

Май 2012

Диагностирование детей

(Диагностическая карта 2)

Май

2012

Организационные особенности проекта

  1. Знакомство детей с содержанием сказок и их персонажами будет осуществляться на разных этапах детской деятельности в соответствии с планом:
  1. ежедневное чтение;
  2. занятия по ознакомлению детей с художественной литературой;
  3. занятия по изобразительной деятельности;
  4. самостоятельная и совместная  деятельность в уголке книги;
  5. самостоятельная художественная деятельность;
  6. театральная деятельность (театрализованные игры, просмотр спектаклей, показ театра картинок и т.д.);
  7. просмотр мультфильмов и компьютерных презентаций;
  8. литературный вечер.
  1. Занятия-упражнения по обучению детей использованию трафаретов и  по обучению детей технике вырезывания и аппликации  будут проходить в вечерний отрезок времени 1 раз в неделю с октября по май. Длительность занятия 35-40 минут.
  2. Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с аппликацией в технике мозаики – 1 раз в месяц с ноября по февраль.

Ожидаемый (предполагаемый) результат

Промежуточный

  1. В реализации проекта примут участие 20 детей подготовительной группы, 20 семей воспитанников, автор проекта.
  2. У детей повысится  интерес к работе с ножницами и бумагой. 75% детей покажут высокий и средний уровень по этому показателю.
  3. Дети овладеют основными приемами вырезывания:
  1. вырезывание правильных геометрических форм,
  2. вырезывание из бумаги, сложенной вдвое,
  3. вырезывание из бумаги сложенной в несколько раз,
  4. вырезывание из бумаги сложенной гармошкой,
  5. вырезывание по частям,
  6. вырезывание силуэтное,
  7. вырезывание по контуру.
  1. Дети начнут проявлять творчество и фантазию; будут с удовольствием участвовать в создании книжек-самоделок, приготовлении материалов для обыгрывания сказок (театр картинок, магнитный театр).
  2. Повысится компетентность родителей по данному вопросу. Родители познакомятся с приемами руководства детской деятельностью по вырезыванию в домашних условиях.
  1. В группе будут созданы  оптимальные условий для плодотворной работы детей с бумагой и ножницами, для создания аппликаций и изделий ручного труда.

Итоговый

  1.  Повысится уровень владения навыками  и умениями детьми подготовительной группы в вырезывании из бумаги на 40%.

Трансляция проекта:

  1. Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.
  2. Открытый показ непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме «Андерсен – художник» на городском МО для педагогов по изодеятельности.
  3. Публикация.
  4. Отчет о реализации проекта на итоговом педагогическом совете в мае 2012 года.

Перспектива проекта:

  1. Использование материалов проекта педагогами других групп старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое развивающее занятие «Встреча со сказкой» для детей 5-6 лет.

Цель:развитие познавательных способностей (память, внимание, мышление, воображение), развитие навыков эмпатии, сотрудничества, научить детей элементам психогимнастики....

Педагогический проекта «В гостях у сказки» (для детей среднего дошкольного возраста).

Данный материал разработан для детй среднего дошкольного возраста. Цель проекта: использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...

Педагогический проект: Литературная викторина «Знаток сказки» (по сказкам К.Чуковского).

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе....

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА «Карандаш пришёл с друзьями: поиграйте, дети, с нами!» 2018

Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной деятельности)Задачи:Развивающие: обогащать словарь детей, стимулировать развитие мелкой моторики рук.Обучающие: познаком...