Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста лепка по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Суровежина Любовь Владимировна

Конспект совместной деятельности лепки из глины по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская коняшка».

Программное содержание:

Закрепить знания детей о дымковской  игрушке: из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Учить соединять части фигурки. Формировать умение работать с глиной.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки», игра – лото « Русский сувенир».

Материал: глина, доски, стеки, вода, тряпочки.

У воспитателя – дымковская игрушка (коняшка), схема с показом способа лепки.

Содержание занятия:

Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

-  Ребята, как вы думаете,  кто это? Давайте посмотрим!  

Воспитатель вносит дымковскую коняшку.

У меня есть дружок -

Златогривый конек,

Эх, свистну, гикну, прокачусь.

И обратно ворочусь.

-   Вы узнали меня? Кто же я? (ответы детей)

-   Какие еще дымковские игрушки вы знаете? (барыня, индюк, петушок, кавалер, уточка, няня, водоноска и др.)

-   Где делают  дымковские игрушки? (село Дымково)

-   Вы знаете, почему оно так называется?

-   Из чего делают дымковские игрушки?

-   Как же мастера делают такие игрушки? (лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись).

-   Какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белые)

-  Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)

-   А какие узоры на дымковских игрушках? (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка)

-  Чтобы они получились еще наряднее, что добавляют? (золотую краску, «сажают золото»)

-   Молодцы, вы много знаете о дымковских игрушках. Поэтому я принес для вас подарки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и назвать лишний предмет. Игра «4 лишний»: карточки с изображением разных игрушек (дымковские барыня, козлик, индюк и матрешка; и др.)

-   Молодцы! Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают  её в движении (барыня -  дети двигаться как, дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка -  скачут, как лошадка; индюк - идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д.).

-   Молодцы! А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую, где мы будем лепить дымковскую игрушку (коняшку).

-   Что нам понадобится для работы? (глина)

-    Какая глина на ощупь? (ответы детей)        

 Как тянутся руки к глине,

 Хочется мять и мять,

 Потом получится грива,

 Хвост и стать.

 Коняшка родимый,

 Ты появился на свет,

 Какой ты желанный,

 Цены тебе нет.

-   Сейчас мы с вами будем лепить коняшек, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной, меж ушей – челка…»

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коняшку): какие части, детали, их форму – и определить каким способом лучше лепить.

-   С чего начнете работу? (с деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше для хвоста и гривы)

-   Как будем лепить коняшку?

 Воспитатель показывает способы лепки каждой части и их соединение.

-   Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части  ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние.

Фигура дополняется деталями: хвост и грива – слегка оттягиваются и прищипываются. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу.

-   Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

-   Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских коняшек. Приступайте к работе.

Дети лепят коняшку.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки, отмечают наиболее  выразительные и удачные.

Воспитатель сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу – будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поможем утёнку Тиму»

В процессе совместной деятельности дети в игровой форме могут закреплять умение определять эмоциональное состояние героев на изображении (радость, грусть, спокойствие)....

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Математическое королевство»

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Математическое королевство» с использованием элементов технологий логоритмики и ТРИЗ...

конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)

конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)...

Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну здорового питания»

формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;-закрепить у детей понятие «витамины», их обозначение и пользу для организма человека;-закрепить знания детей о рациона...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста. Лепка "Дымковский петух"

Народное декоративно – прикладное искусство дымковская игрушка "Петух" ...