ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЗПР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по аппликации, лепке на тему

Иванова Ольга Михайловна

 

Предлагаю опыт  моей  работы по развитию творческих  способностей детей  дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.

Использование   нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  но  и  в  общем   психическом   развитии  ребёнка.  Ведь,  в  конце  концов,  самоценным  является  не  конечный  продукт – рисунок  или   аппликация,  а  развитие  личности  ребёнка,  его  творческого  потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_olga_mihaylovna.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Иванова Ольга Михайловна,  воспитатель,

                                                                       Муниципальное бюджетное дошкольное

                                                                       образовательное учреждение

                                                                       муниципального образования г. Саяногорск

                                                                              детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ  ЗПР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного общения, полноценное развитие творческих способностей.

         В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, особенно для детей с задержкой психического развития.

Среди различных видов деятельности дети отдают предпочтение изобразительному искусству, как наиболее интересному и занимательному. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступными  из  них  являются  рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком,  печатание,  обрывание  бумаги и т.д. В старшем возрасте эти же техники дополняют  художественный  образ, создаваемый  с  помощью  более  сложных нетрадиционных  материалов.

Опыт  моей  работы  свидетельствует: рисование  необычными  материалами  позволяет  детям  ощутить  незабываемые  положительные  эмоции,  реализовать свой  творческий  потенциал.  А  эмоции,  как  известно – это  и  процесс, и  результат  практической  деятельности, прежде  всего  художественного  творчества. По  эмоциям  можно  судить о том, что  в  данный момент  радует,  интересует,  огорчает,  волнует  ребёнка,  что  в  свою  очередь  характеризует  его  сущность,  характер,  индивидуальность.

Целью мое работы является, развитие  творческих  способностей детей  дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.

В работе использую следующие задачи:

  1. познакомить  детей  с  нетрадиционными  видами  изобразительной   техники          («рисование  пальчиками»,  «рисование  ладошкой»,  «размывание  краски  пальцем»,  «тычкование»,  «печать»,  «оттиск»,  «свеча»,  «монотипия»,  «кляксография»,  «набрызг», и  др.);
  2. научить  детей  манипулировать  с разнообразными по качеству, свойствам      материалами;
  3. развивать  у детей наблюдательность,  умение видеть характерные   эстетические   признаки  окружающих  объектов;
  4. развивать способность к  изобразительной  деятельности (чувство цвета, формы,    композиции);
  5. развивать   познавательных   и   творческие     способности      детей;
  6. учить  детей  самостоятельно  находить  приёмы  изображения  как  в  отдельных видах       изобразительной   деятельности  (лепка,  аппликация,  рисование),   так    и     при    их     интеграции  (объединении);
  7. воспитывать  у  детей  личностную   позицию  как  при  восприятии   произведений    изобразительного   искусства, так   и  в процессе  самостоятельного  творчества;
  8. поощрять  стремление   детей   к   изобразительной  деятельности   через       нетрадиционные  техники  выполнения  работ.

Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа.

Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах я рисую сама, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем я рисую, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: “На что похоже?”, Найди такой же”, “Что ты увидел в пятнах?”. Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой), на развитие руки. Например, “Помоги найти похожий цвет”, “Что бывает этого цвета?”. Провожу эксперименты с цветом, добавляя белую гуашь в другие краски. В результате получаем осветленные тона. Знакомлю детей с оттенками основного цвета. Постепенно учимся получать оранжевый, голубой, розовый тон. Дети сравнивают цвета, сами отмечают, какой цвет основной, какой цвет добавлен и в какой пропорции. Чтобы вызвать желание рисовать, ребенок становится участником событий и помогает героям в беде, например, “Помоги Зайчику найти дорожку”.

На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги. И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: “Красивые цветы”,  

“ Весёлый  мухомор ”.

Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой. Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток. Затем пальчики вытираются салфеткой. Когда дети усвоят правила последовательности рисования пальчиком и ладошкой, я предлагаю им поиграть в “парафинку-невидимку” с использованием парафиновой свечи. Я рисую контур, а дети наносят мазки, пятна, а затем закрашивают все краской и чудо – на листе альбома появились листочки, снежинки, “Овощи в корзине”, “Берёзовая  роща”. Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Например, я рисую дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи.

Постепенно дети знакомились и применяли в работе различные изобразительные материалы. Они рисовали красками, мелками, карандашами, фломастерами. Пользовались вспомогательными средствами – печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы находятся в доступном месте для детей, ребенок свободен в выборе материалов.

Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, приступаю к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям. Дети с удовольствием и интересом занимаются техникой “монотипия” - оттиском графического изображения. Они изображают бабочек, дома, деревья и многие другие предметы. Существует два способа работы с монотипией.

Первый способ – это когда наносится рисунок на одну половину листа краской / применять различные цвета/, лучше использовать сочные цвета. Затем сгибаем лист пополам и проглаживаем его. Осторожно разворачиваем лист и рисунок уже готов. К нему можно дорисовать недостающие детали.

Второй способ – это отпечаток. К этому времени у детей сформировались изобразительные умения и навыки. Они рисуют предметы овальной и угольной формы. На плотном листе бумаги рисуется рисунок гуашевой краской, а затем на чистый лист отпечатывается. Рисунок получается слегка расплывчатый, такая живопись не оставляет ребенка равнодушным к рисованию. Дети начинают фантазировать, придумывать свои сюжеты.

Нарядны и необычны рисунки в виде открыток на ярком “бархатном” тоне. Выполнение этой техники очень простое, но занимательное для детей. Вырезаем из бумаги какой-нибудь узор, фигуру, цветок. Накладываем узор на подготовленный для открытки плотную бумагу, придавливаем узор монеткой, а затем путем набрызга /старую зубную щетку несколько раз проводим по гуашевой краске/ стряхиваем краску на лист бумаги. Снимаем бумажный узор – открытка готова! Такие открытки начинаем готовить заранее к праздникам в свободное от занятий время.

Так шаг за шагом, постепенно дети осваивают все техники, они становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах. Они могут рисовать разными материалами, придумывают свои сюжеты для рисунков. Стали использовать разные материалы, при изображении одного рисунка используют разные техники.

Опыт  моей  работы с  дошкольниками по  использованию  нетрадиционных   приемов  изобразительной   деятельности   доказывает эффективность  этой   методики.  Изобразительная  деятельность  с  применением  нетрадиционных  материалов  и  техник  способствует  развитию  у  детей:

• мелкой  моторики  рук  и  тактильного  восприятия;

• пространственной  ориентировки  на листе  бумаги,  глазомера  и

  зрительного  восприятия;

• внимания,  образного и логического мышления, памяти, воображения,

   речи;

• изобразительных навыков  и  умений,  наблюдательности,

  эстетического  восприятия,  эмоциональной  отзывчивости;

• креативности  (оригинальности);

• самостоятельности, навыков  контроля  и самоконтроля;  

• творческих  способностей.  

Успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями.  Чем  теснее  это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребёнок. Очень важно,  чтобы  родители  формировал у  своих  детей  уверенность в себе и своих возможностях при создании  изображения  предметов доступными средствами  выразительности, чтобы  поддерживали творческие  проявления  детей.

           Таким  образом,   использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  но  и  в  общем   психическом   развитии  ребёнка.  Ведь  в  конце  концов  самоценным  является  не  конечный  продукт – рисунок  или   аппликация,  а  развитие  личности  ребёнка,  его  творческого  потенциала.  Я  намерена  и  дальше  продолжать  работу  в этом  направлении,  так  как  нетрадиционные  техники  рисования  техники  рисования  открывают  большие  возможности  развития  творческих  способностей,  фантазии,  воображения   у  детей.  Границы  нетрадиционных  способов  изображения  можно  постоянно  расширять,   сочетая   их   друг    с    другом,     придумывая    новые.

Дерзайте,   фантазируйте   и   к    вам   придёт   радость- радость творчества,  удивления  и  единения  с  вашими  воспитанниками.

Литература:

  1. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. — М, 1994–320с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М: Просвещение, 1997–93 с.
  3. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. — М: Просвещение,1995–64 с.
  4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000
  5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М, 1995–156 с.
  6. Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование – М., 2004
  7. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996
  8. Левин В. А. Воспитание творчества — Томск: Пеленг, 1993–299 с.
  9. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика — М, 1976–339 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы « Развитие творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности»

  В этой работе раскрыты новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка...

Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».

В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...

Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"

Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива....

Опыт работы на тему : «Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей».

Опыт работы на тему :«Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей»....

Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...

Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»

Сообщение из опыта работы по теме:«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольник...