Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
статья по аппликации, лепке по теме

Абудалеева Фатима Машитовна

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx177.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

                Наш важнейший педагогический инструмент –

       умение глубоко уважать человеческую личность в          

       своем воспитаннике.

       Мы этим инструментом призваны творить очень      

       нежную, тонкую вещь:

       желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем    

       вчера.

       Это желание не возникает само по себе, его    

       можно только воспитать.

В. А. Сухомлинский.

        Изобразительная деятельность, в частности лепка, заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе лепки в период дошкольного возраста совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. За этот период жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст является актуальным для  овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве.

Среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с задержкой психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.

Одним из наиболее актуальных задач педагогов дошкольных учреждений  для детей с задержкой психического развития является – развитие овладения ими творческими видами деятельности. Так как развитие творчества всегда было одним из важных факторов познания окружающего и коррекционных средств.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности в целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина). Наметились новые пути в развитии художественной деятельности, не традиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как развитию личности ребенка, так и в целом творческому потенциалу ребенка. Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму.  Они очень любят лепить.

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей с ЗПР умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Большое значение, как средство выразительности приобретает цвет пластилина. Дети учатся осваивать прием «вливания одного цвета в другой», смешивая разные цвета пластилина.

Но не каждый знает о том, что с помощью пластилина можно не только лепить, но и рисовать. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография».  

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Лепка представляет для дошкольников с ЗПР некоторые трудности. У одних детей понижен, у других повышен мышечный тонус моторики рук, и они не все могут правильно передать в лепке, что они хотят слепить. А пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и умению владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаз,  правильно пользоваться пластилином и стеком. А так же развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

Обучающие:

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;
  • научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  •  закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;                                                                    
  • обучение умению ориентироваться на листе картона;                                      
  • возбудить фантазию и воображение
  • ознакомление с окружающим миром.                                                                  

Воспитательные:

  • воспитать волевые качества такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
  • формировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь);
  • развитие творческих способностей;
  • развить самостоятельность, аккуратность;                                                                    
  • расширение словаря;                                                                                                      
  • развитие моторики и глазомера;
  • развитие коммуникативных навыков.                      

        Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» (Г.Г. Григорьева).

        Занятия всегда проходят под руководством, но в работе всегда учитываю желание детей, настроение, возможности, интересы. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получают знания и умения, навыки, идёт знакомство с миром разных предметов, и расширяются возможности изобразительной деятельности в процессе частичного использования, бросового и природного материалов. Занятия проводятся, в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации: снятию усталости и напряжения, так необходимого детям ЗПР.

        Как правило, большое количество картин и композиций создаваемые в группе – это коллективные работы детей. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

        Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции  с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

        выполнение декоративных налепов разной формы;

•        сплющивание, прищипывание;

•        оттягивание деталей от общей формы;

•        плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой;

•        смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков – приём «вливания одного цвета в другой».

        У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

        Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:

1.        Дети увереннее работают с пластилином, и лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

2.        Свободнее экспериментируют с инструментами и художественными материалами.

3.        Дети становятся более внимательными, учатся видеть красоту.

4.        Развивается мелкая моторика и координация рук.

6.        Детям получают возможность выплеснуть отрицательные эмоции.

7.        Чувствуют себя более уверенно, что даёт возможность удивляться, радоваться.

Для того чтобы работа была качественной необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

  • во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
  • предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
  • устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
  • покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

        Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает веселое настроение у детей. Формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость. Это способствует развитию личности ребенка. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные трудовые навыки и навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение). Отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика, что находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

        Таким образом, в воспитании, ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций. При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000

6.  Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

10. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2

11. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12                                                                                          

17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

18. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10

20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004

21. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

Обобщение педагогического опыта Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тема:«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста».“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”.В....

«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Введение.Обучить творчеству нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению.Л.С. ВыготскийФормирование творческой личности – одна из наиболее важных з...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В соответствии с новым ФГОС  одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетиче...

«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Кружковая работа.  «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»...