Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Умей-ка» ( возраст 5-7 лет)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Милых Лариса Ивановна

Программа разработана для педагогов дополнительного образования,  работающих в детских дошкольных учреждениях со старшими и подготовительными группами с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

дополнительного образования детей

«Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения»

  1. УТВЕРЖДАЮ
  2. Директор БОУ ОО ДОД ОДЮЦТиК

_____________ С.П. Малютин

12 сентября 2013  г.

 Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Умей-ка»

(продолжительность 2года,  возраст детей 5-7 лет)

Автор-составитель: Милых Лариса Ивановна,

педагог дополнительного образования,

руководитель кружка  «Фантазия» ОДЮЦТиК

Утверждена на методическом совете 12 сентября 2013 г.

протокол № 5

Председатель совета

  1. Омск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                        

                                                       Китайская мудрость гласит

                                                        « Я слышу – я забываю,

                                                         Я вижу – я запоминаю,

                                                        Я делаю – я понимаю».

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Умей-ка» художественно-эстетическая.

Актуальность программы

Работая много лет по типовым программам для детского сада,  а также по блоку декоративно - прикладного творчества программы художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, Москва 2007, издательство Карапуз-дидактика, я пришла к решению взять ее за основу, для моей дополнительной общеобразовательной программы «Умей-ка». Актуальность данной программы это ее ориентирование на Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования (проект), с учетом психолого-возрастных особенностей детей , изменение традиционной формы работы, углубление знаний и умений при работе с различными художественными материалами, программа разно уровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребенка.

Ведущим видом деятельности данной возрастной группы, является игра. Программа насыщена различными игровыми методиками например: «Сюрприз», «Чудесный комочек». Мышление 5-7 летних детей наглядно - образное, обучающее занятие строится с максимальным показом яркого наглядного материала и образным рассказом по изучаемой теме. С целью повышения и улучшения мыслительной деятельности применяю ряд кинезиологических упражнений, например «Мешочек с шишками».

 Развитие у обучающихся приемов сотрудничества в процессе творческой деятельности (см. приложение) проходит также через игровые действия.

Для развития сенсорики и моторики руки обязательно использую пальчиковые игры (см. приложение).

Еще одна особенность этого возраста сравнительная слабость произвольного внимания (волевое регулирование здесь  ограничено), важно периодически менять виды деятельности. Программа работает на профилактику нарушения осанки, зрения. На занятиях провожу оздоровительные динамические паузы, гимнастику для глаз. Например метод «Точки», когда яркие кружочки диаметром 2-3 см размещаю под разным углом зрения и предлагаю детям отыскать их, не поворачивая головы, а только глазами.

Цель: Формирование  творчески активного ребенка, через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

-способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);

- развивать рефлексию, через пред восхищение результатов;

 -способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;

- знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного     творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми; 

-развивать у детей навыки владения карандашом, кистью;

-осваивать    умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;

-развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.

Планируемые результаты.

По окончании обучения будут сформированы личностные результаты

  • умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
  • установки на безопасный и здоровый образ жизни;
  • начальные навыки адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Метапредметные результаты

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений.

Предметные результаты

  • владение терминологией (в рамках направления программы, с учетом возраста).
  • начальные технологические знания о материалах: бумага, пластилин
  • об инструментах и материалах для скрепления;
  • о простейших способах технологической обработки бумаги;
  • об обозначениях в технологической карте;
  • овладеет начальными трудовыми умениями;
  • получит навыки трудового опыта.

Планируемые результаты 1 года обучения

Личностные

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • установки на безопасный и здоровый образ жизни;

метапредметные

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений.

Предметные

  • техника безопасности, организация рабочего места;
  • владение терминологией (понятие «геометрические фигуры»,     «композиция», «шаблон», «линия горизонта», «узор геометрический».);
  • основы цветоведения (цветовой круг, основные цвета, теплые, холодные);
  • освоение приемов симметричного вырезания заданных форм; 
  • разметка круга по шаблону; 
  • знания инструментов и материалов для скрепления (ножницы, стеки, клей ПВА, стиплер);
  • заполнять пространство контурного изображения рисунка в заданном направлении различными материалами (бумага, нитки, бисер);
  • представление о техниках аппликации (симметричная, обрывная, накладная);
  • овладеет приемами лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание);

Планируемые результаты 2 года обучения

Личностные

  • умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
  • начальные навыки адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • формирование навыка самостоятельной работы

Метапредметные

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений.

Предметные

  • приемы аппликативного оформления бытовых изделий - прорезной декор;
  • способность к интеграции изобразительных техник;
  • совершенствование техник вырезания симметричных предметов из бумаги;
  • сочетать  в одном художественном образе аппликативные и графические элементы;
  • сочетать разные художественные материалы при выполнении творческих задач

Контингент объединения

Возраст обучающихся 5-7 лет

Сроки реализации программы два года.

Область применения программы

Программа может использоваться в системе дополнительного образования, в работе дошкольных учреждений.

Объем работы объединения

Программа рассчитана  на 2 года для учащихся 5-7 лет. В группе 12- 15 человек. Занятия проходят 2 раз в неделю  по  2 часа (итого 144 часа в год).

Правила приема: Доступна  для любого ребенка (без специального отбора).

Мониторинг образовательных результатов

Для мониторинга образовательных результатов обучающихся используются диагностические методики следующих авторов Комарова Т. С. «Дорисовывание кругов», упражнение «Дорисуй»; методика П. Торренса «Нарисуй картинку».(см.приложение 3 ).

Также разработан лист диагностики предметных умений на вводном занятии, и лист диагностики предметных умений текущего оценивания.

Педагогические технологии, применяемые при обучении, методы и формы работы 

Весь образовательный процесс  ориентирован на выполнение Государственного образовательного стандарта.

В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного  подхода в обучении и воспитании:

Деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,  

личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе, когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций обучающихся;

групповая технология (групповой опрос, интегрированные занятия, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

 игровые технологии (физические, обучающие, сюжетные, с предметом)

технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;

технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;

технология коллективной творческой деятельности (для младшего возраста игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты). 

Способы организации деятельности:  

  • групповые
  • в малых группах
  • опытно-экспериментальное действие
  • игра

Это необходимые условия реализации указанных технологий.

Педагогические приемы такие как: снятие страха перед тем, что предстоит сделать, авансирование успеха, усиление мотива деятельности.

Педагогическая оценка исключительности того, что сделал обучающийся. Создание ситуации борьбы за успех, скрытая помощь, индивидуализация.

Исходя из задач программы и планируемых результатов, я создаю “ситуацию успеха” для каждого ребенка так, предлагаю такие задания, с которыми он обязательно справится, хвалю даже за самую маленькую удачу, это внушает ребенку уверенность в собственных силах и появляется желание достичь хороших результатов, чтобы вновь ощутить радость успеха.

Индивидуальный образовательный маршрут обучения предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися заданий по их способностям, возможность максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности ребенка.

На занятиях применяю различные методы:

  •  Словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
  • Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и       лучшего усвоения навыков ручного труда;
  • Наглядный метод  служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
  • Последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;
  • Познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;
  • Репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
  • Исследовательский;
  • Объяснительно- иллюстративный метод;
  • Метод самостоятельной работы;
  • Создание ситуации успеха;
  • Метод стимулирования;
  • Оздоровительный метод.

Теоретические и практические занятия провожу с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик. Весь образовательный процесс  ориентирую на формирование учебных универсальных действий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Способы организации деятельности: 

  • игра;
  • опытно-экспериментальное действие;
  • групповая;
  • в малых группах.

Формы организации занятий :  

  • практические работы репродуктивного и творческого характера,
  • познавательная игра.
  • учебное занятие
  • ролевые игры
  • творческие выставки
  • конкурсы

Система оценки

Критерии оценки.

Для оценки знаний и практических умений проводится входной контроль (см.приложение).

Промежуточный контроль (1 полугодие), итоговый контроль (в конце учебного года) проводятся для оценки качества усвоения пройденного материала программы. Форма проведения выполнение творческой работы по заданной теме.

На каждом занятии обучающимся даются различные задания в игровой форме с привлечением наглядных материалов по изучаемой теме, а последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме.

Оценка теоретических знаний проводится по трём уровням: «Высокий» - хорошее знание терминов, видов инструментов, техник аппликативных работ и т.д.

«Средний» - вызывает затруднения в названии терминов, видов инструментов, техник аппликативных работ и т.д.

«Минимальный» - не может назвать  без помощи педагога. 

Практическая работа оценивается по следующим критериям:

  • Качество выполнения отдельных элементов;
  • Качество и аккуратность готовой работы;
  • Самостоятельность выполнения работы;

Оценка практического задания проводится также по 3 уровням: «Высокий» - 3балла; «Средний» - 2 балла; «Низкий» - 1 балл (см.приложение).

1 год обучения

Принимаются дети 5-6 лет, не имеющих специальной подготовки, занятия проводятся на базе детского сада, два раза в неделю по два часа, общее количество часов на каждый  учебный год - 144. 

Каждое занятие по программе включает теоретическую часть и практическое выполнение задания (готовый продукт).

Тематический план 1 года обучения

Наименование разделов

часов

теория

практика

всего

1

Аппликация

2

28

30

2

Конструирование из бумаги

4

40

44

3

Лепка

2

38

40

4

Коллаж из бытового бросового материала

2

22

24

5

Подготовка и работа на выставке

6

-

6

16

128

144

Учебно-тематический план  1 года обучения программа «Умей-ка» возраст 5-6 лет, старшая группа детского сада

Название занятий

часы

Результат

1

Вводное. Виды изобразительного искусства

2

Знакомство с миром искусства

2

Аппликация рельефная

Осенние листья в вазе

2

Знакомство с приемами последовательного наклеивания для создания полу - объема из бумажных деталей. Освоение приемов симметричного вырезания заданных форм

3

Веселые человечки (предметная лепка)

2

Лепка фигуры человека разной формы : девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений

4

Клоун (Силуэтная аппликация)

2

Разметка круга по шаблону, освоения приемов резания кругов и овалов

5

Кошка с котенком (лепка сюжетная )

2

Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине; составление сюжетной композиции

6

Наш город (аппликация сюжетная)

2

Вырезание домов из бумаги, сложенной дважды пополам; составление панорамы с частичным наложением элементов

7

Дерево на ветру (плоскостная лепка)

2

Передача динамичного состояния неподвижного объекта

8

Цветик-семицветик (конструирование из бумаги)

2

Симметричное вырезание лепестков, название частей растения, закрепление лепестков на ножке-стебельке разными способами

октябрь

1

Кошки на окошке (силуэтная аппликация и декоративное рисование)

2

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы

2

Воробей (сюжетное рисование пластилином)

2

Создание образа из овалов разной величины (большой овал туловище, малый овал- голова, средний овал- крыло)

3

Осенний ковер (аппликация обрывная)

2

Знакомство с цветовым кругом, теплыми и холодными цветами, составление осенней цветовой палитры

4

Бабочки (поделка из бумаги)

2

Работа по шаблонам, двустороннее склеивание, создание мобилей для украшения группы

5

Рыбки в пруду (аппликация геометрическая)

2

Создание образов обитателей аквариума из треугольников и овалов

6

Оригами для маленьких

Кораблик

2

Тренировка рук на точность складывания, бумажного листа, знакомство с условными обозначениями в оригами.

7

Лепка сюжетная Веселый зоопарк Слоник

2

Лепка фигуры из 5-8 частей разной формы и величины

8

Аппликация из бумаги Сова

2

Круги, моделирование на плоскости, составлять из частей целое

Сведения о сове

ноябрь

1

Лепка экспериментирование Пернатые, мохнатые, колючие

2

Экспериментирование с пластическим материалом для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя)

2

Конструирование из бумаги Паучок

2

учить детей выполнять поделки из полос бумаги, развивать пространственное видение

3

Лепка по мотивам народной игрушки Лошадка(веселая карусель)

2

Лепка лошадки из цилиндра (приемом надрезания с двух сторон), декоративное оформление , штампиками (круги, точки, прямые линии, штрихи)

4

Обрывная аппликация Золотые березы

2

Рисование березы по мотивам стихотворения (Три подружки, три березки…) гармоничное сочетание разных изобразительных техник

5

Конструирование из бумаги Кукла –настроение (на пальчик)

2

Придавать бумажной заготовке определенную форму

6

Оригами для маленьких

Собачка (голова, туловище)

2

Тренировка рук на точность складывания, бумажного листа

7

Аппликация+ конструирование из мятой бумаги Сова

2

Свободное экспериментирование с листом бумаги, придание формы, аппликативное оформление работы

8

аппликация из бумаги с элементами оригами Снегирь на ветке ели

2

Вырезание ветки ели из бумаги сложенной пополам, композиционное расположение деталей на картине

декабрь

1

Плоскостная лепка на пластиковой крышке Снеговик

2

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие

2

Аппликация сюжетная с элементами рисования Зимушка-зима

2

Симметричное вырезание елей из бумаги сложенной пополам

3

Аппликация из фольги и фантиков Звездочки танцуют (зимнее окошко)

2

Вырезание звездочек из фольги и фантиков сложенных дважды по диагонали; освоение прорезного декора

4

Моделирование новогодних игрушек Зимние цветы

2

Вырезание цветов из полосок бумаги сложенной вдвое, скручивание полученных заготовок в цилиндр (формирование лепестков цветка) и оформление середины цветка мишурой

5

Аппликация из карандашных очисток Новогодние шары

2

заполнять пространство контурного изображения рисунка в заданном направлении

6

Лепка сюжетная Дед Мороз и Снегурочка

2

Лепка фигуры человека конуса, передача несложных движений, декоративное оформление

7

Конструирование из бумаги  с элементами рисования Новогодние птицы

2

Вырезание птиц из бумаги сложенной вдвое по шаблону, декоративное оформление по замыслу, создание мобилей для украшения интерьера

8

Аппликация с элементами конструирования Елочки-красавицы

2

Изготовление поздравительных открыток-самоделок с сюрпризом (симметричным способом)

январь

1

Аппликация обрывная "Белый мишка"

2

Создание сюжетной композиции из фигурок выполненных на основе овала и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание)

2

Лепка коллективная Упряжка оленей

2

Создание сюжетной композиции из вылепленных фигурок с привлечение дополнительных материалов

3

Аппликация с элементами рисования Заснеженный дом

2

Создание выразительного образа, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная)

4

Аппликация из бумаги Веселые портреты

2

Вырезание овала лица из бумаги сложенной вдвое, оформление прически обрывной аппликацией

5

Лепка плоскостная на пластиковой крышке Портрет друга

2

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие

6

Конструирование из бумажных лент Лиса и заяц

2

Формировать объемные фигуры из полосок бумаги разной длины. Создание бумажных форм «кольцо», «капля», «глаз»

7

Аппликация Банка варенья для Карлсона

2

учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа (расположение одинаковых элементов на плоскости другой фигуры)

8

Аппликация ленточная Хоровод

2

Расширение изобразительных и смысловых возможностей ленточной аппликации (вырезание из бумаги сложенной гармошкой)

февраль

1

Лепка из цветных полос Улитка

2

Приемы лепки из прямоугольных пластинок пластилина

2

Аппликация из геометрических форм Лошарик

2

Создание образа мультипликационного героя из кругов разного диаметра

3

Лепка коллективная  На арене цирка (дрессированные животные)

2

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки- из цилиндра (валика) согнутого дугой и надрезанного с двух сторон

4

Аппликация предметно-декоративная Галстук для папы (открытка)

2

Освоение и сравнение разных способов изготовления и оформления галстука из цветной бумаги

5

Лепка из соленого теста Медаль для папы

2

Изготовление подарков папам своими руками лепка с символикой или орнаментом

6

Конструирование из бумажных полос Пчелка Жу-жу

2

Осваиваем двух полосное плетение. Развитие пространственного видения

7

Лепка плоскостная Птицы нашего края Синица

2

Создание образа из овалов разной величины (большой овал туловище, малый овал- голова, средний овал- крыло)

8

Аппликация с элементами рисования Тучка-летучка

2

Создание выразительного образа, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная)

март

1

Лепка декоративная с элементами торцевания на пластилине Корзина с цветами

2

Лепка корзины из жгутиков способом простого переплетения, цветы(торцевание из гофрированной бумаги на пластилине)

2

Оригами + аппликация Весенний букет (коллективная работа)

2

Изготовление тюльпанов в технике оригами и вырезание листьев из бумажных прямоугольников сложенных пополам, создавать коллективную композицию из отдельных предметов

3

Коллаж  из фантиков Сказочная птица

2

Создание многоцветных аппликативных образов сказочной птицы по замыслу

4

Конструирование из бумаги с элементами аппликации (геометрический узор)  Веселые червячки

2

Моделирование фигуры на плоскости из бумажных лент, декоративное украшение геометрическим орнаментом из треугольников

5

Аппликация из резаных нитей «Мир цветов»

«Одуванчик»

2

развивать творческие и конструкторские способности детей, выкладывание рисунка «резанкой» по заданной форме

6

Лепка плоскостная

Дерево на ветру

2

Знакомство с новым приемом растяжкой (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер)

7

Аппликация с элементами рисования Раковина для Русалочки

2

Симметричное расположение узора на  лучевых осях раковины , творческое применение разных техник аппликации (симметричная, накладная)

8

Конструирование из бумаги с элементами рисования «Мир цветов»

Подснежники на поляне

2

Складывание квадрата по диагонали (цветок) , композиционное размещение одинаковых элементов на плоскости заданной формы (полянка) с дорисовкой недостающих частей

апрель

1

Аппликация сюжетная Апрель-капель

2

Создание сосулек из бумаги, самостоятельное комбинирование приемов силуэтной и рельефной (мятая бумага) аппликации

2

Аппликация с элементами рисования  Первые листочки - ветки в вазе

2

Симметричное вырезание листочков , развитие композиционных умений, поиск гармоничного расположения предметов

3

Лепка предметная Зоопарк Крокодил

2

Лепка крокодила из цилиндра (приемом надрезания с одной стороны), декоративное оформление

4

Аппликация коллаж  Зоопарк Черепаха (коллективная работа)

2

Одеть черепаху в разноцветный панцирь из квадратов разной величины и цвета методам наложения аппликативных элементов

5

Лепка плоскостная (рельефная) Павлин

2

закрепление приема –цветовая растяжка (хвост), задать правильное направление мазка , колористическое решение темы и усиление эмоциональной выразительности

6

Аппликация силуэтная Стайка рыб

2

Вырезание симметричных силуэтов из бумажного листа сложенного пополам, с разными формами плавников и хвоста (самостоятельный выбор) Активизация способов вырезания различных геометрических форм

7

Лепка с натуры Чудесные раковины

2

Лепка плоских и объемных раковин разными способами: расплющивание исходной формы (шар, овоид, конус) и ее видоизменение (трансформация)

8

Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования «по морям, по волнам…»

2

Создание корабликов из бумаги, самостоятельное комбинирование приемов силуэтной и рельефной аппликации (передача движения)

май

1

Конструирование из бумаги Курочка

2

Моделирование- из сектора круга сформировать конус, декоративное оформление пушистыми перышками из бумаги

2

Конструирование из бумажных салфеток Цыпленок

2

Моделирование из кругов, совершенствование техники вырезания округлых форм, надрезаем круги по радиальным линиям, развитие творческого воображения

3

Коллаж «Птицы нашего края» Сорока

2

Создание выразительного образа, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, накладная)

4

Лепка сюжетная Львенок и Черепаха

2

передача несложных движений, декоративное оформление

5

Аппликация силуэтная симметричная Нарядные бабочки

2

Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, оформление по своему желанию

6

Конструирование из бумаги Божья коровка

2

учить детей выполнять поделки из полос бумаги, с передать характерные особенности и цвета божьей коровки

7

Лепка сюжетная из цветного теста Семейка ежей (коллективная работа)

2

Лепка из овалов однородных фигурок, различающихся по величине. Составление сюжетной композиции

8

Аппликация силуэтная с элементами рисования  Цветные ладошки (Солнышко дружбы)

2

Вырезание по нарисованному контуру, составление общей композиции

Занятия по разделам  программы проводятся по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.

Формы организации занятий: практическая работа репродуктивного и творческо-поискового характера; познавательная игра. 
Способы организации деятельности: игра; опытно-экспериментальное действие; групповая.

Темы занятий сообразно принципу сезонности, сгруппированы по временам года,  учебно- тематический план составлен по  « принципу интереса», то есть занятия чередуются по видам изобразительной деятельности (лепка, аппликация, конструирование из бумаги, коллажи из бросового материала).

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации, лепки, конструированию из различных материалов создает основу для творческого выражения ребенка в самостоятельной деятельности. А последовательный метод позволяет все реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенные приемы работы повторяются в той или иной форме.

 Занятия, проводимые по разделу аппликация включают в себя ряд методических приемов, направленных на формирование у детей навыков сотрудничества с взрослыми, активное использование речевых средств,  развитие умений вырезать , умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Это игровые моменты (дидактические игры), проведение анализа рассматриваемых образцов, теоретические сведения, практическая работа, повторение  материала предыдущего занятия, изучение нового материала, поощрение и похвала.

В конце первого года,  по разделу аппликация, дети должны:

- иметь представление о техниках аппликации (симметричная, обрывная, накладная);

- знания инструментов и материалов для скрепления (ножницы, скотч, клей ПВА, стиплер);

-  разрезание бумаги по линии сгиба и на глаз;

- вырезание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой;

- вырезание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;

- вырезание по контуру;

- создание формы путем обрывания (ощипывания) кусочков бумаги;
- усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; последовательное наклеивание форм).
 - уметь выполнять практические работы, предусмотренные учебно-тематическим планом;

-владеть способностью к бесконфликтному существованию в коллективе, иметь навыки коммуникативного общения.

На занятиях по разделу лепка решаются следующие задачи:

-Учить передавать характерные признаки предметов, их форму, придерживаться пропорций.

-Использовать усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п. 

-Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей.

-Закрепить умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

-Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

-Формировать умение лепить по представлению персонажей сказок, мультфильмов.  Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. 

-Учить, пользоваться стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.

Для решения этих задач используется наглядный метод (иллюстрации и демонстрации) во взаимосвязи со словесными (рассказ, объяснение) и практическими методами.

В конце первого года,  по разделу лепка дети должны:

-делить тесто (пластилин) на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус тема: «Веселые человечки»;

- лепить части, в основе которых лежит диск ( тема: «Портрет друга»);

- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей из теста (пластилина), сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой.

- лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы, способы.

- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур

- приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание);

- коллективная оценка результатов работы.

В разделах программы конструирование из бумаги и коллажи из бросового материала,

Применяю интегрированные по содержанию занятия, которые в большей степени отвечают концепции личностно - ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, его коммуникативных умений. Например: на занятиях  «Пчелка Жу-жу» обобщаю данные о насекомых, а в заключении детьми изготавливается объемная поделка из полос бумаги. Изготовление мобилей – это дизайн-деятельность, ребенок получает культурный опыт в создании рукотворных предметов, которые служат для обустройства игрового и бытового пространства (тема «Бабочки»).

Формы организации работы на занятии – фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

В конце первого года по разделам конструирование из бумаги и коллажи из бросового материала дети должны:

- знать виды бумаги (картон, альбомная, газетная );

- знать свойства бумаги (рвется, мнется, сгибается, намокает);

- владение терминологией (понятие «геометрические фигуры»;      «композиция», «линия сгиба»);

-совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

-создавать из бумажных цилиндров фигурки людей и фигурки животных, путем их соединения;

2 год обучения

Принимаются дети 6-7 лет, прошедшие первый год обучения или владеющие умениями и навыками первого года обучения, прошедшие тестирование, занятия проводятся на базе детского сада, два раза в неделю по два часа, общее количество часов на каждый  учебный год – 144

В конце второго года дети по разделу аппликация должны:

-усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки, ажурные цветы);

- уметь вырезать многофигурные симметричные изображения;

- научиться выполнять практические работы качественно, аккуратно - иметь способность и умение оценивать свой труд и труд других;

- иметь творческий подход к работе;

- иметь доброжелательность, склонность к сотрудничеству, к бесконфликтному общению.

В конце второго года дети по разделу лепка должны:

-уметь применять полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи;

-уметь повторять образец, работать по технологическим картам;

- применять знание способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления;

В конце второго года дети должны по разделу конструирование из бумаги и коллажи из бросового материала дети должны:

-уметь использовать разные материалы согласно замыслу, располагать их на цветном фоне;

- работать с шаблонами для изготовления мобилей;

Формы подведения итогов по разделам программы это выставки творческих работ детей.

Тематический план 2 года обучения

Наименование разделов

часов

теория

практика

всего

1

Аппликация

2

28

30

2

Конструирование из бумаги

4

40

44

3

Лепка

2

38

40

4

Коллаж из бытового бросового материала

2

22

24

5

Подготовка и работа на выставке

6

-

6

16

128

144

Учебно-тематический план  2 года обучения программа «Умей-ка» возраст 6-7лет, подготовительная группа детского сада

Название занятий

часы

Результат

сентябрь

1

Вводное (знакомство, анкетирование, тестирование)

2

Знакомство с деятельностью объединения, выявление уровня развития художественных способностей

2

Лепка и аппликация предметная Бабочки- красавицы

2

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник

3

Аппликация декоративная (коллективная композиция) Наша клумба

2

Создание композиций на клумбах из розеток цветов округлой формы с лепестками разной формы

4

Лепка рельефная (рисование пластилином) Листопад

2

Создание по замыслу композиции из летящих листьев, цветовая растяжка

5

Аппликация декоративная (прорезной декор) Шторы для окна

2

Знакомство с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором (на полосе бумаги сложенной вдвое)

6

Аппликация из листьев Осенний букет

2

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев

7

Аппликация из листьев Утки на озере

2

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции

8

Лепка рельефная (рисование пластилином) Деревья разных форм (береза, дуб)

2

Лепка с передачей характерных особенностей деревьев

октябрь

1

Лепка по замыслу Грибное лукошко

2

Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке, совершенствование техники лепки

2

Аппликация и плетение из бумажных полос Плетеная корзинка для натюрморта

2

Создание плетенной формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов)

3

Аппликация силуэтная и декоративное рисование Осенний натюрморт (композиция в корзинке)

2

Совершенствование техник вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое для составления натюрморта в плетенной корзинке

4

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж) «Лес, точно терем расписной…»

2

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны деревьев       (обрывная, накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции

5

Конструирование из бумаги с элементами аппликации Кошки-мышки

2

Создание мобиля (симметричное склеивание заготовок, работа с шаблонами)

6

Лепка рельефная из пластилина Фрукты-овощи (витрина магазина)

2

Совершенствование техники многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции

7

Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги Кудрявые деревья

2

Вырезание двойных (симметричных) силуэтов разных деревьев с передачей характерных особенностей строения ствола и ажурной кроны

8

Рисование и аппликация из мятой бумаги Хмурое небо

2

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа  

ноябрь

1

Оригами с элементами аппликации Птицы улетаю на юг

2

Создание композиции из отдельных элементов, расширение возможностей применения обрывной аппликации для передачи выразительности образа

2

Аппликация из ваты Веселые зверюшки

2

Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой

3

Конструирование из бумаги с элементами декоративного оформления Хоровод

2

Создание коллективной композиции, рисование узоров на полукруге (сарафаны)

4

Рисование предметное Картинки из манной крупы

2

Реализовать творческую задачу, новым способом рисования при помощи клея и манки

5

Лепка рельефная по замыслу «.. Рыбы по полю гуляют..»

2

Создание по замыслу композиции из персонажей стихотворения «Путаница» К.Чуковского, совершенствование техники лепки

6

Коллаж из бумаги Шубка для ежика

2

Закрепление приемов послойного наклеивания деталей

7

Аппликация и конструирование из бумаги (спирали и пружинки) Водопад

2

учить детей выполнять поделки из полос бумаги, с передачей характерных особенностей природного явления (водопада)

8

Аппликация сюжетная Портрет моего друга

2

Создание выразительного образа с применением разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная)

декабрь

1

Аппликация декоративная с элементами дизайна Новогодние маски, короны

2

Конструирование новогодних масок для самодельных новогодних костюмов

2

Сюжетная  аппликация из мятой бумаги Снеговик и снежная баба

2

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания художественного образа  снеговиков

3

Конструирование из бумаги с декоративным рисованием Дед Мороз

2

Конусные куклы, создание выразительного образа деда Мороза  (декор из ваты, обрывная аппликация, декоративный узор в полукруге)

4

Конструирование из бумаги с декоративным рисованием Снегурочка

2

Конусные куклы, создание выразительного образа Снегурочки  (декор из ваты, обрывная аппликация, декоративный узор в полукруге)

5

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги Снегири

2

Моделирование птиц из ваты и бумаги

6

Аппликация декоративная с элементами конструирования Снежинки

2

Вырезание ажурных снежинок с опорой на схему. Формирование умения планировать работу

7

Декоративно-оформительская деятельность Новогодние игрушки

2

Создание объемных игрушек из цветной бумаги и картона путем соединения 6-8 одинаковых форм

8

Лепка плоскостная на пластиковой крышке Снеговик

2

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие

январь

1

Лепка рельефная сюжетная по мотивам русских народных сказок

2

Лепка по мотивам русских народных сказок, самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов

2

Аппликация Избушка на курьих ножках

2

Самостоятельный  поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа

3

Аппликация с элементами рисования Перо жар-птицы

2

Сочетание в одном художественном образе аппликативных и графических элементов

4

Лепка рельефная Царевна-лебедь

2

Создание образа методом послойного налепа деталей одних на другие и цветовой растяжки

5

Рисование декоративное (оформление лепных поделок)

2

Декоративное оформление формы (шаблона) по мотивам дымковской игрушки (Индюк)

6

Аппликация и рисование- фантазирование Зимний лес

2

Создание фантазийных образов деревьев, с использованием прорезного узора, ленточных элементов (спирали и пружинки), обрывной аппликации

7

Коллаж и конструирование из бумаги Терем деда Мороза

2

Создание полуобъемных форм развитие пространственного мышления и воображения

8

Конструирование из бумаги (игрушки-марионетки) Совенок

2

Знакомство с игрушками-марионетками, Формирование умения планировать работу, последовательность действий

февраль

1

Лепка сюжетная (коллективная работа) «..У Лукоморья дуб зеленый..»

2

Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения, планирование и распределение работы между участниками творческого проекта

2

Аппликация  Тридцать три богатыря

2

Создание коллективной аппликационной композиции по мотивам литературного произведения

3

Лепка рельефная На дне морском

2

Создание пластических образов подводного мира по представлению

4

Лепка, аппликация (по выбору) Чудо-кони играют в прятки

2

Самостоятельный выбор художественных материалов

5

Рыбки играют, рыбки сверкают (лепка рельефная, аппликация обрывная)

2

Создание мобилей для украшения группы жителями морских глубин

6

Конструирование из бумажных (плетение из двух полос бумаги) с элементами рисования Зловредная моль

2

Развитие пространственного видения.

7

Рисование с элементами полу-объемной аппликации Я и мой воздушный змей

2

Самостоятельный  поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания оригинального образа

8

Аппликация и рисование-фантазирование Домик с трубой и сказочный дым

2

Создание фантазийных образов

март

1

Мир цветов (аппликация полуобъемная) Ромашка

2

Создание цветка из кругов разного диаметра с оформлением закругленного края лепестков

2

Розы в корзине (Лепка сюжетная)

2

Лепка из колец разной величины по убыванию корзины, изготовление цветов на зубочистке

3

Первоцветы (Аппликация сюжетная)

2

Самостоятельный  поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника

4

Колокольчики (Модульное оригами с элементами рисования)

2

Создание композиции из элементов модульного оригами (треугольники)

5

Сказочная птица (Модульное оригами с элементами рисования)

2

Самостоятельный  поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа птицы

6

Аппликация (пейзаж) Весна идет (картины в рамочках)  

2

Оформление готовых работ (аппликаций) как завершающий этап в рамочки

7

Оригами По морям по волнам (корабли разной формы)

2

Изготовление корабликов разными  способами, создание объемной композиции из фигур

8

Аппликация сюжетная с декоративным рисованием Корабль мечты

2

Создание мобилей для украшения группы

апрель

1

Аппликация силуэтная ленточная Голуби на черепичной крыше

2

Создание коллективной композиции, свободное размещение вырезанных элементов (силуэтная ленточная и прорезная аппликация)

2

Рисование декоративное с элементами аппликации День и ночь (контраст и нюанс)

2

Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественной выразительности

3

Аппликация из цветной бумаги и фольги Разноцветные коты

2

Оформление прорезного элемента (кота) разноцветной бумагой и фольгой по выбору, оформление рамочки декоративными элементами

4

Лепка рельефная (панорама) В далеком космосе

2

Создание рельефной картины (панорамы) включающей разные космические объекты по типу мозаики, формирование навыков сотрудничества и сотворчества

5

Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы

2

Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору)

6

Аппликация с элементами декоративного рисования Открытка –сувенир Пасха

2

Беседа о декоративно-прикладном искусстве ( знакомство детей с искусством миниатюры на яйце- писанкой) Создание открытки – яйца

7

Моделирование объемных поделок на основе ваты, мятой бумаги, обрывной аппликации Гнездышко

2

Создание объемной поделки произвольное сочетание предложенных материалов для работы

8

Аппликация декоративная (прорезной декор) Салфетка

2

Освоение нового приема аппликативного оформления бытовых изделий- прорезным декором

май

1

Аппликация из ниток Пушистые картины

2

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного

2

Лепка рельефная декоративная (изразцы)

2

Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства ( букет, вазон, венок) Знакомство с искусством создания изразцов

3

Аппликация сюжетная с элементами рисования Лягушонок и водяная лилия

2

Составление сюжетной композиции самостоятельный выбор художественных материалов

4

Аппликация из мятой бумаги с элементами рисования Гроза

2

Отражение в работе представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение

5

Птица-счастья (конструирование из бумаги с элементами ленточной аппликации и декоративного рисования)

2

Создание мобилей для украшения группы ( расположение крыльев сложенных гармошкой в вертикальной или горизонтальной плоскостях

6

Моделирование объемных поделок из бисера Цветок-брошка

2

Освоение набора бисера на проволоку и формирование лепестков цветка, закрепление на подложке, ознакомление с техникой изготовление брошки

7

Моделирование объемных поделок из бисера Дерево

2

Освоение набора бисера на проволоку и формирование веток и ствола дерева ( коллективная работа)

8

Самостоятельная художественная деятельность

2

Ознакомление детей с искусством аранжировки и составления оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера

Минимально необходимое  материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы материалы и инструменты в количестве одной единицы или комплекта на одного ребенка:

  • клей карандашный ПВА, клей жидкий ПВА, клей Момент;
  • ножницы;
  • бисер набор;
  • бумага цветная;
  • картон для труда;
  • бумага офисная белая, цветная;
  • пластилин, соленое тесто для лепки;
  • карандаши цветные, простой;
  • кисти № 1,3,5;
  • краски акварельные и гуашь;
  • нитки шерстяные (разных цветов);

Список литературы

1.Интернет ресурсы: сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 

2.Максимова М.В. и др. Такие разные куклы.- М.: изд. «Эксмо», 2004

3. Митителло Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005

4.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- М.,2002

5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Умные руки: учебник для 1 класса- Самара: изд. «Учебная литература»: изд. дом «Федоров», 2008

6. Юрченко Е., Антонова О. Сто фантазий в голове (развивающие игры и упражнения). - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009

7. Лыкова И.А.«Цветные ладошки» - Москва 2007, издательство Карапуз-дидактика

8. Федеральный закон о дополнительном образовании. Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом»: образование, карьера, бизнес.Web/http//www:udo.ru/normative/1/

9.Федеральные образовательные государственные стандарты. Сайт министерства образования и науки РФ.Web:http://минобрнауки.рф/

10.

Список литературы для родителей

1. .Интернет ресурсы: детский портал Солнышко http://www.solnet.ee/ , Промокашка http://sedova.ucoz.net/publ/stranica_dlja_roditelej/2, Малыш и творчество http://masterimvmeste.blogspot.ru/.

2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010

3 Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011

4. Шпикалова Т., Величкина Г. Методические рекомендации Дымковская Игрушка (учебное издание)- М.: изд. «Мозаика-синтез», 2013

5. Шпикалова Т., Величкина Г. Методические рекомендации Гжель (учебное издание)- М.:изд. «Мозаика-синтез», 2013

6.Юрченко Е., Антонова О. Сто фантазий в голове (развивающие игры и упражнения). - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применение

Дополнительная общеобразовательная программа «Экспедиция» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с применение...

Дополнительная общеобразовательная программа «Спортландия kids» для детей старшего дошкольного возраста

1.Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. За ...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Мир сенсорики". Возраст воспитанников: от 1,6-3 лет Срок реализации: 2 года (57 часов) с1.12.2020 по 31.05.2022 учебный год.

Дополнительная общеобразовательная  программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста"Мир сенсорики".Возраст воспитанников: от 1,6-3 летСрок реализации: 2 года (57 час...

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса».        ...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....